Ольга Метелёва
Педагогический совет «Внедрение в практику работы ДОУ ФОП ДО вопросы и ответы»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство педагогов с ФОП ДО : цели, задачи, структура программы, сроки реализации в ДОО.
Что рассказать воспитателям о ФОП ДО: Воспитателям нужно рассказать о целях, задачах, структуре программы, сроках реализации в ДОО.
1. Цели, задачи, срок перехода на ФОП ДО Минпросвещения приказ от 25.11.2022 № 1028 утвердило Федеральную основную программу дошкольного образования (ФОП ДО). Цель ее – создать единое образовательное пространство. Детские сады всех форм собственности обязаны взять ее за основу. Программа определяет базовые объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования. Им должны соответствовать образовательные программы во всех детских садах с 1 сентября 2023 года (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Поэтому мы должны разработать и утвердить свою образовательную программу с учетом ФГОС ДО и федеральной программы.
Публикация «Педагогический совет „Внедрение в практику работы ДОУ ФОП ДО вопросы и ответы“» размещена в разделах
2. Новая образовательная программа детского сада Обязательную часть образовательной программы необходимо оформить виде ссылки на Федеральную программу. Часть ОП, которую формируют участники образовательных отношений, как и раньше, должна учитывать национальные, социокультурные, региональные условия, в которых находится детский сад, его традиции. Но мы так же, как и раньше, можем выбирать парциальные образовательные программы, формы работы с детьми с учетом их потребностей и интересов, возможностей ДОО.
3. Структура ФОП ДО Федеральная программа содержит три части: целевую, содержательную и организационную. Раздел Целевой Содержательный Организационный Таблица. Структура ФОП ДО Содержание 1. Пояснительная записка: цели и задачи; принципы и подходы к формированию программы. 2. Планируемые результаты, представленные в виде целевых ориентиров. 3. Подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов 1. Задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп. 2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ФОП. 3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 4. Способы и направления поддержки детской инициативы. 5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 6. Направления, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы. 7. Федеральная рабочая программа воспитания: пояснительная записка; целевой раздел; содержательный раздел; организационный раздел 1. Описание условий реализации программы: психолого-педагогические условия; особенности организации РППС; материально-техническое обеспечение ФОП, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации ФОП; кадровые условия. 2. Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах. 3. Федеральный календарный план воспитательной работы
Ответы на вопросы педагогов
1. ФОП или ФООП–как правильно? В Закон об образовании ввели новое понятие «федеральная основная общеобразовательная программа» (Федеральный закон от 24.09.2022№371-ФЗ). Несмотря на такую формулировку в Законе об образовании, ведомство использует название «федеральная образовательная программа» и аббревиатуру ФОП. Таким образом, понятия ФООП и ФОП можно считать синонимами.
2. Можно ли работать полностью по ФОП ДО? Это спорный вопрос. Нет единого мнения, но полагаем, что надо разработать свою ООП. ФОП только основа для разработки своей ООП, обязательная часть оформляется в виде ссылки (п. 4 ФОП ДО, утв. Приказом Минпросвещения от 25.11.2022 №1028). При этом помимо обязательной частив ООП ДО должна быть еще и формируемая часть, которую детский сад разрабатывает самостоятельно. Закон об образовании разрешает не разрабатывать учебно-методическую рекомендацию из ФОП, но не всю ООП ДО (п. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ). Так же не стоит забывать о том, что ООП ДО должна учитывать и индивидуальные потребности, интересы и особенности обучающихся.
3. Какие УМК использовать? УМК пока будем использовать прежние до специальных рекомендаций Минпросвещения. Но Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию. Закон разрешает детским садам использовать ее и не разрабатывать и не утверждать свою аналогичную документацию (п. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012№273-ФЗ).
4. Можно использовать при разработке ООП ДО на основе ФОП ДО вариативные и парциальные программы? Да, можно. Используйте вариативные и парциальные программы в части, которая не противоречит ФГОС ДО и ФОП ДО. Эти программы можно использовать при разработке формируемой части ООП ДО. Детский сад выбирает парциальные образовательные программы и формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а так же возможностям педагогического коллектива и детского сада в целом. Об этом говорит и ФОП ДО (п. 4 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 028).
5. Нужно разрабатывать календарный план воспитательной работы или можно работать по федеральному плану? Да, нужно. Федеральный календарный план воспитательной работы содержит единый для всех детских садов перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. ФОП ДО дает право на ряду с федеральным планом проводить иные мероприятия по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей согласно программе воспитания (п. 36 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей ООП ДО, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей дошкольников.
6. Может ли детский сад самостоятельно разработать режимы дня групп Да, может. Закон об образовании оставляет за детскими садами право самостоятельно определять режим занятий обучающихся и разрабатывать локальные акты, которые в том числе устанавливают режимные моменты (ч. 2ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012№ 273 ФЗ). Кроме того, ФОП ДО содержит только примерный режим и распорядок дня для дошкольных групп (п. 5 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028).
7. Так как мы с вами практики, то в первую очередь нас интересует, как содержание ФОП реализовать на практике. Дошкольное учреждение никто не ограничиваем в выборе методик, технологий, парциальных программ, видов деятельности и тому подобное. В то же время нам необходимо учесть все задачи и содержание ФОП. И не только его основной части, но и вариативной.
8. Занятия – это форма организации образовательной деятельности, продолжительность, время в расписании и суммарную образовательную нагрузку которых регулирует СанПиН 1.2.3685-21. Это занимательное и интересное для детей дело, посредством которое они осваивают содержание образовательных областей (пп. 24.12, 24.13 ФОП ДО). К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы. Культурные практики дают детям возможность проявить субъектность, развивают творческую, познавательную и коммуникативную инициативы, инициативу целеполагания. Культурные практики ценны тем, что ориентированы на самостоятельность, творчество, активность и инициативность детей (пп. 24.18–24.22 ФОП ДО).
9. Как проводить педагогическую диагностику достижения планируемых результатов?
Метод Ваш ответ Комментарий Наблюдение Можно Вы правы, наблюдение – это основной метод педагогической диагностики Свободные беседы с детьми Можно Вы правы, беседы дополнят результаты наблюдения Промежуточная аттестация Нельзя Вы правы, в детском саду промежуточную аттестацию не проводят Анализ продуктов детской деятельности Можно Вы правы, анализ продуктов детской деятельности дополнит результаты наблюдения Итоговая аттестация Нельзя Вы правы, в детском саду итоговую аттестацию не проводят Специальные диагностические ситуации Можно Вы правы, специальные диагностические ситуации можно использовать для диагностики развития детей Тестирование и проективные методики Нельзя Тестирование и проективные методики – это методы психологической диагностики.
10. О ценностях, к которым надо приобщать детей
Совокупные задачи воспитания в рамках социально-коммуникативного развития охватывают больше всего ценностей. Примеры задач: воспитывать уважение к своей семье, населенному пункту, родному краю, стране, к другим детям и взрослым вне зависимости от их этноса и национальности; воспитывать ценностное отношение к культурному наследию своего народа; содействовать становлению целостной картины мира на основе представлений о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи. В ходе речевого и художественно-эстетического развития педагоги должны приобщать детей к одним и тем же ценностям, но при этом решать разные задания воспитания. Так, в ходе речевого развития педагоги должны знакомить детей с формами этикета и нормами культурного поведения, учить чувствовать красоту родного языка. В ходе художественно-эстетического развития, к примеру, воспитывать у детей эстетические чувства, создавать условия для реализации их творческого потенциала.
11. «О РППС». В методических рекомендациях от Минпросвещения есть критерии оценки развивающей предметнопростраственной среды в детском саду. Так, например, среда должна быть ориентирована на повышение физической активности и творческое развитие детей, быть приспособленной для познавательной деятельности и сюжетноролевых игр, содержать элементы природы и предусматривать информационное пространство для родителей. На эти критерии должны ориентироваться педагоги, когда будут создавать РППС в своих группах. Но это не все критерии. Прежде чем переходить на федеральную образовательную программу, педколлективу предстоит провести мониторинг инфраструктуры детского сада и при необходимости спроектировать ее с учетом методических рекомендаций. В первую очередь в РППС должны быть элементы, которые можно менять и преобразовывать. То есть среда должна быть открытой. В группах должны быть современные игрушки и оборудование. Детям должно быть комфортно в группе и других помещениях ДОО. Цветовая гамма помещений должна быть сбалансированной. Группы могут украшать дизайнерские элементы и элементы художественной культуры. При этом в РППС не должно быть ничего, что может угрожать физическому и психическому здоровью детей.
Программа Воспитания направления воспитания в связи с областями развития по ФГОС ДО.
Федеральная программа воспитания
Является неотъемлемой частью Федеральной образовательной программы Основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. Современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
Цель по ФОП ДО • Разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально культурных традиций.
Направления воспитания:
Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.
• Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
• Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания
• Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
• Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
• Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
• Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
• Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Коммуникативная игра с педагогами «Стресса не боюсь!»
Разное.