Светлана Литвинова
Педагогический совет «Внедрение в педагогическую работу региональной программы «Наш дом Южный Урал»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
Тема: «Результаты работы по вопросам художественно – эстетического и патриотического (этнокультурного) воспитания дошкольников через внедрение в педагогическую работу региональной программы Бабуновой Е. С. «Наш дом – Южный Урал».
Публикация «Педагогический совет „Внедрение в педагогическую работу региональной программы „Наш дом Южный Урал“» размещена в разделах
Цель. Анализ эффективности работы воспитателей по внедрению в педагогическую работу региональной программы Бабуновой Елены Семеновны «Наш дом – Южный Урал» с целью приобщения дошкольников к культурным ценностям, и народным традициям.
План проведения педсовета :
1. Результаты выполнения решения предыдущего педагогического совета. (заведующий дошкольного учреждения)
2. Актуальность темы педсовета (старший воспитатель)
3. Педагогическая игра вопрос – ответ (старший воспитатель)
4. Презентация проектов «Наш дом – Южный Урал» (воспитатели).
5. Результаты работы по внедрению в воспитательно –
6. образовательный процесс парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» (старший воспитатель).
7. Разное.
8. Проект решения педсовета.
Ход педсовета:
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Реализация образовательной программы предполагает проведение работы по привитию дошкольникам любви к своей Родине и своему народу.
Содержание парциальной программы «Наш дом Южный Урал» Е. С. Бабуновой позволило нам более подробно познакомить детей с миром народной культуры Южного Урала; с добрыми традициями, искусством русского, татарского и башкирского народов.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д.
В детском саду была организована систематическая работа по использованию краеведческого материала в образовательной и совместной деятельности детей от 3 до 7 лет.
Формирование у детей представлений, понятий, суждений о национальной культуре, воспитание эмоционально - ценностного отношения осуществлялось не только на занятиях познавательного цикла, но и нашло свое отражение в художественно - творческой и продуктивной деятельности детей (рисование татарских и башкирских орнаментов, слушание музыкальных произведений, чтение русских народных, татарских и башкирских сказок, просмотр мультфильмов).
При организации воспитательно - образовательного процесса воспитатели ориентировались на объем и содержание уже имеющихся знаний детей по национально – региональному компоненту, то есть учитывали познавательные возможности своей возрастной группы, шло постепенное усложнение краеведческого материала по принципу «от простого к сложному», «от близкого к далекому».
Планирование работы строилось в соответствии с решением следующих задач (в соответствии с возрастными особенностями дошкольников) :
- знакомство и воспитание интереса к произведениям устного народного творчества (потешки, прибаутки, сказки); формирование умения понимания основного содержания фольклорных произведений, так как произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма;
- знакомство с историей, жизнью, бытом народов Южного Урала, их взаимоотношениями в быту, семье, труде, особенностями отношений к природе, специфике игрового и речевого фольклора, особенностями изобразительного искусства народов Южного Урала;
- расширение представлений о животном и растительном мире Южного Урала;
- расширение и углубление детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала;
- формирование эмоционально – положительного отношения к этнокультурному наследию региона;
- развитие умения творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.
Обращение к народной традиционной культуре как средству воспитания у детей толерантности, интереса к истории и культуре разных народов, осознания своего национального “я”, расширения информационного уровня, формирования эмоциональной отзывчивости и подвигнул нас к изучению и внедрению программы воспитания и развития детей на идеях народной педагогики и программы “Наш дом – Южный Урал”.
Этапы работы :
1. Изучение конкретной литературы по данной работе, составление плана деятельности. Подбор демонстрационного и видео материала.
2. Проведение семинара “Изучаем программу “Наш дом – Южный Урал”. Предметом рассмотрения на занятиях семинара были вопросы:
• Пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.
• Включение работы по данной программе в календарное планирование.
• Использование народных игр в образовательном процессе ДОУ.
В отчетный период были проведены консультации:
• «Задачи, основные идеи, принципы программы «Наш дом – Южный Урал», «Знакомство с духовным наследием русского и башкирского и татарского народов»;
• «О проведении праздника «Сабантуй», «Башкирский национальный костюм», «Татарский национальный костюм», «Сказки»;
• «Знакомство дошкольников с народными календарно-обрядовыми праздниками».
3. Непосредственная работа по содержанию парциальной программы :
- создание различных альбомов («Народы Южного Урала», «Национальные костюмы татарского и башкирского народов», «Природа Южного Урала», «Чем славен наш край», «Татарские и башкирские сказки», «Народные игры» и др. ;
- пополнение центров патриотического воспитания коллекциями камней и минералов, моделями национальных жилищ, элементами национальной одежды;
- детям были представлены видео материалы (мультфильмы, презентации по ознакомлению с животным и растительным миром Южного Урала.
4. Проведение непосредственной образовательной деятельности, экскурсии в краеведческий музей «История русского костюма», посещение библиотеки.
В ходе приобщения к культурному наследию были использованы следующие методы:
а) методы, формирующие этнокультурное сознание (беседы, рассматривание оригинальных предметов быта: костюмы, посуда, украшения, иллюстраций, фотографии, слайдов; просмотр и прослушивание аудио - и видеозаписей с национальной музыкой, танцами;
б) игровые методы, которые помогают детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными. Закрепить знания детям помогают дидактические игры: «Угадай, чей народный костюм», «Любимые цвета народов», «Угадай, чьё национальное блюдо», «Кому, что нужно для работы».
Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания являются народные игры. Подвижные и хороводные игры выступают не только средством приобщения детей к народной культуре, но и средством развития двигательной активности.
в) методы действенно - практического стимулирования: «Путешествие по карте», «Путешествие в историю края, жизни народа, вещей, семьи, языка»; метод моделирования «Труд человека на Южном Урале», «Жилища народов Южного Урала» и др.).
В детском саду в рамках краеведческой работы проведен просмотр организованной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию по общей теме «Что мы узнали о наших соседях (народы Южного Урала).
Были просмотрены следующие занятия:
• «Степи Южного Урала»;
• «Наш город», «Экскурсия по карте города»;
• «Растения и животные Южного Урала»;
• «Сказки для маленьких» (использование народного фольклора и игр на занятиях);
• «Жилище народов Южного Урала» (юрта);
• «Сабантуй-праздник после посевной», «В гости к нашим соседям».
Формирование у детей представлений, понятий, суждений о национальной культуре, воспитание эмоционально - ценностного отношения осуществлялось не только на занятиях познавательного цикла, но и находило свое отражение в художественно - творческой и продуктивной деятельности детей.
Систематическая работа по использованию краеведческого материала, народных традиций в воспитании и развитии детей помогли сформировать представления о своей малой родине. Мы достигли главной цели - познакомили детей с особенностями родного края, пробудили в сердце ребенка интерес к нему.
Таким образом, включение национально-регионального компонента в содержание образования дошкольников, наряду с патриотическим воспитанием, позволило решать задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания.
Понимание важности этой работы нацеливает нас на дальнейшее ее продолжение совместно с семьями воспитанников, так как в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку.
Приложение
Вопросы разминки.
1. Что значит, по Вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности?
2. От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный творческий патриотизм?
3. Почему, на Ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
4. Приведите пример докучной сказки. Что такое докучная сказка?
Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на ложь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду. Докучные сказки, как и небылицы, представляют собою пародию на подлинную волшебную сказку. Различие между ними состоит в том, что в небывальщине «доведено до абсурда само содержание сказки с её тяготением к чудесному и сверхъестественному»; докучная же сказка доводит до бессмыслицы принцип связанности и протяжё нности сказки: «от сказки остается лишь пустая форма: цепочка слов, свернутая кольцом, растянутая в дурную бесконечность».
5. Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми?
6. Приведите пример какой либо татарской или башкирской народной игры. Проиграйте ее с остальными педагогами.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Проводится игра «Татарский хоровод» (татарская танцевальная мелодия)
Правила: под музыку все идут хороводом, противоходом всем идет ведущий и забирает одного, теперь они двое идут и второй забирает еще одного из общего хоровода. И таким образом постепенно в основном хороводе остается один человек, который танцует после этого для всех, остальные хлопают.)
Проект решения педсовета :
1. Продолжать активно внедрять региональный компонент (парциальную программу «Наш дом – Южный Урал» в воспитательно - образовательный процесс ДОУ).
срок: постоянно
ответственные: педагоги ДОУ
2. Продолжать работу по привлечению родителей воспитанников к обогащению представлений о русских, татарских и башкирских народных традициях; творчестве и исторических и культурных ценностях Уральского края, пересмотреть планирование по данному вопросу.
срок: постоянно
ответственные: педагоги ДОУ
3. В ходе планирования развлечений включать в их содержание народные игры, инсценировки сказок различных народов.
срок: по плану
ответственные: педагоги ДОУ