МААМ-картинки

Педагогоческая диагностика как инструмент отслеживания результатов дошкольного образования (3 фото)

Ольга Шадрина
Педагогоческая диагностика как инструмент отслеживания результатов дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности воспитательной системы

в детском доме

Наша практика свидетельствуют о том, что воспитательная система детского дома,имея ту же сложную структуру,что и школьная (цели,деятельностьт,субьект деятельности отношения,среда,управление)в тоже время имеет ряд существенных отличий от функции и цели сестемы воспитательной сестемы в детском доме.

Воспитательная система детского дома, как и в школах, выполняет ряд важных

функций. Однако в нашем детском доме эти функции имеют свою специфику, а некоторые из них приобретают первостепенное значение.

В их перечне назову такие как:

Темочки:

• развивающая – в детском доме это комплекс условий для полноценного развития

воспитанников, создание, по выражению Л. Н. Толстого, "гармонии их развития",

чего дети были лишены в неблагополучных семьях, стимулирование позитивных

изменений в личностном развитии детей, поддержка процессов раскрытия и само-

выражения их способностей;

• компенсаторная предполагает создание условий для компенсации у воспитанни-

ков последствий различных видов депривации, которую они испытывали с рожде-

ния, и устранение педагогической запущенности;

• защитная функция направлена на нейтрализацию негативного воздействия на ре-

бенка со стороны неблагополучных семей и факторов окружающей среды, на по-

вышение уровня социальной защищенности воспитанников в учреждении интер-

натного типа, в экстремальных условиях вообще;

• корректирующая заключается в осуществлении педагогически и психологически

целесообразной коррекции развития, поведения, общения воспитанника, испытав-

шего различные виды депривации, с целью позитивного влияния на формирование

его личности;

• регулирующая связана с упорядочением педагогических процессов и усилением их

влияния на формирование личности воспитанника, имеющего серьезные проблемы

в развитии, на нормализацию межличностных отношений в детском и взрослом

коллективах.

Таким образом, в связи с особенностями развития воспитанников и учреждения в

целом на первое место выходит необходимость создания условий для ликвидации послед-

ствий различных видов депривации.

Педагогический коллектив в воспитательной системе детского дома №1 обозначил

ведущие сферы совокупной деятельности детского дома: внешкольную познавательную

деятельность детей, деятельность воспитанников в соответствии с их интересами (игро-

вую и трудовую, область развития детского самоуправления и прочие виды проявления

детской активности. Не все они являются одинаково значимыми для воспитанников дет-

ских домов, не все способны стать факторами системообразующими.

Основные виды деятельности в детском доме №1 нацелены на позитивное разви-

тие ребенка, т. е. на развитие его интеллекта, нравственности, эмоционально-волевой сфе-

ры, в том числе – на развитие самостоятельности и физическое его развитие. Особую роль

в этом процессе играют деятельность познавательная, деятельность по интересам, труд и

игра.

Познавательная деятельность. Педагогический коллектив детского дома считает,

что главную роль в полноценном развитии личности играет самопознание (своих психофи-

зических способностей, особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни, а

также познание и принятие окружающего мира, внешнего образа мира; позитивное миро-

ощущение (уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гума-

нен).

Большое внимание воспитатели данного учреждения уделяют деятельности по ин-

тересам детей. Как показала практика, это дает возможность детям самовыразиться, са-

мореализоваться и самоопределиться профессионально.

Деятельность по интересам для детей, у значительной части которых в процессе

социализации отмечаются препятствия в виде неудач в учебе (а это становится серьезным

барьером на пути взаимодействия ребенка с другими детьми). Деятельность по интересам

предоставляет воспитаннику возможность самоутверждения и развития в других областях.

Особую значимость такая деятельность приобретает для детей в подростковом и предпод-

ростковом возрасте. Деятельность по интересам для детей-сирот – это путь вхождения в

мир, в область общественных отношений через посредство полезных занятий, через соци-

ально приемлемые формы самоутверждения.

Трудовая деятельность. Труд для воспитанников детского дома – важнейшее сред-

ство социализации. Поэтому жизнь в детском доме №1 организована таким образом, что

его воспитанники овладевают навыками в различных видах деятельности: от самообслу-

живания до предпринимательства. Особое место в овладении трудовыми навыками в дет-

ском доме занимает профессиональная ориентация и профессиональная подготовка воспи-

танников-подростков, покидающих детский дом. Близкое их знакомство с несколькими

профессиями помогает им быстрее адаптироваться к жизни за пределами учреждения, ук-

репит уверенность в себе.

Игровая деятельность – важнейшее средство развития воспитанников. Особое значение имеет игра для дошкольников и младших школьников.

Здесь воспитатели детского

дома учитывают, что в жизни этих детей до прихода их в детский дом игры как одно из условий нормального развития ребенка,как правило, отсутствовали.

Дети-сироты принадлежат к той категории детей,которые в детстве "не доиграли". Но в то же время дети-сироты играть практически не умеют. Научить их различным видам игровой деятельности -задача психологов и педагогов детских домов.

Основные направления деятельности

педагогического коллектива детского дома

I. Сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни. В работе по

данному направлению воспитатели детского дома придерживаются следующих моментов:

• не допускать ухудшения состояния здоровья воспитанников в период проживания в

детском доме;

• достичь допустимого уровня здоровья;

• создать условия для формирования ЗОЖ, к числу которых относятся:

улучшение качества медицинского обслуживания: ежегодный медицинский осмотр.

– определение уровня физического развития и физической подготовки воспитанников

(группы здоровья);

диагностические исследования : дозировка домашних заданий, строгое соблюдение ре-

жима дня в детском доме;

– обеспечение санитарно-гигиенического режима, санитарно-гигиеническое просвещение;

– система ОБЖ, изучение правил дорожного движения, предупреждения травматизма, тех-

ники безопасности;

– профилактика курения, употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ;

– создание благоприятной психологической среды;

– социальная защита участников воспитательного процесса.

Принципы воспитательной работы в детском доме

• четкое представление о том, что необходимо воспитывать у каждого ребенка;

педагог должен быть образцом для подражания;

• ориентация детей на свободу выбора и демонстрация возможных следствий и последст-

вий альтернативы;

• формирование оптимистического мировоззрения, умения ощущать красоту и радость

бытия, вера в свои силы и возможности, способность преодолевать препятствия;

• видеть в каждом воспитаннике положительные черты, верить в его потенциальные воз-

можности;

• стимулирование активности ученика (сложным системам, каковым является человек,

нельзя навязывать путь развития);

• преемственность (один и тот же воспитатель ведет группу детей от приема в первый

класс до выпуска из школы).

В воспитательной работе детского дома №1 соблюдается индивидуальный подход к

воспитанникам, основанный на психолого-педагогическом мониторинге.

Воспитатели наблюдают за развитием каждого ребенка, за соответствием основных

показателей его развития возрастным нормам, за формированием личности, черт характе-

ра, регулярно проводят тестирование, консультируются с психологом.

Воспитатель пользуется психолого-педагогической информацией, полученной в хо-

де диагностики, для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях воз-

растного развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным ребенком.

Другими словами, воспитатель, занимающийся коррекцией, работает по следующей схеме:

а) Что есть?

б) Что должно быть?

в) Что надо сделать для достижения положительного результата?

Важнейшим элементом воспитательной системы детского дома является целена-

правленное экономическое воспитание детей. Основная цель этой работы – вовлечь уча-

щихся в реальные экономические взаимоотношения, воспитать в них бережливость, подго-

товить к самостоятельной жизни. Это особенно важно. Наряду с традиционными методами

работы по экономическому воспитанию наши воспитатели нашли и применяют более дей-

ственные формы и способы воспитания:

- информирование ребенка о наличии денег на сберегательной книжке, обсуждение с воспитателем,как им можно распорядиться после выхода воспитаника из детского дома.

- посещение торговых точек и самостоятельные действия при покупке товара;

- планирование расходов.

Особенностью организации учебно-воспитательного процесса в детских домах явля-

ется самоподготовка. Это организованный процесс подготовки домашнего задания в условиях разновозрастного состава воспитаников.

В настоящее время, понимая значимость

решаемых проблем, воспитатели на самоподготовках должны:

- учить воспитанников рационально распределять свое рабочее время;

- формировать навыки поиска дополнительной информации по заданной теме;

- учить пользоваться памятками-правилами, разработанными учителями по каждому виду

самостоятельной работы;

- стимулировать самостоятельную работу, задавая проблемные вопросы по изучаемой те-

- вырабатывать у детей потребность правильно вести запись домашнего задания;

- проверять выполнение домашнего задания и, по возможности, правильность выполнения;

- знать потенциальные возможности учебной деятельности каждого ребен-

ка, примерный объем и уровень трудности домашнего задания по каждому предмету.

Педагогоческая диагностика как инструмент отслеживания результатов дошкольного образования
Фото №1 Воспитательная система детского дома как и в школах выполняет ряд важных функций Фото №2 Однако в нашем детском доме эти функции имеют свою специфику а некоторые из них приобретают первостепенное значение
Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Канбан-доска — удобный инструмент планирования для детей дошкольного возрастаКанбан-доска — удобный инструмент планирования для детей дошкольного возраста «Канбан» это инструмент визуализации процессов (в переводе с японского «Рекламная вывеска» кан – визуальный, бан – доска) Она позволяет.

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста. МайВ последнюю неделю мая с детьми проводят диагностические.

Фотоотчёт результатов экологической акции «С каждого по зёрнышку»Фотоотчёт результатов экологической акции «С каждого по зёрнышку» В течении двух недель в нашем детском саду проходила экологическая акция "С каждого по зёрнышку. " С целью сбора корма для зимующих птиц.

Конспект музыкального занятия «Музыкальный инструмент шумового оркестра — погремушка» для младшего дошкольного возраста Конспект музыкального занятия "Музыкальный инструмент шумового оркестра- погремушка (младший дошкольный возраст) Цель. 1. Знакомство с.

Конспект музыкального занятия «Ударный инструмент колокольчик» для детей среднего дошкольного возрастаКонспект музыкального занятия «Ударный инструмент колокольчик» для детей среднего дошкольного возраста Конспект музыкального занятия "Ударный инструмент - колокольчик", для детей среднего дошкольного возраста Цель. Познакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогоческая диагностика как инструмент отслеживания результатов дошкольного образования
Опубликовано: 5 октября 2024 в 17:15
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогоческая диагностика как инструмент отслеживания результатов дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шадрина (УИ 3151546) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД