Ольга Бердникова
Педагогический совет. «Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство гражданского воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: определение методов и приемов ознакомления с родным городом
Повестка:
1. Блиц – опрос «Культура родного города»
2. О проблеме воспитания гражданина
3. О результатах реализации проектов о родном городе в старших возрастных группах
Публикация «Педагогический совет, „Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство гражданского воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Презентация проекта «Абакан – уголок для души» для детей старшей группы – Миягашева Л. В., воспитатель первой квалификационной категории
Презентация проекта «Абакан» для детей подготовительной к школе группы – Берестова Г. М., Кадачникова С. Ю.
4. Об использовании методов и приемов при ознакомлении с культурой родного города
5. О решении педагогического совета.
Ход педагогического совета
1. О проблеме воспитания гражданина
Современный этап развития общества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением людей познать и понять историю и культуру родного края.
Гражданское воспитание стало неотъемлемой частью педагогического процесса современного детского сада. Оно позволяет решать задачи воспитания любви к своей малой родине, приобщать ребенка к традициям и обычаям места, где он живет. В то же время при ознакомлении ребенка с городом заметно преобладание хронологического подхода к отбору материала.
Обращение к целевым ориентирам ознакомления с родным городом показывает, что в нем преобладает два подхода. Первый подход к определению задач ознакомления детей с Абаканом можно назвать знаниевым. Здесь речь идет о формировании у детей представлений о городе, его истории и т. д.
В рамках второго подхода задачи ознакомления дошкольников с Абаканом определяются через эмоциональный компонент сознания ребенка – это воспитание любви к родному городу, гордости за то, что ты – абаканец. Данные задачи их можно рассматривать как перспективу гражданского образования подрастающего поколения, его конечный результат.
Обращение к проблеме ознакомления с культурой города дошкольников ставит ряд вопросов : с чем знакомить детей? как определить цель? В истории отечественного краеведения еще в первой половине 20 века сложился особый взгляд на город «как культурный организм» (Н. П. Анциферов). Знакомство с городом предполагает погружение в его культуру, постижение его духовных ценностей горожан, которые запечатлены в памятниках культурного наследия города. Путешествуя по городам, замечаешь: у каждого из них свой цвет, запах, ритм и свой «каменный язык» - не всегда заметная мифологическая летопись жизни горожан, их прошлого и настоящего, верований и ценностей. В старинных городах этот язык представлен большим числом предметных визуальных образов, в современных – более склонен к абстракции, выражению значений через линию, геометрическую форму.
Таким образом, целевыми ориентирами работы становятся развитие у ребенка способностей:
- чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на неё;
- находить ассоциации, связанные с раскрытием символики городского пространства, выдвигать и проверять гипотезы, экспериментировать, сравнивать, сопоставлять;
- отражать свои впечатления о городе в художественно-творческой деятельности – рисовании, придумывании сказок, сочинении загадок о городе и др.
3. О результатах реализации проектов о родном городе в старших возрастных группах
презентация проекта «Абакан – уголок для души» для детей старшей группы – Миягашева Л. В., воспитатель первой квалификационной категории
презентация проекта «Абакан» для детей подготовительной к школе группы – Берестова Г. М., Кадачникова С. Ю.
4. Об использовании методов и приемов при ознакомлении
с культурой родного города
Предлагаю вам рассмотреть использование методов и приемов при ознакомлении с культурой родного города
Процесс приобщения дошкольников к культуре родного города достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов детской деятельности.
Метод проектов, как показывает наш опыт, является наиболее эффективным в формировании гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста, воспитании любви к родному городу.
Использование технологии проектирования предполагает разработку и реализацию проектов. Поэтому содержание я представила в рамках проектов. Интеграция позволяет организовывать ознакомление с культурой родного города в разных видах деятельности, объединять программное содержание из разных проектов.
Методы, используемые мной при ознакомлении с искусством города, отвечают задачам организации педагогического процесса в совместной деятельности воспитателя и детей, соответствуют детской природе, стремлению ребенка к игре.
Использование разнообразных методов и приемов позволяет создать яркие впечатления от соприкосновения с прекрасным, пробудить творческую искру, создать ситуации «практикования в творчестве» :
- активизирующие формирование ценностных установок, позиции субъекта творческой деятельности, желание проявлять индивидуальность (рефлексия освоенного – обсуждение вопросов: «Что я нового узнал?», «Что мне больше всего понравилось, запомнилось?», «хочу сделать (нарисовать, сочинить) по-своему»;
- стимулирующие развитие художественно-эстетического восприятия, эстетических и творческих способностей (эстетических представлений, ассоциирования, воображения);
- инициирующие интересы и обогащающих творческое освоение приобретенного опыта детей (эвристические и исследовательские методы и приемы (проблемные вопросы, «загадки и секреты» искусства и творчества, детские игровые проекты);
- стимулирующие творческое отражение освоенного опыта.
Ознакомление с родным городом происходит поэтапно. Основная задача – это направленность на социализацию ребенка в пространстве городской культуры, развитие у него способности «читать город, как текст», используя язык ассоциаций.
На первом этапе в процессе ознакомления детей с родным городом важно создать визуальный ряд. Этому способствуют экскурсии, просмотр компьютерных презентаций. В единстве с просмотром презентаций используются такие методы, как игровое моделирование, игра-путешествие, архитектурные загадки.
На этом этапе важно удивить ребенка, показать, как много необычного в обычных вещах.
Прием «Описание-рассуждение» : воспитатель образно описывает создание художественного образа при рассматривании картины (скульптуры, предмета, знакомит с «историей» и последовательностью создания, приводит «эмоции и размышления автора в процессе деятельности. (скульптор пушкинского сквера)
В работе с детьми мне помогают фотоматериалы по темам: «Железное кружево Абакана», «Архитектура города», «Фонари на наших улицах», «Фонтаны», «Памятные доски», «Памятники города» и т. д.
Например:
Сегодня я приглашаю вас на прогулку по городу Абакану. (Показ слайдов)
- Знаете ли вы, что это?
- Что общего между кружевами и чугунными решётками?
- Проехать по нашим улицам одно удовольствие: осенние деревья,
красивые дома и аккуратные решётки. Кажется, что вдоль бульваров вьё тся длинная лента чугунных кружев: то широкие, то узкие, то пышные, то строгие. И окрашены они в чёрный цвет. Черные узоры решёток особенно красиво смотрятся зимой, когда белоснежный фон подчёркивает красоту и изысканность чугунного рисунка.
Следовательно, общая направленность первого этапа – усиление эмоционального отклика детей на красоту городского пространства. Это позволяет перейти к разгадыванию смыслов архитектурных сооружений и городской символики, организации «диалога» с детьми на втором этапе ознакомления с культурой родного города.
На втором этапе с помощью приема «диалоги об искусстве» рассмотрим творческие работы художников, композиторов, поэтов.
«Диалог» осуществляется через организацию восприятия городского пространства и сопровождается проблемным обсуждением.
Проблемное обсуждение направлено на выдвижение объяснительных гипотез, поиск ассоциаций, рассматривание изображений с готовыми ассоциациями и установление их значения, сравнения, формулирования вывода.
Варианты проблемных ситуаций, игр, упражнений
Проблемная ситуация «Что такое красота?». Детям предлагается подумать, что такое Красота? Обсудить провакационные вопросы: что можно назвать красивым? Кто создает красивые вещи? Зачем это делается? Как художники создают прекрасные произведения?
Проблемная ситуация «В стране Искусства». Детям предлагается отправиться в страну Искусства, порассуждать, кто живет в этой стране, какие события там могут происходить и т. д.
Прием «Образные сравнения и ассоциации». Сравнить объекты (архитектурные постройки, объекты природы) с фантастическими персонажами. Например, железный забор с пиками – с воинами-защитниками, луковку храма – с красивым головным убором. Вариант: назвать как можно больше разных образов и сравнений к какому-либо объекту.
Ролевые игры и игровые приемы: обыгрывание изображенных эпизодов, скульптур; фантазирование: о чем может многоэтажный современный дом рассказать старому маленькому домику и т. д.
При рассматривании «железного кружева»
- Давайте определим место в городе, где есть эти узоры: ворота, ограды, балконы (показ слайдов).
- Люди, проходя мимо, удивляются красоте узора да умению мастеров. Узор легкий, праздничный, как будто невидимый волшебник превратил живые букеты цветов в кружево.
При рассматривании картин используются следующие приемы:
- «Нахождение сходства и различия» - детям предлагается определить, что общего и чем отличаются рассматриваемые объекты;
- «Будь внимательным» - в изображениях или объектах найти похожие или одинаковые объекты;
- «Назови картину» - последовательно придумать названия всем картинам, скульптурам в зале и сравнить с названиями, данными авторами;
- «Подбери символы» - подобрать символы, подходящие по цветовой гамме, по содержанию;
- «Что видим, слышим, чувствуем, переживаем» - рассматривая предмет, рассказать, что видишь, какие звуки «слышишь», какие ощущения возникают при рассматривании и т. д.
- «Домысливание» - придумывание событий до и после изображенного на картине.
- «Черно-белое и цветное» - детям демонстрируется черно-белая ксерокопия и цветное изображение объекта, предлагается их сравнить, увидеть, как меняется настроение изображения с изменением цвета.
Важно обращать внимание на образность поэтического языка, например:
послушайте стихотворение «Абакан – город жизни моей» Т. Трофимец.
Город мой на широких ладонях степей,
Город мой, стал ты песней любимой моей.
Здесь меня в каждом доме встречают друзья,
Вместе все мы большая семья.
Я иду, а веселые лица детей,
Как жарки, на широких твоих площадях.
Яблонь цвет, шум дождя и дыханье Саян –
Все в тебе, мой родной Абакан.
- С чем сравнивается Абакан?
- Какими словами автор стихотворения выразил любовь к своему городу?
Цель данного этапа показать, как творческие люди выражают свое отношение к городу с помощью разных видов искусства.
Наиболее эффективным мы считаем метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Данный метод включает в себя: познавательные игры, дискуссии при обсуждении произведений искусства.
Метод контрастного сопоставления используется при обсуждении произведений искусства, например, картины летнего и зимнего городского пейзажа.
С целью эмоционального воздействия использую прием «Песенное путешествие».
- Приглашаю вас на необычное путешествие – песенное.
- Послушайте песню «Абакан вечерний».
- Что мы увидели?
Что нам помогло увидеть?
- Что вы чувствовали, когда слушали музыку?
- Песенное путешествие по вечернему Абакану нам помог провести поэт и композитор Владимир Кирков.
На третьем этапе ознакомления с искусством города важно сделать так, чтобы новые впечатления оказались востребованными, нужными детям. Используя проблемные задания художественно-образной направленности, предоставляю детям возможность включается в продуктивную (создание эскиза для ворот детского сада) или речевую деятельность (например, при проведении воображаемой экскурсии).
На этом этапе важно обеспечить оценку продукта детской деятельности значимыми для ребенка людьми – родителями, сверстниками, педагогами.
Особое значение в своей работе уделяю взаимодействию с родителями. Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи, узнали о своих знаменитых предках и т. д. Во время работы по проектам мы много интересного узнали о родственниках детей нашей группы: это подвиги дедушек и бабушек во время войны, это и достаточно известные писатели, ученые, художники, артисты, а сколько в наших семьях народных умельцев! Для пополнения мини-музея группы использую прием «детское коллекционирование». Совместно с родителями подбираем привлекательные предметы (репродукции картин, оригинальные фотографии, куклы, сувениры и т. д.). Формы работы с мини-музеем – различные: систематизация, организация выставок, обыгрывание коллекций, исследование и т. д.
Самостоятельная работа в минигруппах
Предлагаю вам составить проект совместной деятельности по ознакомлению с культурой родного города. Темы: «Городской пейзаж», «Природа и время», «Мы – горожане», «Человек и природа»
Обсуждение проектов
5. О решении педагогического совета.
1. Пересмотреть непосредственно-образовательную деятельность с учетом пед. совета
срок: постоянно
ответственные: воспитатели
2. Доработать и сдать конспекты:
«Городской пейзаж» ответственный: Гуренок С. П.
«Природа и время» ответственный: Галанцева Н. Н.
«Мы – горожане» ответственный: Егорова И. А.
«Человек и природа» ответственный: Берестова Г. М.
срок: постоянно