Светлана Брюханцова
Педагогическое сопровождение детей в проблемных ситуациях
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
В ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЯХ
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубинштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Публикация «Педагогическое сопровождение детей в проблемных ситуациях» размещена в разделах
Так что же такое проблема?
Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект (ребёнок) хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Развитию мыслительную деятельность у ребенка способствуют проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
Характерные признаки проблемности на занятии :
• Возникает состояние интеллектуального затруднения;
• Возникает противоречивая ситуация;
• Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении :
1. воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
2. воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему : ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
Человек, как считает С. Л. Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом.
Мы должны приучать детей не бояться допускать ошибки, не читать им нравоучения. Ведь это порождает робость. Если ребёнок боится ошибиться, то он не будет сам решать поставленную проблему - он будет стремиться получить помощь от взрослого. Он будет решать только легкие проблемы.
Педагоги не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях по «Познаю мир», но и на математике, развитии речи, грамоте, конструировании. Творчески подходить к процессу развития ребенка на занятиях.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения :
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2. Проблемная ситуация должна вызвать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.
3. Быть доступным для детей и соответствовать их познавательным способностям. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для детей сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации учащихся.
4. Задания должны быть таковыми, чтобы дети не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного решения проблемы и нахождения неизвестного.
Используя данную технологию, можно добиться следующего: дети смогут отвечать на разнообразные вопросы, рассуждать и аргументировать свои действия, делать умозаключения, для решения проблемных задач использовать разнообразные приёмы исследовательской деятельности, целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств:
- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- постановка проблемных задач.
Этапы процесса решения проблемных ситуаций :
1) поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний: «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»
2) процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
3) Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.
Так, изучая тему «Вода», педагог сообщает достоверные научные знания о том, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды.
Посмотрев внимательно на комнатные цветы, овощи, выложенные на столе, дети с удивлением спрашивают: «Где же эта вода?».
Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Возникает противоречие. Дошкольник не принимает новое знание, которое не вписывается в систему его знаний, в сформировавшуюся картину мира.
В проблемном обучении выделяют три метода:
• Метод проблемного изложения
• Педагог сам формулирует проблему, выдвигает проблемную задачу. Излагает пути её решения, выдаёт результат.
• Дети являются активными и заинтересованными слушателями.
• Частично - поисковый метод.
• Проблему формулирует педагог.
• В процессе изложения темы дети формулируют и оценивают гипотезы, предлагают методы решения задач, помогают объяснить и сделать вывод по проведённому опыту или эксперименту. (В этом случае они активны в поиске разных вариантов решения проблемных задач.)
• Исследовательский метод
Предполагает наивысшую самостоятельность детей : осознав проблему, они самостоятельно формулируют проблемную задачу и сами её решают. Дети самостоятельно и последовательно проходят все этапы исследования: выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут способы их проверки. Внедрение исследовательского метода в детскую деятельность позволит сформировать творческое начало, развить интерес за счёт увеличения самостоятельности.
Но давайте вспомним: внедряя технологию проблемного обучения, мы ставим перед собой задачу развить самостоятельность детей, а это значит, что проблемные вопросы выявляют и формулируют дети тоже самостоятельно.
Дети часто задают вопросы, недаром этот возраст называют возрастом «почемучек». Вместе с тем мы говорим о системе образования, и, планируя образовательную деятельность, нам необходимо, чтобы вопросы возникали не спонтанно. Значит, одной из задач педагога является создание таких условий, при которых ребёнок смог бы выделить проблему и самостоятельно сформулировать проблемный вопрос в нужное педагогу время.
Работу можно начать с простого, но очень эффективного приёма, который позволяет сформировать навык формулировать вопрос.
Например: Игра «Да — Нетка»
Правила игры
1. Ведущий загадывает предмет, который находится в зоне видимости игроков.
2. Игроки, задавая вопросы ведущему, пытаются отгадать этот предмет.
Последовательность вопросов
• К какому миру это относится, рукотворному или природному?
• Размер.
• Форма.
• Величина.
• Цвет.
• Материал.
• Действие и т. д.
3. Водящий отвечает «да» или «нет». Если вопрос сформулирован неверно, водящий щелкает пальцами.
4. Игра закончена, когда загаданный предмет угадан.
Чтобы стимулировать познавательный интерес к природным явлениям и социальной жизни города, страны, семьи, ежедневно в промежутке между утренней гимнастикой и завтраком проводятся беседы на тему «Что нового я узнал вчера?» (В выходные, в отпуске, в новостях, из кинофильмов)
В игровой беседе «Хорошо — плохо», в которой проблемный вопрос решается частично — поисковым методом, воспитывается любовь и бережное отношение ко всему живому.
Игра «Хорошо — плохо»
• «Хорошо, что в лесу растёт много ёлочек — красавиц.
Плохо, что под Новый год их срубят под самый корешок и увезут из леса.
• Хорошо, что скоро в доме будет стоять ёлка и радовать нас.
Плохо, что полюбовавшись ёлочкой — красавицей несколько дней её выбрасывают как мусор.
• Хорошо, что каждая семья может поставить ёлку в комнате и нарядить её.
Плохо, что чем больше людей захотят поставить елочку в доме, тем больше их вырубят и их тогда меньше останется в лесу.
Как же быть? И ёлочки жалко, и людей жалко, ведь что за Новый год без ёлки.
Как тут быть, как поступить в этом случае?
Варианты решения проблемной задачи могут быть разными.
Например: покупать ёлки, специально выращенные в питомниках, купить искусственную ёлку, украсить помещение еловыми ветками
Противоречие, лежащее в основе проблемной ситуации, вызывает затруднение, которое требует преодоления. Пусковым механизмом для начала поисковой, творческой, познавательной деятельности дошкольников может стать не только осознание противоречия, затруднения, но и удивление. Удивление при столкновении с неизвестным – характерная для ребёнка реакция. Живой отклик вызывают у ребят самые обычные предметы и явления, умело представленные педагогом : дышащий плод каштана, «удивительное вещество» вода, окрашенные в необычный цвет растения, спрятанная в забавном тексте или сигнальном рисунке загадка и др.
Проблемные ситуации можно использовать во всех видах деятельности детей, на пример:
Знакомство с окружающим миром. Экология.
• С наступлением осени некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются. Почему?
• Как хлеб на стол «пришёл»?
• Если бы не было воды, воздуха, солнца. Что произошло бы тогда? И т. п.
Математика.
• Как узнать, что одних предметов больше, чем других? Как уравнять множества?
• Как можно получить на тарелке 6 яблок, если их пока только 5?
• Как определить равенство сторон квадратов? (линейкой или изготовить мерку).
Для занятий физкультурой
нужно построиться по росту. Как это сделать?
Изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование.
• Рисуя иллюстрацию к сказке, нужно показать, что главный её герой – зайчик. Что нужно сделать, чтобы все поняли, кто главный герой сказки?
• Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать быстро и аккуратно?
• Для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат голубой бумаги. Какие нужно выбрать карандаши, чтобы рыбки «не потерялись» в «воде»?
• Изобразить листья летом, осенью, весной и т. п.
• Выполняя лепку собачки перед ребёнком, стоит проблема : как показать, что собачка подаёт лапу, лает, бежит.
• При конструировании зданий можно предложить детям украсить прилегающую территорию.
• Необходимо «построить» мост такой конструкции, чтобы под ним мог проплыть корабль.
Художественная литература, развитие речи.
• После прочтения произведения, предложить поразмышлять, а как бы ты поступил на месте литературного персонажа.
• Предложить придумать свой конец сказки.
• Предложить детям «стать» иллюстратором, но нарисовать иллюстрацию словами.
• Предложить стать поэтом и придумать рифмы для стихотворения.
• Предложить расспросить родителей, знают ли они это литературное произведение, о чём оно.
• Как прочитать стихотворение, чтобы зрители поняли, что хотел передать автор.
Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуативных задач.
Например:
Ситуации в транспорте.
Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?
Ситуации с огнём.
• В квартире пожар. Что ты будешь делать?
• Дым в квартире. Твои действия.
Ситуации с водой
• Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
• В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом?
Итак, применение в образовательном процессе метода решения проблемных ситуаций помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой дошкольного образования, – формировать у воспитанников самостоятельное, активное, творческое мышление».