Светлана Степанова
Педсовет «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет
«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».
2 слайд Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образования. ФГОС требует новый подход в формировании нравственного сознания подрастающего поколения.
Публикация «Педсовет „Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
3 слайд Патриотизм (от гр. patris — родина, отечество) — чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности маленького патриота. Это процесс сложный и длительный, систематический, планомерный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности.
4 слайд Направления нравственно- патриотического воспитания :
- Семейное воспитание;
- Художественное направление;
- Экологическое направление;
- Физкультурно- оздоровительное направление;
- Историко-краеведческое направление;
- Гражданско- патриотическое направление.
Очень важно отметить, что нельзя определить ведущую, главенствующую роль какого-то направления, каждое направление имеет свою место в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.
5 слайд Этапы: предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране);
эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
6 слайд Задачи Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Воспитание уважения к труду;
Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
Формирование элементарных знаний о правах человека;
Расширение представлений о городах России;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке патриотические чувства, формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
7-8 слайд Методы и приёмы, средства нравственно-патриотического воспитания
в ДОУ
1. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.)
2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
3. Беседы с детьми о семье, детском саде, родном городе, стране;
4. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);
5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
6. Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
7. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);
8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.
9слайд экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);
- показ иллюстраций, мультфильмов, фильмов;
-прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
-организация тематических выставок;
- конкурс чтецов;
- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;
10 слайд Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные, яркие, образные, конкретные, вызывающие интерес.
Основные методы образовательного процесса:
- игровые;
- поисково-исследовательские;
- проблемные;
- воспитывающие ситуации;
- анализ и самоанализ;
- похвала, пример, одобрение,
- обращение к книге и к другим культурным источникам.
11 слайд Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
-повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);
-везде соблюдаются традиции: родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
-повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
-люди берегут и охраняют природу;
-есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
– у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
12 слайд Оснащение патриотического уголка в младших группах:
- альбомы «Моя семья», «Как мы в садике живём», «Мы по городу идём»,
- тематические иллюстрации боевой техники, к 8 марта, 23 февраля, к 9 мая,
-художественная и публицистическая литература, произведения русского народного творчества;
- предметы декоративно- прикладного искусства (матрёшки, дымковские игрушки и др.)
13 слайд Оснащение патриотического уголка в старших группах:
- семейные альбомы. «Наша группа», «Мой город»;
- реальные награды или их художественное изображение;
- запись рассказов участников сражений, их воспоминаний;
- запись рассказов детей;
- аудио-видео, CD записи с песнями времен войны;
- диафильмы, слайды, презентации.
- глобус,
- карта России,
- флаг России,
- герб России.
- портрет Путина В. В. ,
герб г. Кохма,
произведения русского народного творчества
14 слайд Планирование работы в ДОУ проходит в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, годовым планом и темами недели:
«Я и моя семья", «Мой любимый детский сад», «Мой дом, мой город», «Шире круг», «Люди и профессии», «Кто дороже всех на свете», «Народная игрушка» и др. Работа по теме недели включает оформление уголка ПОЗНАНИЯ, внесение игрового и демонстрационного пособия, занятия, совместно детско- взрослые игры патриотического направления, самостоятельную деятельность детей.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о природе, семье, родном городе, родном крае. Темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность, длительность изучения. Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование, аппликация).
15 слайд Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, для повышения познавательной активности детей, для создания эмоциональной атмосферы занятия.
Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам: ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. День защитника Отечества, День Победы, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
16 слайд Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
17 слайд В настоящее время работа по патриотическому воспитанию с родителями актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и профессионализма.
18 слайд Можно рекомендовать семейные экскурсии по району, городу, посетить с родителями музея, памятных мест, учреждений города. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, в экспозиционных стендах, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр., в совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.
19 слайд Педагоги могут организовывать занятия семейных клубов, включать работу фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, художественное творчество, народное плетение и т. д., традиционные праздники, рождественские ёлки, праздник русского самовара, березки и т. д. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
20 слайд Василий Александрович Сухомлинский сказал:
«Практика глубоко убедила нас в том, что прочная, незыблемая основа нравственных убеждений закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает. Мы добиваемся того, чтобы добро, честь и справедливость приносили ребенку личную радость, а зло, бесчестие, несправедливость – огорчение, тревогу, горе».
Спасибо за внимание!