Юлия Борисовна Тарасова
Педагогический совет «Использование различных направлений для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47 Калининского района г. Санкт- Петербурга
Педагогический совет на тему :
«Использование различных направлений для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников»
Старший воспитатель
ГДОУ д\с № 47
Тарасова Ю. Б.
Санкт – Петербург
СОВЕТ ПЕДАГОГОВ
Тема: «Использование различных направлений для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников»
Составитель: Тарасова Ю. Б. старший воспитатель ГДОУ детского сада № 47
Публикация «Педагогический совет „Использование различных направлений для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Участники Совета :
• педагоги и администрация ДОУ (лист регистрации прилагается).
План проведения
1. Понятие «Патриотическое воспитание», его актуальность –ст. воспит.
2. Разгадывание кроссворда «Нравственно-патриотическое воспитание».
3. Конкурс «Анаграммы».
4. Выступления руководителя физического воспитания «Использование подвижных игр (русские народные, ближнего и дальнего зарубежья) для развития толерантности детей дошкольного возраста»
5. Конкурс «Уголок».
6. Конкурс «Подскажи словечко».
7. Конкурс «Играй гармонь».
8. Конкурс «Художественный винегрет».
9. Обсуждение результатов, формулирование решений.
Методические рекомендации по проведению Совета :
• Деление на рабочие группы проводится на основе возрастных групп детей (педагоги делятся на 2 команды: по одному от каждой детской возрастной группы);
• Каждый участник Совета должен иметь возможность (в случае необходимости) дополнить выступление коллег из другой команды или предложить свое решение проблемы;
• Обсуждение проблем, поставленных перед каждой командой, проводится в форме диалога. Члены команды должны самостоятельно решить, кто из них будет выступать.
• Работа участников Совета в командах начинается и заканчивается одновременно и продолжается не более 15-20минут минут.
• Члены жюри - члены административной группы ДОУ записывают предложения команд, чтобы обобщить их и оставить наиболее важные - это и будет решение Совета педагогов. Удобно в этом случае использовать диктофон.
• Задания и игры должны быть построены таким образом, чтобы не допустить соперничества команд друг с другом.
• Ведущему заседание (Старшему воспитателю, необходимо следить за регламентом, т. к. участники в момент рассуждений или споров часто забывают о времени.
Предварительная работа:
• знакомство с литературой по теме Совета педагогов;
• составление конспектов занятий по нравственно-патриотическому воспитанию
• проведение просмотров занятий по нравственно-патриотическому воспитанию
• подготовка наглядной информации по теме Совета педагогов.
Перечень нормативно-правовых и инструктивных документов, на которые необходимо опираться при подготовке выступлений
(педагоги знакомятся с ними заранее) :
• Конституция Российской Федерации
• Закон РФ «Об образовании»
• Государственная программа. – «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы». - // Вестник образования. Декабрь № 23, 2001 год.
• Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
• Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г. № 32 – ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года)
• Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941- 1945 годов»
Информационно- методическое обеспечение:
теоретическая и методическая литература:
• «Моя страна» (патриотическое воспитание дошкольников, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г)
• Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, Д. М. Маханева, Санкт- Петербург, 1997 год.
• «Беседы о великих соотечественниках», И. А. Агапова, М. А. Давыдова, 2005 год.
• «Дошкольникам о защитниках Отечества», Л. А. Кондрыкинская, 2005
• «Дошкольнику- об истории и культуре России», Г. Н. Данилина, 2003 год.
• «Планирование работы по патриотическому воспитанию». Н. Ф. Андреева, 2005 год.
• «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : Пособие для реализации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. ", Маханева М. Д. -М. : АРКТИ
• «Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений». - М. : АРКТИ, 2004г.
• «Патриотическое воспитание дошкольников : конспекты занятий», Н. Алешина-: УЦ Перспектива 2008
• «Система патриотического воспитания в ДОУ», Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, Волгоград: Учитель,2007.
Ход Совета педагогов.
Упражнение для рабочего настроя "Единство"
Цель упражнения:
- выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне;
- формирование эмоционально-волевого единства группы.
Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все "выбрасывают" пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число. Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели. - 10 минут.
Деление на рабочие группы (см. Методические рекомендации)
После того, как группы разместятся за столами, они начинают обсуждение.
I.Понятие «Патриотическое воспитание», его актуальность (5 минут).
1. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д. С. Лихачёв
В основном законе нашей страны Конституции — сказано, что мы, народ Российской Федерации, принимаем Конституцию Российской Федерации:
— чтя память предков, передавшим нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость;
— исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать.
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г.
Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
В программе дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Вот что в ней сказано: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе — все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.
Система работы должна предусматривать формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.
Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте самый естественный, а потому и верный путь нравственно-патриотического воспитания, поскольку в дошкольном возрасте очень важна роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результатё проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Именно тогда он приобретает опыт нравственной деятельности. Ее нужно поддерживать, поощрять, создавать условия для ее развития.
Для развития нравственно-патриотических чувств важно использовать разные направления (интеллектуальное развитие, физическое, художественно-творческое развитие и тд). Вот мы и подошли к теме педсовета и первому заданию.
II. Разгадывание кроссворда «Нравственно-патриотическое воспитание». (10 мин.)
III. Конкурс «Анаграммы». Педагоги разгадываю предложенные анограммы. После этого каждая команда придумывает по 2 анаграммы для детей.
IV. Выступления руководителя физического воспитания «Использование подвижных игр (русские народные, ближнего и дальнего зарубежья) для развития толерантности детей дошкольного возраста» -5 мин.
Проигрывание двух игр. -15мин.
Презентация картотеки подвижных (русские народные, ближнего и дальнего зарубежья)-10мин.
V.Конкурс «Уголок». Задание педагогам : определить содержание предметно-развивающей среды для разных возрастных групп (Нравственно-патриотическое воспитание)-20мин.
VI. Конкурс «Подскажи словечко». Задание: вставить пропущенные слова в текст Гимна Российской Федерации. -10мин.
Исполнение гимна.
VII.Конкурс «Играй гармонь».Проводят музыкальные руководители. Задания: отгадать звучащий музыкальный инструмент (русский -народный); назвать больше русских -народных песен. 15мин.
VIII.Конкурс «Художественный винегрет». Задание: создать коллаж на тему моя Родина. 20 мин.
IХ. Обсуждение результатов, формулирование решений. (10 мин.)
Приложение в следующем файле.