Ирина Степанова
Педсовет «Анализ работы по реализации ОО «Труд»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет № 3 «Содержание работы по ОО «Труд»»
Повестка дня:
1. Теоретические аспекты трудового воспитания детей в условиях ДОУ;
Л. В. Кузнецова
2. Итоги тематического контроля по ОО «Труд»
И. А. Чудинова
3. Деловая игра
И. И. Степанова
Подчеркивая роль воспитания К. Д. Ушинский писал:
«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач».
Публикация «Педсовет „Анализ работы по реализации ОО „Труд“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических, педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание.
Итак, что такое труд?
Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Педагог может решать в процессе труда вопросы эстетического воспитания детей: учить их видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека; замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.
Следует приобщать детей к здоровому образу жизни через посильный труд. В процессе труда у ребят укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуется разнообразные движения. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.
Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд в его жизнь входит не однообразно, скучно – навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, ребенок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам. Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. У ребенка формируется чувство хозяина по отношению к своей группе; он учится организовывать свою бытовую сферу, постепенно и естественно осваивая необходимый для этого бытовой труд.
И так, трудовое воспитание – это процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.
Деловая игра
Наш педсовет будет проходить в форме «Деловой игры».
Сейчас предлагаю разбиться на 3 команды с помощью жеребьевки (собери пословицу)
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись;
Долгий опыт ценнее черепахового панциря.
За один раз дерева не срубишь.
Каждая команда выбирает себе капитана и придумывает название команды, записывая название на листке.
Всем командам будут предложены вопросы, которые разделены по категориям.
Каждая категория – название вида труда.
Всего 15 вопросов – по три в каждой категории. Каждый вопрос имеет определенную стоимость – количество очков. У вас это прописано в таблице (Приложение1). Один из педагогов выбирает категорию вопроса и его стоимость. Думают все педагоги, отвечает тот, кто быстрее поднимет руку за 30 секунд. Следующую категорию и стоимость вопроса выбирает тот педагог, который ответил правильно на предыдущий. Время на обдумывание ответа – 30 сек. В конце игры подводятся итоги. Выигрывает тот, кто больше всего набрал очков.
Теоретический блок
2.1. Конкурс для команд «Знатоки ФГТ»
Категория вопроса Стоимость вопроса в категории
Содержание ОО «Труд» 10 20 30
Ручной труд 10 20 30
Хозяйственно-бытовой труд 10 20 30
Самообслуживание 10 20 30
Труд в природе 10 20 30
Категория вопроса Стоимость вопроса Вопрос Ответ
Содержание ОО «Труд» 10 Какой труд можно организовать в интеграции с ОО «Худ. творчество» Ручной труд
20 Назовите цель ОО «Труд» в соответствии с ФГТ Формирование положительного отношения к труду
30 Назовите и раскройте ОО с которыми прослеживается интеграции ОО «Труд» ФК- мелкая моторика;
З – воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлении о ЗОЖ;
К- Деятельностный подход, умение договариваться.
П- формирование представлений о труде взрослых.
С- реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок».
М – приобщение к различным видам искусства;
ЧХЛ- использование худ. произведений для обогащения содержания области;
Б- формирование ОБ соб. деятельности в различных видах продуктивной деятельности.
Ручной труд 10 Какие виды деятельности входят в ручной труд? Починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек; сортирование природного материала; тонирование бумаг для рисунков и аппликаций; изготовление под руководством воспитателя мелкого счетного материала, пособий для занятий, игрушек и сувениров из природного и бросового материала, из бумаги и картона, ткани
20 С какого возраста вводится работа по ручному труду в ДОУ? Средний возраст
30 Назовите инновационные способы ручного труда? Декупаж,
Биссероплетение,
Квилинг,
Изонить,
Модульное оригами,
Торцевание
Хозяйственно-бытовой труд 10 Назовите воспитательную задачу ХБ труда? воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок, воспитание чувства взаимопомощи.
20 Перечислите качества, которые формируются у детей в процессе ХБТ? трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, коллективизм.
30 Назовите виды ХБТ в старшем дошкольном возрасте Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки. Протирать мебель
Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки, салфетки для хлебницы и т. п. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье.
Самообслуживание 10 Какие элементарные навыки самообслуживания и гигиены должны быть сформированы у детей при поступление в ДОУ? Самостоятельно одеться и раздеться. Понимать последовательность надевания одежек и знать назначение каждой из них
Пользоваться как минимум ложкой, а еще понимать, для чего нужны вилка, салфетка и носовой платок. Уметь пользоваться горшком.
20 Назовите наиболее эффективные методы привития детям навыков самообслуживания? Собственный пример взрослого, ЧХЛ, использование моделей и др, просмотр видеороликов.
30 Пятилетний Гена впервые пришел в детский сад, к труду он не был приучен. Воспитатель сразу потребовал от него убрать свою постель после сна. Мальчик сопротивлялся, взялся за работу неохотно и в конце концов не справился с нею.
Проанализируйте ситуацию, сделайте выводы как педагог должен себя вести? У ребенка еще нет и самых простых навыков. Он не знает толком, как надеть шапку, пальто, а ему говорят: заправь кровать. Понятно, что ребенку трудно сразу справиться с такой сложной работой. У него ничего не получается, он теряет веру в свои силы. Вот почему необходимо постоянно приучать детей к труду по самообслуживанию, начиная с простых, легких заданий. При этом с самого начала надо следить, чтобы дети выполняли их хорошо.
Труд в природе 10 При организации трудовой деятельности на участке, какие правила следует соблюдать? работать не в жаркие часы дня, а утром или вечером. Рабочая поза должна быть правильной.
20 К чему повышается интерес у детей при систематической организации труда в природе детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию высоких нравственных качеств.
30 Охарактеризуйте содержание труда в природе в каждом возрастном периоде. Ребенка младшего дошкольного возраста приручают к выполнению простейших поручений взрослых: с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, черепашку, поливать комнатные растения, протирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.
В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных: в уголке природы поливают растения, протирают крупные плотные листья, рыхлят землю, кормят животных, меняют им воду; на участке вместе со взрослыми выращивают овощи, цветы (при вскопке очищают почву от камней и палок, систематически поливают грядки, клумбы, рыхлят землю, собирают овощи). Старших дошкольников Осенью на своем участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковиц растений, сгребать листья, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников; принимать посильное участие в заготовке овощей и фруктов на зиму дома. Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы, выращивать для них корм.
Весной перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, саду, в цветнике. Рыхлить землю, поливать, пропалывать, прореживать, подвязывать растения, собирать урожай. Уметь правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой.
Важно формировать привычку работать по собственному желанию, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы, воспитывать участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, не избегая неприятной работы, умение сговариваться, распределять обязанности для выполнения заданий, дружно работать, помогая товарищу, добиваться качественного выполнения дела.
2.2. Конкурс капитанов
Вопросы капитанам: (За каждый правильный ответ 30 баллов)
1. Перечислите основных авторов, программы и технологии по реализации содержания ОО «Труд»?
2. Назовите направление /линии/ развития ребенка, куда входит ОО «Труд»? – социально-личностное.
3. Перечислите формы работы с семьями воспитанников по трудовому воспитанию?
Практическое задание:
3. Составить модель «Посадка садовых растений»