Наталья Горлова
Педагогическое общение. Основные принципы и правила педагогического общения. Этическая защита в педагогическом общении
▼ Скачать + Заказать документы
ОБЩЕНИЕ.
Данное понятие психологи определяют как: Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского)
Процесс, который может выступать в одно и тоже время и как взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей к друг к другу, и их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания» (Педагогическое речеведенье / словарь-справочник).
Основные Функции педагогического общения:
Публикация «Педагогическое общение, Основные принципы и правила педагогического общения, Этическая защита в педагогическом общении» размещена в разделах
Информационная (передача информации вербальными невербальным способами)
Социально-перцептивная (умение педагога воспринимать и слушать ученика)
Самопрезентативная (презентация внутреннего мира педагога и воспитанника)
Интерактивная (обмен опытом, идеями, умение отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения)
Аффективная (эмоциональная стимуляция, психологический комфорт, контроль аффекта).
Функции способствующие общению
«Открытие» ребенка на общение - пробудить желание выйти на общение, снять психологические зажимы, снять страх перед неизвестностью;
«Соучастие» ребенку в процессе общения – данная функция призвана поддержать ученика в его стремлении к общению;
«Возвышение» ребенка в процессе общения - влияние на ученика, при котором ему удается в ходе взаимодействия сохранить уровень этической культуры общения и, благодаря духовным и физическим усилиям, формирование нравственных качеств личности;
Моральные Принципы Педагогического общения
-принцип ненасилия (право ученика быть тем, что он есть);
-принцип паритетности взаимоотношений;
-принцип уважения труда познания ученика;
-принцип уважения неудач и слез ребенка;
-принцип уважения тяжелой работы роста;
-принцип уважения самобытности ученика;
-принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику;
-принцип оптимальной требовательности и уважения;
-принцип опоры на положительное в ребенке;
-принцип компромиссности спорных решений;
Основа общения (Чувства)
Эмпатия; Симпатия; Антипатия.
Стиль общения, есть совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся (В. С. Грехнев).
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ - взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как равноправного партнера по общению, все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в «своих руках»
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ - почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса, - ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ - наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса в школе, высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность, -интерес к познанию ребенка
Виды Стиля и его характерные особенности
Активно- положительный (эмоционально-положительная направленность;
Ситуативный (эмоциональная нестабильность, чередования дружелюбия и враждебности);
Пассивно- положительный (общая положительная направленность в манере поведения и речевых высказываниях, но присуща некоторая замкнутость, сухость, категоричность, официальность,
Активно- отрицательный (явно выраженная эмоционально- негативная направленность, часто делает замечания, наказывает, резок, раздражителен);
Пассивно- отрицательный (не столь явно проявляет негативное отношение к воспитанникам, эмоционально вял, безучастен, равнодушен к успехам и неудачам воспитанников);
Диктат (строгая дисциплина, требования порядка и учебных успехов);
Нейтралитет (невмешательство) – свободное общение с учениками на интеллектуально-познавательном уровне, увлеченность педагогом своим предметом, эрудированность,
Опека (забота о воспитанниках, доходящая до навязчивости, боязнь дать ученикам любую самостоятельность, постоянный контакт с родителями);
Конфронтация (скрытая неприязнь к воспитанникам. постоянное недовольство работой по предмету; в общении – пренебрежительно – деловой тон,
Сотрудничество (соучастие во всех делах, интерес педагога к воспитанникам, оптимизм и взаимное доверие в общении).
Формирование педагогического стиля общения
-изучение своих личностных особенностей ;
-установление недостатков в личностном общении;
-работа по преодолению стеснительности, скованности, негативных наслоений в стиле общения;
-овладение элементами педагогического общения на основе собственных индивидуальных особенностей ;
-овладение технологией педагогического общения в соответствии со -сложившимся стилем педагогического общения.
-реальная педагогическая деятельность общения с воспитанниками – индивидуальный стиль общения.
Основные Правила Педагогического общения
-Проявление такта и уважения;
-Умение определять по внешнему виду состояние ребенка;
-Выслушивать внимательно, с уважением;
-Культура речи;
-Управление голосом;
-Управление мимикой жестами.
Этическая защита в педагогическом общении
Этическая защита - это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательств на ее достоинства. Специфика педагогической этической защиты заключается в том, что учащиеся плохо осознают наносимый ими (или им) морально-психологический урон.
Реализация педагогической защиты и ее функции
1. Сохранение педагогом собственного достоинства в общении;
2. Корректирование поведения воспитанника;
3. Сохранение достоинства ученика, нарушившего этические нормы поведения в общении.
Способы педагогической защиты (по Щурковой Н. Е.)
1.«Вопрос на воспроизведение»- способ защиты, состоящий в том, чтобы приостановить начавшееся общение на низком уровне, принижающее достоинство человека.
2.«Вопрос об адресате» - педагогом инструментуется наивное непонимание сказанного учеником. Суть данного способа в декларации невозможности той формы общения, которую предлагает воспитанник.
3.«Окультуренное воспроизведение»- производится с целью корректирования поведения ученика. Демонстрация педагогом другой формы общения - культурной.
4.«Ссылка на личностные особенности» – способ доступный для педагога с сильным характером. Состоит в отстаивании каких-либо личностных качеств.
5.«Оправдание поведения»- способ, возвышающий воспитанника в данной ситуации, подчёркивающий признание его достоинств и тем самым влияющий на изменение его низкого поведения.
6. «Проявление доброжелательности» - способ веселого игнорирования того, что произошло.