Янина Солодихина
Педсовет для воспитателей дошкольных групп «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Здоровьесберегающий педагогический процесс - процесс воспитания и образования детей в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Для организации такого процесса на помощь приходят новые технологии.
Публикация «Педсовет для воспитателей дошкольных групп „Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, это методы, приемы, способы.
Здоровьесберегающие технологии – это программы, технологии, направленные на сохранение здоровья детей, а так же методы организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью ребенка.
1. Понятийный аппарат.
В словаре русского языка С. И. Ожегова записано: «Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма». ВОЗ рассматривает это понятие в более широком смысле слова: «Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека». Физиологи доказали, что люди, пребывающие в хорошем настроении, меньше болеют, или не болеют вовсе! Чувство жизнерадостности и бодрости сопровождается напряжением высших нервных клеток коры головного мозга. Этот тонус, это здоровое напряжение передается во все органы и ткани нашего организма.
По данным статистики условно здоровыми можно назвать только 10% детей. Соответственно можно предположить, что большинство детей, пришедших в детский сад, это дети, имеющие проблемы со здоровьем. Несмотря на множество факторов, влияющих на детское здоровье, частично эта проблема может быть решена в стенах детского сада за счет более широкого использования психолого-педагогических и оздоровительных технологий, позволяющих не только предупредить болезнь, но и гарантировать высокий уровень здоровья воспитанников. Как превратить обычный режим дня в оздоровительный!
2. Классификация технологий здоровьесбережения.
- Технологии, позволяющие оптимизировать режим двигательной активности.
- Технологии эффективного закаливания
- Здоровьесберегающие технологии в режиме дня
3. Технологии, способствующие организации и оптимизации двигательной активности ребенка в течение дня.
Одним из условий оздоровления является физическая активность человека. Среди множества факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья ребенка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. Двигательная деятельность развивает не только физические качества ребенка, но и способствует развитию памяти, восприятия, эмоций, мышления.
- Циклические упражнения – упражнения, в которых присутствует многократное повторение одного и того же цикла, состоящего из нескольких фаз. Такие упражнения способствуют нормализации работы СС и дыхательной систем, а также повышению умственной и физической работоспособности, созданию и закреплению эмоционального фона!
Использование ЦУ предполагает соблюдение определенных гигиенических требований:
- налагает запрет на любую физическую и психическую перегрузку
- необходимым условием является обучение детей навыкам рационального дыхания
- при выполнении упражнений следует поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих регулировать нагрузку, укреплять СС и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Умение ребенка быстро и ловко бегать помогает ребенку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях.
Виды бега: медленный бег, бег в среднем темпе, бег на скорость.
- Оздоровительный бег на воздухе.
Целесообразно проводить на воздухе 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий.
Для детей 5-6 лет полная дистанция составляет 250-500м, для детей 6-7 лет в течение учебного года увеличивается с 500м до 1000м. При проведении оздоровительного бега нужно осуществлять дифференцированный подход: детям 5-6 лет с высоким уровнем ДА предлагают побежать 2 круга (500 м, малоподвижным детям – 1 круг (250м, детям 6-7 лет – 3-4 круга, малоподвижным – 2 круга. Скорость – 1м/с – 1,2 м/с
- Утренняя гимнастика
Значение – привести организм ребенка в бодрое состояние, зарядить позитивной энергией на предстоящий день.
Основной методический прием – показ и словесное объяснение
Виды упражнений: строевые, общеразвивающие (общеукрепляющие)
Структура
1). Вводная часть – разные виды Х и Б в чередовании, с постепенным увеличением и замедлением темпа движений
2). Перестроения – круг, звенья
3). ОРУ – кол-во определяется возрастом детей, упражнения даются на все группы мышц :
- для рук и мышц плечевого пояса
- для туловища и мышц спины
- для ног
4). Перестроения – в колонну, круг
5). Заключительная часть – ходьба на восстановление дыхания, ПИ малой двигательной активности
- Гимнастика пробуждения в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушения осанки и стопы.
Структура:
- упражнения в постели – 5-6 из разных ИП;
- упражнения на полу с использованием дорожек здоровья;
- переход из спальни в групповую комнату (температуру + 17-19С, где дети выполняют танцевальные, музыкально-ритмические движения, дыхательные упражнения
- Подвижные игры
Методика проведения подвижной игры включает в себя:
- сбор детей на игру - ознакомление детей с игрой, объяснение правил игры - распределение ролей - руководство ходом игры - подведение итога.
Сбор детей на игру. Игра может проводиться одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Младших дошкольников можно собрать :
-словами: давайте поиграем, давайте покажем кукле Маше, как мы умеем играть…
- внесение атрибутов, сюрпризных моментов.
Старших дошкольников можно собрать :
- при помощи зазывалок: «Раз, два, три, четыре, пять - всех зову я поиграть;
- поручить отдельным детям собрать остальных детей,
- использовать звуковые и зрительные ориентиры;
-использовать отдельные задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.
Ознакомление детей с новой игрой.
Происходит с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Ознакомление с игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5-2 минут. В ходе объяснения игры перед детьми ставится цель, объясняются правила. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Если игра знакома детям, то вместо объяснения можно вспомнить правила вместе с детьми. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а потом по ходу игры – все детали.
Распределение ролей. Существует несколько способов выбора водящего:
- назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор;
- выбирает воспитатель с помощью считалки (предупреждают конфликты);
- дети с помощью считалки;
- при помощи «волшебной палочки»;
- с помощью жеребьевки.
Руководство игрой. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. В младших группах, как правило, воспитатель участвует в игре. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.
Подведение итога.
При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила.
- Спортивные игры
- оказывают благоприятное воздействие на процесс физического развития детей
- позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей, развивать дыхательную и сердечно-сосудистую систему
- позволяют развивать общую выносливость, физические качества, координацию движений, быстроту двигательной реакции
Вводятся со старшего возраста : хоккей, футбол, городки, бадминтон, теннис, баскетбол
4. Технологии эффективного закаливания ( использование естественных факторов природы: солнце, воздух и вода).
Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но, говоря о закаливании и как о средстве физического воспитания, мы имеем ввиду не только приспособленность организма, происходящего под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывать способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды.
Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать всю жизнь, изменяя формы и методы его в зависимости от возраста. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания.
Закаляя детей дошкольного возраста, мы ставим перед собой следующие конкретные задачи:
- повысить стойкость детского организма в борьбе с заболеваниями (так называемыми "простудными" и другими);
- приучать детей чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях;
- воспитывать у детей потребность в свежем воздухе, приучать их не бояться холодной воды и других факторов закаливания.
Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.
Принципы закаливания:
- систематичность - при нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное время года, то образовавшиеся в организме условные связи на раздражения холодом быстро угасают и сопротивляемость снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их.
- постепенность – этот принцип заключается в постепенном увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста, организм которых не способен быстро реагировать на холодные факторы.
- учет индивидуальных особенностей ребенка - очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его реакцию на применяемые раздражители.
Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок их проведения. Большое значение имеет и заинтересованность детей и личный пример взрослых, если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.
Традиционное закаливание предполагают воздействие на организм человека холодом. Нетрадиционное закаливание предполагает использование двух факторов – холод, тепло в режиме пульсирующего микроклимата.
Контраст между этими факторами чаще всего и провоцирует заболевание ребенка. Но именно контрастное закаливание (контрастные воздушные и водные ванны) обеспечивает повышенный уровень защитных сил организма!
Метод закаливания:
– «традиционный» - постепенное увеличение силы раздражителя, постепенное увеличение силы выражено либо в увеличении продолжительности его воздействия, либо в постепенном увеличении силы воздействия;
- «контрастный» - сочетание разнонаправленных температурных воздействий;
- «без снижения температуры» - купать каждый день, гулять каждый день
- «интенсивного закаливания» - контакт обнаженного тела или части тела ребенка с интенсивным холодом (снег, ледяная вода, холодный воздух, тепловыми факторами (горячая вода, горячий воздух).
Система эффективного закаливания
Закаливание воздухом.
Воздушные ванны:
- Местные воздушные ванны - обнажены только руки, ноги.
- Общие воздушные ванны – тело ребенка максимально оголено
- Кратковременные воздушные ванны – применяются в момент одевания, раздевания, переодевания
- Длительные воздушные ванны - применяются в сочетании с физическими упражнениями или подвижной игрой, включающими упражнения циклического характера (бег, ходьба).
Продолжительность процедуры – начальная – 2-5 мин, доводим до 10-15 мин., изначальная температура воздуха в помещении – 18С, доводим до 12-13С путем проветривания. Особенность процедуры: постепенное снижение температуры воздуха, увеличение продолжительности процедуры, обеспечение достаточной двигательной активности.
Контрастные воздушные ванны.
Для проведения данной процедуры необходимо два помещения. Температуру одного помещения (спальни, пока дети спят температуру воздуха охлаждают путем проветривания и доводят до температуры +15—14°, температуру другого помещения повышают при помощи обогревателя до 22°.
Методика проведения процедуры:
Процедура проходит после дневного сна и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую" с обязательным музыкальным сопровождением.
«Холодная комната» - спальня
Сначала дети1-2 мин. выполняют упражнения, лежа в постели в пижамах (холодное помещение).
1 упражнение - подтягивание к груди согнутых коленей с обхватом их руками;
2 упражнение - перекрестное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно туловищу;
3 упражнение - покачивание согнутых колен в правую и левую сторону с противоположным движением рук и др.
Затем по команде воспитателя дети встают, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь в одних трусиках, активно выполняют определенные упражнения в быстром темпе (бег, ходьба, разные упражнения).
«Теплая комната» - групповое помещение
После дети перебегают в «теплую» комнату, где дети выполняют упражнения в умеренном темпе, как вариант можно использовать ходьбу по дорожкам здоровья.
- ходьба босиком по «комбинированной дорожке» : канат, ребристая дорожка, мешочки с различным наполнением, влажный солевой коврик, байковый коврик (для высушивания ног);
- подвижная игра, танцевальные движения, физические упражнения, что и в «холодной» комнате, но в более спокойном темпе
- различные виды ходьбы, построения, перестроения для развития ориентировки в пространстве.
В теплом помещении все упражнения выполняются в умеренном темпе, чтобы предупредить перегревание детей, в холодном помещении движения выполняются активно.
Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 6 раз с пребыванием в каждой по 1 – 1,5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из "холодной" комнаты в "теплую" в ходе подвижной игры типа "Самолетики", "Перелетные птицы", "Спутники планет".
Систематическое проведение таких процедур в дополнение к ежедневным прогулкам повышает устойчивость организма ребенка к сквознякам, к продолжительным охлаждениям и перегреваниям.
Ходьба босиком по «тактильным дорожкам»
Ходьба босиком - действенный «исторический» метод, являющийся хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18С. Хождение босиком можно практиковать во всех группах, начиная с ясельной группы. Этой процедуре можно придать игровой характер: использовать разные стихи, считалки, песенки.
Для процедуры используются «коврики, дорожки» с разным покрытием, мешочки с различными наполнителями (от фасоли до каштанов, выложенные в неизвестной ребенку последовательности, что вызывает различную реакцию нервных центров, выраженную в сильном тонизирующем воздействии.
Самомассаж «сухой рукавичкой»
Обтирание ребенка сухой рукавицей снимает психологическое напряжение, создает положительный эмоциональный настрой ребенка. Основной методический принцип сводится к тому, что вначале обтирают конечности, а затем переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на коже легкой красноты.
Процедура проводится после дневного сна.
Сон с доступом свежего воздуха
Детей укладывают в проветренную спальную комнату, после засыпания вновь открывают фрамуги, снижая температуру на 2-4 С. Температура под одеялом достигает 38-39С, проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей в 18-20 С. Это отличный тренинг для терморегуляционного аппарата. Спать дети могут при открытой фрамуге в любое время года.
При этом одевание и раздевание детей перед сном и после организуется только в групповой комнате (помним про контрастную ванну).
Сон без маечек - проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
Прогулки на свежем воздухе
Требования к организации прогулок.
Проводятся в любую погоду, кроме сильного ветра или проливного дождя - 2 раза в день, общая продолжительность прогулок – 3-4 часа. Детей до 3-х лет выводят на прогулку до – 15 градусов, дети более старшего возраста могут гулять при температуре – 20, - 22 градуса. Одежда детей должна быть адекватна температуре воздуха. Во время прогулки поддерживается активный двигательный режим.
В летнее время пребывание детей на свежем воздухе увеличивается. Максимальное пребывание детей на свежем воздухе укрепляет органы дыхания, усиливает кровообращение, повышает аппетит, положительно влияет на работоспособность детей. Одежда детей должна быть легкой, не стеснять движения, одновременно защищать от ветра и солнечных лучей, на голове должна быть панама или легкая кепка.
Во время прогулки в летнее время рекомендуется принимать воздушные ванны при температуре воздуха не ниже 20 градусов. Продолжительность первых процедур не более 10-15 мину, постепенно она увеличивается до 30 минут. В безветренные дни некоторые дети (показатели определяет врач) старшего возраста могут весь день проводить на воздухе в трусах, одеваясь лишь при изменении погодных условий. Воздушные ванны рекомендуется проводить, сочетая с режимными моментами, которые проводятся в движении (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия и т. д.).
Закаливание водой
Полоскание рта и горла
Является эффективной водной процедурой в целях профилактики заболеваний носоглотки. Учить детей полоскать горло можно уже в возрасте 2-3 лет. Ребенок набирает воду в рот, прополаскивает сначала полость рта, повторив это не менее 2 раз, каждый раз сплевывая. Затем набирает воду в рот, закидывает голову назад и произносит протяжный звук «а-а-а». Изначальная температура воды +36С (23-28С, каждые 2-3 дня температура снижается на 1 градус и доводится до комнатной температуры.
Вообще полезно вырабатывать у детей с раннего возраста привычку пить прохладную воду. Как вариант, полоскать горло можно настоем трав, соляным раствором, чесночным настоем (перед прогулкой). Место процедуры в РД – после каждого приема пищи.
Обширное умывание.
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем. Ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий:
- мокрой ладошкой обмывает от кончиков пальцев до локтя правую руку, затем левую
- мокрой ладошкой обмывает шею (мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед)
- намочив ладошки, обмывает грудь круговыми движениями
- мокрыми ладонями умывает лицо
- ополаскивает руки, вытирает их насухо.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: руки, шею, грудь, лицо дети обмывают по два раза.
Ножные ванны.
Имеют большое значение в формировании устойчивости организм ребенка к изменяющимся температурным условиям окружающей среды. Ноги опускаются в таз с водой при температуре + 36С. Продолжительность ванн - 2-3 минут. Каждую неделю температура воды понижается на 2-3 градуса (1С) и доводится до + 18С (25с) и ниже. По окончании процедуры ноги растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Проводится перед дневным сном.
Закаливание солнцем (солнечные ванны)
Нахождение на солнце прекрасно укрепляет иммунитет и позволяет получить необходимое количество витамина D. Изменяется и общее состояние организма, улучшаются настроение, сон, аппетит, повышаются работоспособность и общая сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям.
Эту процедуру мы проводим следующим образом:
- начинаем со световоздушных ванн в тени деревьев.
- затем переходим к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяем руки и ноги. Для проведения солнечных ванн организуем игры детей под прямыми лучами солнца на 5-6 мин.
- по мере появления загара солнечные ванны становятся общими. Для этого воспитанников раздеваем, оставляя их в трусах и майках, а затем – в одних трусах.
Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 мин. и постепенно доводится до 10- 15 мин., в течение дня общее время процедуры составляет 40-50 мин. Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч.
6. Здоровьесберегающие технлолгии в образовательном процессе
Физминутки
Физминутки – выполнение нескольких физических упражнений, сопровождаемых определенным стихотворным текстом, который по содержанию связан с темой занятия. Они вносят в занятие эмоциональную разрядку, снимают утомление, повышают работоспособность.
Пальчиковая гимнастика
Неотъемлемым компонентом любого занятия познавательного цикла являются пальчиковые игры. Это веселые упражнения для пальцев рук, способствующие развитию мелкой моторики. Регулярные упражнения рук и пальцев улучшают память, внимание, речь, устраняют эмоциональное напряжение.
Дыхательные упражнения по методу А. Н. Стрельниковой.
Позволяют:
- сохранить высокую работоспособность,
- улучшить обще самочувствие и настроение ребенка,
- восстановить нарушенное носовое дыхание
- повысить общую сопротивляемость организма, его тонус.
Особенностью и важным преимуществом дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы — диафрагмы. Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за 2 секунды с последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот (о выдохе в стрельниковской гимнастике думать запрещено, организм сам выбрасывает ненужное и оставляет необходимое). Одновременно с вдохом выполняются движения, вызывающие сжатие грудной клетки.
Эмоционально-стимулирующая гимнастика
Психический фактор оказывает большое влияние на здоровье ребенка (Е. А. Аркин). Чувство жизнерадостности и бодрости сопровождаются напряжением высших нервных клеток коры головного мозга. Этот тонус, передаваясь по нервным связям, держит в здоровом напряжении все органы и ткани нашего тела, создавая определенную мобилизованность сил, дающие возможность нашему организму защищаться от вредных влияний и преодолевать препятствия на его пути. Поэтому среда детского сада должна быть не только правильно организованной, развивающей, но и психологически благоприятной.
Гимнастика для глаз
Укрепляет глазную мышцу, способствует снятию зрительного напряжения
Музыкотерапия
О лечебном воздействии музыки известно с древности. Аристотель считал, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания, что ее воздействие равносильно сильнодействующим лекарствам. Гиппократ требовал применять индивидуальный подход к лечению, так как был убежден, что не всякая музыка может быть рекомендована каждому больному. Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура, обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере.
Ключевой фактор музыкотерапии — это правильный выбор музыкальной программы.