Марина Орлова
Единая педагогическая основа взаимодействия ДОУ и семьи по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет «Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОУ и семьи по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей»
Цель: Укрепление здоровья воспитанников.
Задачи:
1. Проанализировать эффективность используемых форм и методов организации работы в ДОУ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.
2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни.
Публикация «Единая педагогическая основа взаимодействия ДОУ и семьи по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей» размещена в разделах
3. Поиск эффективных форм, инновационных подходов и новых технологий при организации работы ДОУ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.
Подготовительная работа:
1. Семинар «Виды здоровьесберегающих технологий и использование их в работе педагогов ДОУ»
2. Тематический контроль «Организация работы по физической культуре и здоровьесбережению с учетом ФГОС ДО».
3. Обновление материалов и оборудования по физкультурно-оздоровительной работе с детьми с учетом требований ФГОС ДО.
План проведения педагогического совета
1. Вступительное слово. Заведующая Куликова М. В.
2. Взаимодействие с семьями воспитанников по решению задач педагогической работы здоровьесберегающей направленности. Старший воспитатель Орловой М. В.
3. Итоги анкетирования. Выступление старшего воспитателя.
4. Доклад воспитателя «Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье». Воспитатель.
5. Сообщение из опыта работы «Оптимизация двигательного режима, как средство укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей». Воспитатель.
6. Решение педагогического совета.
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский
Ход педагогического совета.
1. Орг. момент.
Педагоги входят в зал, встают в круг.
- Я предлагаю вам с помощью колокольчика поприветствовать друг друга и сделать комплимент друг другу.
Проводится игра.
Педагоги выбирают цветные листы бумаги (два цвета) и присаживаются за столы. Получилось две команды.
-Придумайте пожалуйста название своей команды.
- Итак, у вас всех поднялось настроение, вы сейчас очень внимательны и настроены на работу и общение. Мы можем начать работу нашего педсовета.
2. Вступительное слово заведующей.
3. Старший воспитатель.
Упражнение «Воздушный шар»
(о ценности здоровья для человека)
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место – семья и т. д. (в зависимости от выбора необходимо своими словами подвести к значимости здоровья в жизни людей)
Расскажу я вам сказку «Счастье или Здоровье?»
Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее. Счастье говорит:
— Я важнее!
— Почему?
— Без меня людям плохо. Они всегда ищут меня. Обо мне все только и говорят. Каждый хочет быть счастливым.
— Каждый также хочет быть здоровым.
— Про здоровье мало кто говорит, а вот про счастье все подряд.
— Ты считаешь, что здоровье не нужно людям?
— Счастье важнее! Без него человек не может. Смотри, вон идет мальчик. Давай у него спросим, что для него главнее — счастье или здоровье?
Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.
Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Самая актуальная на сегодняшний день задача-это укрепление и сохранение здоровья детей, так как здоровый ребенок легче усваивает полученные знания, у него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые к нему требования. Поэтому для решения задач по оздоровлению детей необходима совместная деятельность взрослых и детей, как в саду, так и в семье, так как семья – это среда, где формируется здоровье ребенка с рождения. Только совместное взаимодействие семьи и детского сада и их содействие друг другу даст результат.
Задание 1. Назовите здоровьесберегающие технологии. (Каждая команда записывает названия на бумаге, затем по очереди называют).
(Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, подвижные игры, хороводные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, самомассаж, игротерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия, песочная терапия, кинезотерапия, Су – Джок терапия, логоритмика, игровой стретчинг, фитбол, психогимнастика, релаксация, коммуникативные игры, тропа здоровья, НОД по физкультуре, физкультурные досуги, развлечения и т. д. /
Вы все знаете, что существуют 10 золотых правил здоровьясбережения это :
• Соблюдайте режим дня!
• Обращайте больше внимания на питание!
• Больше двигайтесь!
• Спите в прохладной комнате!
• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
• Гоните прочь уныние и хандру!
• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Но детский сад – не лечебное учреждение. Наша с вами задача не заменить поликлинику, а проводить систематическую профилактическую работу, направленную на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей.
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья. В детском саду в старших группах было проведено анкетирование родителей по теме «Сохранение и укрепление здоровья детей в семье».
Итоги анкетирования родителей по теме «Сохранение и укрепление здоровья детей в семье».
1. 28% - часто, 72% - нет.
2. 50% родителей назвали вирусы, ОРЗ, ОРВИ, упал иммунитет, перегрев, переохлаждение, аллергия. 50% - затруднились ответить.
3. 28% родителей не ответили, 25%- на питание, 14% занятия спортом, физкультурой; 14% режим дня; 7% здоровый образ жизни, на отсутствие сквозняков; 7% на прогулки; 5% нам настроение и поведение.
4. 57% занимаются спортом, из них мамы-фитнес, бег, гимнастика, папы- лыжи, посещают спортивный зал, волейбол.
5. У 43% есть спортивные снаряды (турник, скакалка, стенка, груша, гантели, обручи, мячи, кольцебросс).
6. 100% никто не посещает.
7. 64%-да, 14%- нет, 22% не всегда.
8. 64%- нет, 18%- иногда, 18%-да.
9. 100%- да.
10. 64%-нет, 36%- назвали обтирание, обливание, прогулки зимой.
11. 75% не закаливают, 25% закаливают (ходят босиком, обтираются, обливаются водой, купаются).
12. 57% мама, 18% оба родителя,4% папа, 7% бабушка,14% братья,сестры.
13. 60% гуляют, 29% иногда, 4% пока идут домой, 7% гуляют в теплое время года.
14. 39% рисуют, лепят; 61% читают, выстригают, танцуют, смотрят мультфильмы, играют с братьями (сестрами, помощь по дому.
Как мы видим, из анкеты родители стараются заботиться о сохранении и укреплении здоровья. Об условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье расскажет
Доклад воспитателя Каретникова Е. В. «Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье».
Задание 2. Блиц – опрос.
1. Назовите принципы закаливания. постоянно, последовательно, постепенно.
2. Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены. Блохи, вши.
3. Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.
4. Кто такие «совы» и «жаворонки»? Это люди с разными биологическими ритмами.
5. Сколько часов в сутки должен спать человек? Взрослый – 8 часов, подросток – 9-10, ребёнок – 10-12 часов.
6. Какие задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, развитие двигательных способностей. Образовательные.
7. Какое положение выражает готовность к действию и создает наиболее выгодные условия для правильного выполнения упражнений? Исходное.
8. К какой группе методов относятся перечисленные приемы: показ, подражание, зрительные ориентиры, фотографии, рисунки, схемы. Наглядные.
9. Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилом,-это. Подвижная игра.
10. Основной формой организованного систематического обучения физическим упражнениям является…физкультурное занятие
11. Обучение дошкольников спортивными играми начинают с… разучивания отдельных элементов техники игры
12. Процесс изменения форм и функций организма человека - … физическое развитие
13. Детский туризм это - … прогулки и экскурсии
14. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание - основные виды движения
15. От чего зависит здоровье детей? Организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня.
16. Назовите основные виды движения. Ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, бросание, ловля, метание, упражнения на равновесие, строевые упражнения, ритмическая гимнастика.
Мы трудились и устали, скажем хором что нам нужно …
Физкультминутка «На зарядку дружно встали».
Мы опять сидеть устали,
На зарядку дружно встали.
Руки вбок, посмотрим вправо. (повороты корпуса в стороны)
Поворот налево плавный.
Поднимаем мы колени, (поднимать поочерёдно ноги,согнутые в коленях)
Занимаемся без лени.
Поднимаем их повыше.
Может быть, коснёмся крыши?
Наклоняемся до пола. (наклоны вперёд – назад, вправо – влево)
Прогибаемся поглубже.
Вправо – влево три наклона
Повторяем снова дружно.
От души мы потянулись (потягивания – руки вверх и в стороны)
И на место вновь вернулись.
О своем опыте работы расскажет
Сообщение из опыта работы Молякова Е А. «Оптимизация двигательного режима, как средство укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей».
«Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью…»
Задание 3. «Составь пословицы и поговорки о здоровье». Перед педагогами лежат отдельно начало и отдельно окончание пословиц и поговорок о здоровье и спорте. Необходимо правильно соединить части. Побеждает та команда, которая соберет правильно большее количество пословиц и поговорок.
Закаляй свое тело / с пользой для дела.
Кто спортом занимается, / тот силы набирается.
Кто любит спорт, / тот здоров и бодр.
В здоровом теле / здоровый дух.
Солнце, воздух и вода / помогают нам всегда.
Пешком ходить — / долго жить.
Держи голову в холоде, живот в / голоде, а ноги в тепле.
Добрым быть — / долго жить.
Здоровье дороже денег,/ здоров буду и денег добуду.
Береги платье снову, / а здоровье с молоду.
Задание 4. Оказание первой медицинской помощи. Педагогам предлагаются чрезвычайные ситуации, а они должны рассказать какую помощь они будут оказывать и как /кровотечение из носа, перелом руки, перелом ноги, солнечный удар, обморожение, рваная рана, повреждение глаза, инородное тело в носу или ухе, ссадина, алгоритм действий при чс, ушиб или растяжение, при укусах ос и пчел и т. д. /
Подведение итогов педагогического совета.
Для того, чтобы достичь положительных результатов в деле здоровье сбережения воспитанников нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности как в дошкольном так и в семье. А нам - педагогам необходимо :
- Уделять особое внимание организации подвижных игр, как средство повышения двигательной активности дошкольников.
- Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности.
- Систематически проводить и рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами.
- Осуществлять тесное взаимодействие с семьями воспитанников по данному направлению.
Проект решения педагогического совета
1. Продолжить совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через рациональное использование здоровье сберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
Ответственные: воспитатели.
Срок: постоянно.
2. Обновить содержание физкультурных уголков: спортивный инвентарь, нестандартное оборудование в соответствии с возрастом детей.
Ответственные: воспитатели.
Срок: до 25.12.2019 г.
3. Продолжать тесное сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей.
Ответственные: воспитатели.
Срок: постоянно.
В результате всего сказанного приходим к выводу: сохранение и укрепление здоровья - в наших руках. Существует много причин, разрушающих наше здоровье. Основная причина у педагога - неумение противостоять стрессам.
Рефлексия.
В заключение нашей встречи мне хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.