Ирина Владимировна Жеколдина
Педагогическое общение с детьми дошкольного возраста как фактор, обеспечивающий комфортную психологическую среду
▼ Скачать + Заказать документы
Профессия педагога- одна из древнейших и почетных профессий в истории человечества.
Успех в деятельности педагога во многом связан с культурой профессионального общения.
Она предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог-ребенок, педагог –родители, ребенок-ребенок, педагог-коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата. Мудрый педагог борется за свой авторитет, дорожит им, всячески поддерживает авторитет родителей и коллег.
Публикация «Педагогическое общение с детьми дошкольного возраста как фактор, обеспечивающий комфортную психологическую среду» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Без взрослого человека (близкого и далекого) ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться в социальную личность. Как известно, взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.
От того, как взрослый находиться рядом с ребенком, «кто вводит его в жизнь» (В. А. Сухомлинский, многое зависит. Если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они умеют уважительно общаться друг с другом, если они трудолюбивы и веселы, и его социальный образ наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия. Ив силу того, что эти первые впечатления от мира людей, они и являются самыми прочными. Если ребенок живет в обстановке нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает.
Процесс становления личности очень сложен и подвержен множеству, порой невидимых или неосознаваемых воздействий, в роли организации процесса воспитания и обучения ребенка взрослый тоже может выступать по-разному. Все зависит от его компетентности и личностных качеств. Но без обучения взрослым ребенок не может овладеть способами жизнедеятельности. Взрослый делает для ребенка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества и в конечном итоге-для прогресса человечества.
Эффективность организации педагогического процесса во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми.
Термин «общение» говорит об общности, взаимодействии людей, их сопричастности друг другу. Под общением понимается такая деятельность, которая заключается во взаимодействии с целью обмена и обогащения информацией как познавательного, так и аффективно-оценочного характера. При этом важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения. Результатом общения являются : обмен опытом, положительное влияние на взаимоотношения, стимуляция деятельности ребенка. В жизни ребенка существует две сферы общения- со взрослыми и сверстниками. На различных этапах жизнедеятельности роль тех и других изменяется.
Решающую роль в развитии ребенка играет его общение со взрослыми. Дети начинают им подражать. В основе общения со взрослым лежит потребность контакта с ним, доверчивость. Педагоги и родители поддерживают потребность ребенка в активности, самостоятельности, используют поощряющее внушение, развивают способность к самооценке собственного поведения. К пяти годам у ребенка складывается свобода поведения. Он сам становится инициатором общения с взрослыми, к которым обращается за помощью, советом, привлекает способность взрослых понять его, авторитет и знания, любовь и забота.
Педагогическое общение.
Создание оптимальных условий для развития личности ребенка в первую очередь связано с качеством педагогического общения. Существуют различные трактовки этого понятия. Е. А. Панько под педагогическим общением понимает познание воспитанника, оказание на него воспитательного воздействия, оказание на него воспитательного воздействия., организацию в различных видах деятельности, создание положительного микроклимата в группе детского коллектива.
В определении В. А. Кан-Калика педагогическое общение обязательно предполагает влияние взрослого на взаимоотношения детей.
По мнению Н. Д. Ватутиной педагогическое общение должно выступать не только как личное качество воспитателя, но как главное профессиональное умение, помогающее раскрыться индивидуальности ребенка.
Р. С. Буре и Л. Ф,Островская видят значение педагогического общения в обеспечении и создании эмоционального комфорта, профилактике и коррекции эмоционального неблагополучия детей в условиях детского коллектива. Таким образом, общение взрослого с детьми реализует разнообразные функции:
-актуализации типичных и индивидуальных качеств;
-свойств личности;
-информативную;
-нормативно-регулирующую;
-эмоциональную;
-перцептивную;
-материнскую.
Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Особое внимание уделяется развитию коммуникативной компетенции ребенка. Основным показателем и одновременно условием гармоничного, социального и личностного развития ребенка является его отношение к другому человеку как само ценности, а не как к средству. Педагог способствует развитию у детей чувство ответственности за другого человека, за общее дело, за данное слово. Способом реализации такого отношения может быть только любовь педагога, умение «влезть в шкурку ребенка» (Н. К. Крупская).
При общении с ребенком немаловажное значение имеют факторы, оказывающие влияние на его эмоциональное состояние:
- содержание и характер обращения к ребенку, направленных на организацию его деятельности или поведения;
- невербальные средства общения (мимика, интонации, прикосновения, действия);
-эмоциональная окрашенность общения;
- стиль общения педагога, отражающий его индивидуально- типологические особенности, уровень культуры (общ заинтересован человеческой и профессионально-педагогической, жизненный опыт.
-стиль общения педагога с детьми с характером взаимоотношений между сверстниками, с отношением ребенка к взрослому, к предлагаемой взрослым деятельности.
Существует несколько стилей общения педагога с детьми :
Авторитарный, демократический, попустительский, гиперопека, либеральный, пассивно-положительный, пассивно-отрицательный.
Авторитарный стиль воспитания –это стиль, при котором взаимодействие взрослого с ребенком сводится к системе жестких предписаний, требующих безоговорочного исполнения. Этот стиль подавляет инициативу и очень часто приводит к невротизации личности ребенка.
Гиперопека- это такой способ взаимодействия, при котором предоставляя ребенку надежную защиту, на самом деле, так же, как и первый, ограничивает его самостоятельность, делает его предельно зависимым от взрослого, лишает инициативности, что способствует развитию тревожности.
Попустительский стиль- взрослый только «формально» обозначает свое присутствие в образовательном процессе, при этом он не заинтересован в реальном достижении ребенка, который оказывается предоставленным сам себе, хотя взрослый и находится рядом. При этом он воспринимает ребенка скорее как помеху для собственной активности (взрослый может быть лоялен к детям, но не вникать в их проблемы).
Демократически стиль - это стиль наиболее позитивный. При этом стиле воспитания ребенок рассматривается как полноценный участник образовательного процесса, а взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел, но не освобождает от ответственности. Наоборот, ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.
При выборе стиля педагогу необходимо учитывать становление и развитие «образа Я» у ребенка, его стремление быть лучше. Иными словами, сколько, его неповторимость, его неповторимости, знаний и пониманий, потенциальное (в форме желаний, мечты, приписывания себе качеств персонажей сказок, фильмов, рассказов). Педагогическая позиция педагога проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знание и понимание его потребностей, интересов, побуждений, в устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже в случаях отрицательных поступков.
Технология педагогического общения.
Технология педагогического общения направлена на организацию определенных этапов.
1. Формирование у ребенка потребности общении, побуждение его к деловым, личностным, познавательным видам общения. М. И. Лисицина, исследуя эту проблему в отношении детей, выделила четыре формы общения взрослого с ребенком: непосредственно-эмоциональная, ситуативно-деловое, вне ситуативно-познавательное, вне ситуативно-личностное.
При этом необходимо учитывать благоприятный или не благоприятный варианты развития личности ребенка (застенчивый, тревожны, замкнутый, агрессивный и т. п.)
2. Ориентировка в целях, ситуациях общения. Педагоги откликаются на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, в случае невозможности их осуществления спокойно и доброжелательно объясняют причину. Необходимо формировать потребность творчески реализовать цели общения, создавать ситуацию самостоятельного планирования, контроля, самооценки результата своей деятельности. Создание условий перехода от постановки и определения цели деятельности к творческому характеру жизнедеятельности детей обеспечивает развитие механизмов само регуляции, само проектирование деятельности.
3. Ориентировка в личности собеседника, товарища, партнера. Взрослый способствует развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, личные вещи, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности). Важно воспитать у детей уважение и терпение к сверстникам и взрослым, независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважение к чувствам других людей, их мнениям,желаниям, взглядам. В целом педагогическая позиция взрослого способствует развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, что немаловажно при общении.
4. Планирование содержания своего общения. Взрослый помогает ребенку выбрать ту или иную деятельность. В практике, зачастую, педагогическое взаимодействие построено на прямом указании: что делать, как делать, когда и даже с кем. Педагог должен предоставить детям возможность самостоятельного выбора деятельности, нахождение средств и способов для реализации цели, обучить приемам само регуляции. Педагогическая поддержка направлена на достижении ребенком успеха. Включаясь в трудные для него задания, взрослый создает ситуации, вызывающие интеллектуальную, эмоциональную активность детей, способствующие самостоятельной реализации нормально регулирующей функции общения.
5. Корректирование направления, стиля, метода общения. Необходимо учить детей общаться. В детском коллективе создаются условия для того, чтобы у детей формировались представления о правилах взаимодействия с другим человеком, отношение к выполнению этих требований. Для этого нужно использовать сюжетно-ролевые игры, этюды, разнообразные формы игровой терапии.
Известно, что любая ситуация в системе образования организуется взрослым и взрослый всегда является – явным или неявным- ее участником. В этом смысле взрослый представляет собой устойчивую характеристику любой образовательной ситуации, которая определяется конкретными обстоятельствами времени и места, и особенностями личности взрослого. Следовательно, эффект образовательной работы зависит не только от программы, но и от личности педагога, который даже самую обычную ситуацию может сделать (или не сделать) эмоционально насыщенной, привлекательной и интересной для ребенка. Важно подчеркнуть: при работе с детьми взрослый вступает в непосредственный эмоциональный контакт с ребенком, а важность эмоциональных переживаний, особенно на ранних этапах развития, представлена в психоаналитических концепциях. Один их разработчиков такого подхода – Эрик Эриксон, подчеркивал: на различных возрастных этапах перед ребенком встают особые задачи развития, и успешное решение их возможно только с помощью взрослого, который создает социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность ребенка, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу. Но главное, взрослый несет ответственность за решение базовых, жизненных задач, которые определяют судьбу ребенка: он либо принимает этот мир и самого себя, либо относится к нему с недоверием и не верит в собственные силы.