татьяна королева
Педагогический совет в ДОУ на тему «По ступенькам финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах экономического воспитания дошкольников, посредством эффективного применения современных технологий.
Задачи:
• Расширить знания педагогов в области «экономического воспитания
дошкольников: формирования предпосылок финансовой грамотности»;
Публикация «Педагогический совет в ДОУ на тему „По ступенькам финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
познакомить с методами и технологиями (технология сотрудничества, беседа- обсуждение, образовательные ситуации и т. д.) экономического воспитания.
• Совершенствовать способность педагогов применять в профессиональной деятельности свои знания и умения.
• Формировать представление педагогов о направлениях и формах взаимодействия с родителями в процессе изучения ребёнком основ финансовой грамотности
Эта тема выбрана не случайно, так как Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской федерации на 2017-2023г. г., утверждённая распоряжением правительства Российской федерации, содержит определение финансовой грамотности, в том числе и дошкольников ( В рамках Стратегии следует выделить следующие приоритетные целевые группы:
• учащиеся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования; граждане с низким и средним уровнем доходов; граждане пенсионного и предпенсионного возраста, люди с ОВЗ)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, без которых невозможно формирование финансовой грамотности.
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются : воспитание у ребёнка бережливости, деловитости, формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Приобщение детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.
Основной вид деятельности у дошкольников это – игра. Сегодня мы обсудим вопросы финансовой грамотности, используя игровой подход. Современные технологии экономического воспитания, с которыми я вас познакомлю можно использовать как в организации с детьми, так и в работе с родителями.
- Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.
Разминка:Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Сегодня густо, а завтра — пусто.
Считай деньги в своем кармане!
Цыплят по осени считают.
Лиса и во сне кур считает.
Запасливый лучше богатого.
Подрасту — свое наживу.
Деньги счет любят. /Без счета и денег нет/.
Без копейки рубля не бывает. /Копейка рубль бережет/. Из копеек рубли вырастают. Не деньги богатство - бережливость да разум. Слову — вера, хлебу — мера, а деньгам — счет. Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!
Вывод:через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, их ценности и экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.
ЗАДАНИЕ №1
Назовите профессии, в которых встречается финансовая грамотность.
Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д.)
С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)
Вывод:Это задание вы можете использовать в совместной образовательной деятельности с детьми, только вместо слов использовать картинки с изображением профессий.
«Знакомство с миром экономики через сюжетно – ролевую игру» - Безделева Е. В.
ЗАДАНИЕ №2 «Продолжи предложение».
Сейчас мы перейдем к основной части, где я познакомлю вас с игровыми технологиями, позволяющими расширить понятие финансовой грамотности в детском саду, которые можно использовать как в организованной деятельности с детьми, так и в работе с коллегами, родителями.
Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.
Если родители вовремя не объяснят ребенку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то…
1) у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
2) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
3) это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности.
Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…
1) Говорить ребенку твёрдое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
2) Удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
3) Предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.
Вывод: Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст, в котором можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки. Наша с вами задача донести до родителей сущность проблемы, научить, как правильно выходить из данной ситуации.
«Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста: что, где, когда, как?» Николаева О. А.
ЗАДАНИЕ №3
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
Следующие задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д.
1. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
2. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? («Кот в сапогах»)
3. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? («Теремок»)
4. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? («Вершки корешки»)
5. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка».)
6. В какой сказке сказочный персонаж потерял свой капитал из-за мошенничества и своей глупости? («Приключения Буратино»)
Вывод: Знакомя детей с художественной литературой, формируем у детей представление о финансовой грамотности.
ЗАДАНИЕ №4 «Скажи наоборот» (можно с мячом)
Покупатель — продавец
Покупка - продажа
Трудолюбивый — ленивый
Много — мало
Дорого — дешево
Богатый — бедный
Доход — расход
Тратить — копить
Высокие /цены/ - низкие /цен
- У всех есть своя кружковая работа и даже в кружке «Говорящие пальчики» можно включить работу по нашей теме.
ЗАДАНИЕ №5 Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать» :
Один, два, три, четыре, пять (поочередно разжимаем пальцы рук)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук, по окончании –
пальцы в кулак).
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все
пальцы).
ПОКУПАЛ БАРАН БАРАНКИ
Спозаранок (ставят ладонь на ребро)
Накупил (показывают ладонь)
Баран (кулак)
Баранок (ребро)
Для барашков (пальцы левой руки «играют»,
Для овечек (пальцы правой руки «играют»)
Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев,
Девять сушек,
Восемь плюшек,
Семь лепёшек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки
И один калач купил (показывают соответствующее количество пальцев).
Про себя не позабыл (отрицательное движение головой,
А для жёнушки — подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу).
- «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»Клочкова Н. Н. кружка «Академия финансов».
ЗАДАНИЕ № 6 «Экономический кроссворд»
1. Вывоз товаров из страны.
2. Место, где можно купить, продать товар.
3. Вещь, предмет, который можно продать или обменять.
4. Количество денег, которые надо заплатить за товар.
5. Место, где можно купить, продать товар.
6. Название действия, когда за одну вещь получаем другую.
7. Особый товар, на который можно обменять любой другой товар.
8. Место, где продают и покупают товар по самой высокой цене.
9. Что поможет быстрее продать (реализовать) товар.
Ответы. 1. Экспорт. 2. Магазин. 3. Товар. 4. Цена. 5. Базар. 6. Обмен. 7. Деньги. 8. Аукцион. 9. Реклама.
Задание к педсовету, звучало следующим образом:Изготовление и демонстрация атрибутов для сюжетно-ролевых игр («Банк», «Супермаркет» и т. д., демонстрация настольно-печатных игр.
Давайте посмотрим и поделимся опытом.
Памятка.
1
Старайтесь тратить деньги с умом! Взрослые зарабатывают
деньги свои трудом.
2
Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые,
обычно, менее затратные, чем желания.
3
Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так
вы сможете накопить сбережения.
4
Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те
товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько
товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены
и делать грамотный выбор.
5
Купите игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в
неё. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
6
Запомните, что финансовая грамотность играет огромную
роль в вашем будущем и вашей независимости!
Решение:
1. Расширить практику применения в образовательном процессе различных форм и методов, способствующих развитию интереса детей к познанию экономической картины мира.
2. Продолжать работу по оснащению предметно-развивающей среды в ДОУ и в группах. Приобрести необходимую методическую литературу, детскую художественную литературу.
3. Пополнятьи систематически обновлять дидактические игры и развивающие пособия по экономическому воспитанию детей. Педагогам творчески подходить к изготовлению пособий в данном направлении.
4. Планировать и проводить работу с родителями по вопросам экономической грамотности (наглядная информация, консультации, анкетирование, помощь в организации проектов).
Педсовет