Татьяна Ляпустина
Педагогический совет «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
▼ Скачать
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации работы по ранней профессиональной ориентации детей.
Задачи: Совершенствовать профориентационную работу в ОУ через внедрение современных образовательных технологий для формирования у ребенка эмоционального отношения к миру профессий.
План педсовета:
Публикация «Педагогический совет „Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников“» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
1. Доклад «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников».
2. «Ознакомление детей с профессиями родителей как способа формирование позитивных установок к труду».
3. Деловая игра «В мире профессий».
4. «Использование проектного метода в формировании первых профессиональных представлений детей».
5. Мастер – класс для педагогов: «Использование дидактических игр в ходе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых».
6. Презентация опыта работы:
7. «Использование в работе по ознакомлению детей с профессиями наглядных методов обучения
8. Презентация опыта работы: «Использование в работе по ознакомлению детей с профессиями наглядных методов обучения
Ход педсовета:
Игра «Что в ящике?» В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. (Ложка)
Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой.
Константин Дмитриевич Ушинский писал:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него
всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю Вам вспомнить свои мечты, когда вы окончили школу? Кем вы хотели стать в жизни? Какую профессию получить? Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.
Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями и рассказать ему о тех качествах характера, которые требует та или иная специальность. А воспитывать эти качества лучше с детских лет. Поэтому наш сегодняшний педсовет посвящён очень актуальной и серьёзной теме «Как правильно начинать формирование предпосылок ранней профориентации дошкольников».
Возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного
возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей
является наиболее благоприятным периодом для формирования
любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к разным профессиям.
Процессом формирования представлений дошкольников о мире труда и
профессий управляет педагог, используя в своей деятельности все
возможности процесса воспитания и обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников.
Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так образуются династии врачей, учителей, артистов, ученых ит. д. Поэтому рассказ отца или матери приносит ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Воспитатель Жаркова Н. Н. расскажет нам, как она знакомит детей с профессиями родителей, как формирует позитивные установки к труду.
В рамках преемственности по профориентации, детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Что же включает в себя работа по ранней профориентации дошкольников».
Вопрос с участием сказочных персонажей
Вопрос: Кем бы могли работать в наши дни: – Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (ответ: пародистом). – Красная Шапочка (ответ: социальным работником). – Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин (ответ: коммерсантом, животноводом, председателем колхоза).
Деловая игра «В мире профессий» - Маришкина Т. С.
Задание 1: Внимание на экран! Дана профессия и предметы труда. Необходимо определить, какой из предметов лишний.
Для справки:
Брокер - в биржевых торгах он непосредственно представляет интересы клиентов, т. е. по их поручениям он выставляет заявки на покупку или продажу того или иного финансового инструмента.
1. фотоаппарат +
2. телефон
3. компьютер
Клинер - занимается комплексной уборкой офисов, предприятий, складских помещений. За каждую уборочную операцию отвечает соответствующий специалист.
1. пылесос
2. грабли +
3. щетки
Риелтор - специалист по сделкам с недвижимостью. Оценка, купля-продажа, аренда.
1. калькулятор
2. ксерокс
3. компьютер (все варианты подходят)
Букмекер - (англ. bookmaker) - профессия человека, занятого приёмом денежных ставок и выплатой выигрышей при игре на скачках и бегах, на результаты различных спортивных событий, кроме того возможен прием ставок на исходы политических и культурных событий.
1. компьютер
2. телефон +
3. компьютер
Задание 2 «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОФЕССИИ» (на слайде)
- Вашему вниманию представлены шесть современных профессий, которые появились не так давно. Вам необходимо соотнести названия данных профессий с их характеристиками.
1. Андеррайтер
2. Маркшейдер
3. Тестер
4. Коммивояжёр
5. Мерчендайзер
6. Супервайзер
- Слушаем внимательно задание и называем номер ответа:
Характеристика профессии № правильного ответа
1. Специалист по строительству подземных сооружений (2)
2. Специалист, призванный обеспечить отличное качество программного продукта (3)
3. Специалист в области страхования, описывает, оценивает и квалифицирует риск, формирует страховой портфель. (1)
4. Руководитель группы торговых представителей, промоутеров (6)
5. Специалист по продвижению продукции в розничной торговле (5)
6. Разъездной сбытовой посредник, который, перемещаясь по рынку, выполняет роль простого посредника или действует по поручению своего клиента (продавца) (4)
Задание 3: Сейчас поговорим о тех профессиях, которые уже не существуют или «находятся на грани исчезновения». Вам необходимо назвать правильный ответ.
* Представители какой профессии в давние времена заменяли врачей?
1. кузнецы;
2. алхимики;
3. цирюльники;
4. портные.
* Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?
1. хранитель;
2. реставратор;
3. экскурсовод;
4. ресторатор.
(Ресторатор занимается ресторанным бизнесом).
* Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
1. тамада;
2. конферансье;
3. диктор;
4. спикер.
* Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?
1. провизор;
2. прозектор;
3. проректор;
4. продюсер.
* Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?
1. полотёр;
2. учитель;
3. посудомойка;
4. сторож.
(сокращение от словосочетания «школьный работник»)
Задание 4. Назвать профессии в соответствии с возрастной группой
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
(воспитатель, младший воспитателя, музыкальный руководитель, врач,
продавец, повар, шофер, строитель, учитель, почтальон, работники сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи, работники банка).
Задание 5. Упражнение "Самая-самая ".
Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор.)
• Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе.)
• Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель.)
• Самая волосатая (парикмахер.)
• Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель.)
• Самая смешная (юморист, клоун, пародист.)
• Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник.)
• Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог.)
В работе с детьми по ознакомлению с профессиями ведущая роль принадлежит наглядным методам обучения. Эта работа
требует создания определенного фонда учебно-наглядных пособий. Какие пособия можно изготовить для ознакомления детей с профессией. (Презентация наглядного материала)
Считаете ли вы, что проектный метод является эффективным методом формирования первых профессиональных представлений детей?
Презентация опыта работы «Использование проектного метода в формировании первых профессиональных представлений детей» - Казанцева И. Н.
А как вы считаете, необходимо проводить работу в дошкольном учреждении по ранней профориентации, т. к. - это дает ребенку: начальные и максимально разнообразные представления о профессиях; формирует у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; предоставляет возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
Детская игра - это первый профориентатор ребенка. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры.
Мастер – класс для педагогов: «Использование дидактических игр в ходе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых» - Пьянкова З. П.
Вопрос: Как вы формируете первые проявления профессиональной
направленности детей?
Презентация педагогов детского сада «Использование в работе по ознакомлению детей с профессиями наглядных методов обучения.
Игра с педагогами : Я Вам буду называть профессии в мужском роде, Вы должны назвать эту же профессию, в женском и наоборот.
• Она - балерина, он - … (ответ: танцовщик)
• Она - стюардесса, он - … (стюард)
• Она - медсестра, он - … (медбрат)
• Он - доктор, она - … (доктор)
• Он - водолаз, она - … (водолаз)
• Он - гимнаст, она - … (гимнастка)
• Он - поэт, она - … (поэтесса)
• Он - штукатур, она - … (штукатур)
• Он - повар, она - … (повар)
• Он - портной, она - … (портниха)
Реклама профессии
Предложить педагогам прорекламировать профессию врача и педагога.
Рефлексия по итогам работы педагогического совета.
Представленный опыт педагогов, участие родителей подтверждают, что одно из наиболее важных условий успешного развития профессиональных представлений детей о профессиях – это успешное сотрудничество детского сада, семьи, социальных партнеров, которое, к тому же, обеспечивает условия для использования педагогами различных форм образовательной деятельности детей профориентационной направленности; реализуемые формы работы с детьми достаточно эффективны в решении проблемы ранней профориентации детей, позволяют организовать работу в соответствии ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 и ФГОС ДО.
Решение:
1. Продолжить пополнение предметно-развивающей среды групп по профессиональной ориентации с учетом возраста детей.
2. Использовать продукты детской деятельности при изготовлении д/и, книжек-малышек, макетов, атрибутов в сюжетно-ролевых играх.
3. Продолжать расширять спектр сюжетно-ролевых игр с учетом знакомства с современными профессиями.
4. Продолжить взаимодействие с родителями по вопросам профориентации детей, используя активные формы работы.