Людмила Миронычева
Педсовет «Педагогическая копилка»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
- способствовать пониманию важности, необходимости серьезного отношения педагогов к развитию разных сторон речи детей-дошкольников
- закрепить представления о структуре речи и особенностях её развития в разном возрасте
- обозначить проблему взаимосвязи речи и общения, общения как фактор развития личности
ПЛАН ПЕДСОВЕТА:
I часть – Вступительное слово
Публикация «Педсовет „Педагогическая копилка“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
о значении грамотного построения работы по развитию речи, хороших знаний педагога в этой области для успешного взаимодействия с детьми по построению системы речевой деятельности дошкольника, о новых подходах в программе «Детство».
II часть –
1. - «Мыслим, рассуждаем»:
1/ -Дать определение понятий «речь» и «язык»
(Язык – это система знаков, используемых при общении; это общее явление, социальное, имеющее национальную принадлежность; это развивающееся явление: появляются новые слова;
Речь – это индивидуальный психический процесс, присущий каждому человеку, имеющий свои особенности)
2/ -Что является содержанием языка?
(содержание языка – социально-исторический опыт, накопленный предшествующими поколениями)
2. – «Эстафета вопросов»:
1/ -Что такое «развитие речи?» (это процесс постепенного освоения родного языка)
2/ -С какой деятельностью тесно связано развитие речи? (с познавательной деят-ю)
3/ -С каким психическим процессом связано развитие речи? (с мышлением)
4/ -Все дети усваивают язык по-разному. Что это значит? (различия в темпе освоения языка, в качественной стороне освоения)
5/ -Подумайте и назовите причины этого явления.
(состояние ЦНС, преобладание развития левого и правого полушария, наследственность, половое различие: девочки быстрее овладевают речью, мальчики – различными умениями, но к 3 годам выравниваются)
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА:
Презентация дидактических игр, изготовленных педагогами первой подгруппы.
3. – «Эстафета вопросов» (продолжение)
6/ -Какова особенность раздела развития речи в программе «Детство»?
(в каждом разделе программы выделены речевые умения.) Почему? (все, что познает ребенок, он должен представить во внешней речи)
7/ -Каков главный результат развития речи?
III часть –
Речь – это основной вид деятельности человека, а поэтому речевая деятельность имеет свою структуру
Сообщение воспитателя о структуре речевой деятельности и её особенностях в каждой возрастной группе
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПАУЗА:
Назовите литературные произведения и их автора, где в названии есть цвета
(«Красная Шапочка», «Синяя борода» - Ш. Перро; «Белый пудель» -А. Куприн; «Черная курица» -А. Погорельский; «Синие листья» -В. Осеева; «Серая шейка» -Д. Мамин-Сибиряк)
IY часть –
1. - Мы говорили: «Развивая речь – развиваем мышление, развивая мышление – развиваем речь»
Развивающая игра с педагогами – «Зарисуй загадку» (найди аналоги):
Педагогам предлагаются карточки, в середине которых наклеена картинка с изображением предмета, необходимо вписать как можно больше аналогов слов, т. е. названий других предметов сходных по различным существенным признакам.
ЩЕТКА: - игольница,пылесос,ежик,куст розы, куст шиповника, елка
НАСТОЛЬНАЯ ЛАМПА: - гриб, солнце, обогреватель, телевизор, звонок, фонарик
ПОПУГАЙ: - самолет, человек, стрекоза, радио, телевизор, жираф
ВЕРТОЛЕТ: - Карлсон, бабочка, стрекоза, птица, автобус, поезд, штопор, вентилятор
2. – Развивая речь, необходимо использовать различные методы и приемы. Один из методов программы «Детство» - модели и моделирование.
Игра «Угадай сказку»:
Педагоги поделены на две подгруппы, каждая подгруппа предъявляет по очереди модели сказок, другая подгруппа должная отгадать и назвать сказку.
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПАУЗА - «ТАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ»:
По первым строчкам узнать литературное произведение и автора.
1) – «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли…» /»Волшебник изумрудного города» А. Волков/
2) – «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле… Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери…» /»Три толстяка» Ю. Олеша/
3) – «Жил – был… Король! – немедленно воскликнут мои маленькие читатели. Нет, дети, вы не угадали. Жил – был кусок дерева…» /»Приключения Пиноккио» К. Коллоди/
4) – «24 декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату…» /»Щелкунчик и мышиный король» Э. Гофман/
5) – «Хочу вым рассказать о девочке Оле, которая вдруг увидела себя со стороны. Увидела так, как можно увидеть не себя, а совсем другую девочку – скажем сестру или подругу…» /»Королевство кривых зеркал» В. Губарев/
YI часть –
-Речь и общение – эти понятия не разделимы. Общение, что это такое? Это дар или то, чему можно научиться?
Способность к общению включает в себя три компонента:
желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»)
умение организовывать общение («Я умею»)
знание норм и правил («Я знаю»)
Всему этому ребенок научается в семье, в д/саду, в общении со взрослыми. Чем раньше мы обратим на эту сторону развития внимание, тем меньше проблем будет в его дальнейшей жизни. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Для этого используются разные игры, этюды.
Игра с педагогами – «Исполни этюд»
1/ - этюд «Через стекло»
Между вами стекло, которое не пропускает звук, вам надо сказать следующее:
• «Ты забыл надеть шапку, а на улице холодно»
• «Принеси мне стакан воды. Я хочу пить»
• «Проверь, выключила ли я чайник»
2/ - этюд «Золушка»
Золушка пришла домой печальная, она потеряла туфельку (поникшая голова, сдвинуты брови, замедленная походка)
Развивая логику мышления, важно чтобы ребенок выносил все во внешнюю речь, т. е. на вербальный уровень.
Игра с педагогами «Назови целое»:
Необходимо назвать целое, частью которого является:
- карман - окно - ствол - экран -циферблат -молодость
Вероятные причины следующих событий:
- насморк - синяк - авария - наказание - опоздание - драка
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА:
Презентация дидактических игр, изготовленных педагогами второй подгруппы.
YII часть –
-Вопросы к детям задаются разные, существует иерархия вопросов:
1) - вопросы, связанные с содержанием. Какие это вопросы, назовите их.
- что это? - из чего состоит? – частью чего являются? - какими признаками обладают?
2) – вопросы, отражающие причинно – следственные связи. Назовите такие вопросы. - зачем? - почему?
3) – вопросы, связанные с действием и способами его осуществления. Назовите их. –как? - каким образом?
4) – вопросы, касающиеся условий выполнения действий протекающих явлений. Назовите эти вопросы. – когда? - при каких условиях?
5) – вопросы, связанные с развитием речи-доказательства. Назовите их.
-как ты узнал? - как ты догадался?
6) – вопросы развития самоанализа. Назовите их.
– получилось ли то, что ты хотел? - зачем ты это делал
YIII часть –
1. «Педагогический комментарий»
- Что такое «РИТОРИКА»? (искусство речи)
На Руси риторическую науку называли «красноречием», это учение о яркой, выразительной речи, умной и «благие мысли побуждающей»
- Что нужно развивать у ребенка, чтобы он говорил красиво и правильно?
- Что значит «развивать выразительность речи»?
2. Упражнение «Как – будто…»
Педагогам предлагается прочитать стихотворение «Уронили мишку на пол»
а) – как - будто Вас вызвали на ковер к начальству и Вы оправдываетесь.
б) – как – будто Вы тонете в реке
IX часть –
-Речевой этикет. Что это такое? (это свод правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении, это относится прежде всего к правильному употреблению слов или словесных оборотов в разных ситуациях общения: приветствия, просьбы, знакомства, извинения, поздравления. По – настоящему грамотным в речевом поведении может считать себя тот, кто умеет пользоваться разными речевыми этикетными формами)
Упражнение «Назови варианты»:
Педагоги называют разные формы: - приветствий - извинений
- прощаний - просьбы
Итог:
- Таким образом, мы рассмотрели разные стороны речи, которые необходимо развивать у детей. Наша задача, чтобы ребенок выходил из детского сада грамотным в речевом отношении, т. е. овладевал всеми сторонами этого емкого понятия – это и дикция, и звуковая культура, и владение связной речью, диалогом, умением самостоятельно задавать вопросы, вступать в общение, владение культурой общения.