Ольга Шадрина
Педагогоческая диагностика как инструмент отслеживания результатов дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности воспитательной системы
в детском доме
Наша практика свидетельствуют о том, что воспитательная система детского дома,имея ту же сложную структуру,что и школьная (цели,деятельностьт,субьект деятельности отношения,среда,управление)в тоже время имеет ряд существенных отличий от функции и цели сестемы воспитательной сестемы в детском доме.
Воспитательная система детского дома, как и в школах, выполняет ряд важных
функций. Однако в нашем детском доме эти функции имеют свою специфику, а некоторые из них приобретают первостепенное значение.
В их перечне назову такие как:
Публикация «Педагогоческая диагностика как инструмент отслеживания результатов дошкольного образования» размещена в разделах
• развивающая – в детском доме это комплекс условий для полноценного развития
воспитанников, создание, по выражению Л. Н. Толстого, "гармонии их развития",
чего дети были лишены в неблагополучных семьях, стимулирование позитивных
изменений в личностном развитии детей, поддержка процессов раскрытия и само-
выражения их способностей;
• компенсаторная предполагает создание условий для компенсации у воспитанни-
ков последствий различных видов депривации, которую они испытывали с рожде-
ния, и устранение педагогической запущенности;
• защитная функция направлена на нейтрализацию негативного воздействия на ре-
бенка со стороны неблагополучных семей и факторов окружающей среды, на по-
вышение уровня социальной защищенности воспитанников в учреждении интер-
натного типа, в экстремальных условиях вообще;
• корректирующая заключается в осуществлении педагогически и психологически
целесообразной коррекции развития, поведения, общения воспитанника, испытав-
шего различные виды депривации, с целью позитивного влияния на формирование
его личности;
• регулирующая связана с упорядочением педагогических процессов и усилением их
влияния на формирование личности воспитанника, имеющего серьезные проблемы
в развитии, на нормализацию межличностных отношений в детском и взрослом
коллективах.
Таким образом, в связи с особенностями развития воспитанников и учреждения в
целом на первое место выходит необходимость создания условий для ликвидации послед-
ствий различных видов депривации.
Педагогический коллектив в воспитательной системе детского дома №1 обозначил
ведущие сферы совокупной деятельности детского дома: внешкольную познавательную
деятельность детей, деятельность воспитанников в соответствии с их интересами (игро-
вую и трудовую, область развития детского самоуправления и прочие виды проявления
детской активности. Не все они являются одинаково значимыми для воспитанников дет-
ских домов, не все способны стать факторами системообразующими.
Основные виды деятельности в детском доме №1 нацелены на позитивное разви-
тие ребенка, т. е. на развитие его интеллекта, нравственности, эмоционально-волевой сфе-
ры, в том числе – на развитие самостоятельности и физическое его развитие. Особую роль
в этом процессе играют деятельность познавательная, деятельность по интересам, труд и
игра.
Познавательная деятельность. Педагогический коллектив детского дома считает,
что главную роль в полноценном развитии личности играет самопознание (своих психофи-
зических способностей, особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни, а
также познание и принятие окружающего мира, внешнего образа мира; позитивное миро-
ощущение (уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гума-
нен).
Большое внимание воспитатели данного учреждения уделяют деятельности по ин-
тересам детей. Как показала практика, это дает возможность детям самовыразиться, са-
мореализоваться и самоопределиться профессионально.
Деятельность по интересам для детей, у значительной части которых в процессе
социализации отмечаются препятствия в виде неудач в учебе (а это становится серьезным
барьером на пути взаимодействия ребенка с другими детьми). Деятельность по интересам
предоставляет воспитаннику возможность самоутверждения и развития в других областях.
Особую значимость такая деятельность приобретает для детей в подростковом и предпод-
ростковом возрасте. Деятельность по интересам для детей-сирот – это путь вхождения в
мир, в область общественных отношений через посредство полезных занятий, через соци-
ально приемлемые формы самоутверждения.
Трудовая деятельность. Труд для воспитанников детского дома – важнейшее сред-
ство социализации. Поэтому жизнь в детском доме №1 организована таким образом, что
его воспитанники овладевают навыками в различных видах деятельности: от самообслу-
живания до предпринимательства. Особое место в овладении трудовыми навыками в дет-
ском доме занимает профессиональная ориентация и профессиональная подготовка воспи-
танников-подростков, покидающих детский дом. Близкое их знакомство с несколькими
профессиями помогает им быстрее адаптироваться к жизни за пределами учреждения, ук-
репит уверенность в себе.
Игровая деятельность – важнейшее средство развития воспитанников. Особое значение имеет игра для дошкольников и младших школьников.
Здесь воспитатели детского
дома учитывают, что в жизни этих детей до прихода их в детский дом игры как одно из условий нормального развития ребенка,как правило, отсутствовали.
Дети-сироты принадлежат к той категории детей,которые в детстве "не доиграли". Но в то же время дети-сироты играть практически не умеют. Научить их различным видам игровой деятельности -задача психологов и педагогов детских домов.
Основные направления деятельности
педагогического коллектива детского дома
I. Сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни. В работе по
данному направлению воспитатели детского дома придерживаются следующих моментов:
• не допускать ухудшения состояния здоровья воспитанников в период проживания в
детском доме;
• достичь допустимого уровня здоровья;
• создать условия для формирования ЗОЖ, к числу которых относятся:
– улучшение качества медицинского обслуживания: ежегодный медицинский осмотр.
– определение уровня физического развития и физической подготовки воспитанников
(группы здоровья);
– диагностические исследования : дозировка домашних заданий, строгое соблюдение ре-
жима дня в детском доме;
– обеспечение санитарно-гигиенического режима, санитарно-гигиеническое просвещение;
– система ОБЖ, изучение правил дорожного движения, предупреждения травматизма, тех-
ники безопасности;
– профилактика курения, употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ;
– создание благоприятной психологической среды;
– социальная защита участников воспитательного процесса.
Принципы воспитательной работы в детском доме
• четкое представление о том, что необходимо воспитывать у каждого ребенка;
• педагог должен быть образцом для подражания;
• ориентация детей на свободу выбора и демонстрация возможных следствий и последст-
вий альтернативы;
• формирование оптимистического мировоззрения, умения ощущать красоту и радость
бытия, вера в свои силы и возможности, способность преодолевать препятствия;
• видеть в каждом воспитаннике положительные черты, верить в его потенциальные воз-
можности;
• стимулирование активности ученика (сложным системам, каковым является человек,
нельзя навязывать путь развития);
• преемственность (один и тот же воспитатель ведет группу детей от приема в первый
класс до выпуска из школы).
В воспитательной работе детского дома №1 соблюдается индивидуальный подход к
воспитанникам, основанный на психолого-педагогическом мониторинге.
Воспитатели наблюдают за развитием каждого ребенка, за соответствием основных
показателей его развития возрастным нормам, за формированием личности, черт характе-
ра, регулярно проводят тестирование, консультируются с психологом.
Воспитатель пользуется психолого-педагогической информацией, полученной в хо-
де диагностики, для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях воз-
растного развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным ребенком.
Другими словами, воспитатель, занимающийся коррекцией, работает по следующей схеме:
а) Что есть?
б) Что должно быть?
в) Что надо сделать для достижения положительного результата?
Важнейшим элементом воспитательной системы детского дома является целена-
правленное экономическое воспитание детей. Основная цель этой работы – вовлечь уча-
щихся в реальные экономические взаимоотношения, воспитать в них бережливость, подго-
товить к самостоятельной жизни. Это особенно важно. Наряду с традиционными методами
работы по экономическому воспитанию наши воспитатели нашли и применяют более дей-
ственные формы и способы воспитания:
- информирование ребенка о наличии денег на сберегательной книжке, обсуждение с воспитателем,как им можно распорядиться после выхода воспитаника из детского дома.
- посещение торговых точек и самостоятельные действия при покупке товара;
- планирование расходов.
Особенностью организации учебно-воспитательного процесса в детских домах явля-
ется самоподготовка. Это организованный процесс подготовки домашнего задания в условиях разновозрастного состава воспитаников.
В настоящее время, понимая значимость
решаемых проблем, воспитатели на самоподготовках должны:
- учить воспитанников рационально распределять свое рабочее время;
- формировать навыки поиска дополнительной информации по заданной теме;
- учить пользоваться памятками-правилами, разработанными учителями по каждому виду
самостоятельной работы;
- стимулировать самостоятельную работу, задавая проблемные вопросы по изучаемой те-
- вырабатывать у детей потребность правильно вести запись домашнего задания;
- проверять выполнение домашнего задания и, по возможности, правильность выполнения;
- знать потенциальные возможности учебной деятельности каждого ребен-
ка, примерный объем и уровень трудности домашнего задания по каждому предмету.