Лариса Панфиленко
Педагогический ринг на тему: «Речевое развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический ринг на тему : «Речевое развитие дошкольников»
Конкурс: «Лучший конспект занятий для ДОУ»
Номинация: «Лучшая методическая разработка»
Цель: Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в процессе выполнения совместных заданий. Формировать положительные взаимоотношения между педагогами, благоприятный микроклимат. Способствовать творческому поиску, формированию грамотной речи.
Публикация «Педагогический ринг на тему: „Речевое развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Оборудование: магнитофон, чёрный ящик.
1. Задание: Визитная карточка команд (приветствие, название, девиз) 2 команды,
жюри.
2. Разминка (по 3 вопроса каждой команде).
Первая команда.
- Назовите основной источник речевого развития детей и требования к культуре речи педагога.
(Речь воспитателя, должен владеть речевыми навыками, которые потом передаст детям. Культурой речи называют её правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.)
- Задачи развития речи детей средней группы.
(Формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй, связная речь.)
- Содержание и организация работы по развитию речи детей в детском саду.
(Речь развивается в процессе общения детей друг с другом, с взрослыми, в процессе познания окружающего мира, самого себя, частей своего тела, в процессе знакомства с трудом взрослых, с объектами живой и неживой природы. В содержание речи включаются также этические понятия - долг; явления общественной жизни, праздники Основные формы обучения речи: первая- работа по развитию речи в свободном общении их с воспитателем, с друзьями; вторая - специальные занятия по развитию речи. Свободное речевое общение в детском саду происходит в быту, во время прогулок, в процессе игр, во время знакомства с окружающим, в процессе труда в природе, во время праздников и развлечений, во время неречевых специальных занятий.)
Вторая команда.
- Назовите методы и приёмы обучения речи в детском саду.
( Методы: имитации, разговора, пересказа, беседы, сочинения, трудовой деятельности, рассматривания объектов, словесный образец воспитателя, магнитозапись, экскурсии, игры. Приё мы: наблюдения, использования дидактического материала, картинок, магнитофона.)
- Почему актуальна проблема формирования грамматического строя речи
дошкольников?
(Дети испытывают трудности в овладении грамматическими формами речи – искажение родовых окончаний, неверное использование форм числа, ошибки в употреблении падежных форм, искажение словесной структуры слова, с употреблением неопределенной формы глагола вместо спрягаемой формы, со смешиванием предлогов и приставок.)
- Как формировать грамматические навыки у дошкольников?
(Упражнять в употреблении существительных в косвенных падежах, существительных с предлогами и без предлогов, употребление глаголов движения и действия, приставочных и бесприставочных глаголов, употребление имён прилагательных, обозначающих цвет, форму, материал, упражнять в согласовании прилагательных с существительным, числительного с существительным, употреблении названия животного и детёнышей). Можно использовать модель составления предложения по схеме «подлежащее + сказуемое + прямое дополнение»; «подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение»; «именит, падеж существ. + глагол + винит, падеж существ. + косв. падеж существ.» Для этой цели используются сюжетные игры.
Внимание! «Чёрный ящик»!
(Звучит музыка, ассистент вносит «чёрный ящик».)
«Чёрный ящик»! (Задание каждой команде.)
1. Раньше этот предмет был свинцовым. Вся беда в том, что он пачкал руки.
Он прошёл хорошую стадию своего обновления и доработки. Его наряд растёт у нас в Сибири. Им пользуются все взрослые и дети. (Карандаш.)
2. В первобытные времена люди об этом предмете и слыхом не слыхали. Затем на
помощь к ним пришла железная пластина, которую называли трутом. В 80- е годы в магазинах это был самый дешёвый предмет. (Спички.)
3. А теперь против знатоков играет старший воспитатель.
Русский язык - не только один из самых красивых в мире, но и самых певучих. Недаром наш народ создал так много прекрасных народных песен.
- Можно ли распеть фразу, сказанную в нужном ритме?
- Как доказать мелодичность нашего языка?
(Вспомнить любую строчку и «распеть» её, словно это слова песни. Например, у Пушкина можно спеть почти любую фразу, даже начало сказки: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» Точно так же в стихах Лермонтова: «Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной…».)
Против знатоков играет родительница ДОУ.
- Какие виды работы по обучению речи на специальных занятиях включает в себя программа воспитания в детском саду?»
Внимание! Правильный ответ. Виды работы: воспитание звуковой культуры речи; обогащение словаря; формирование грамматических навыков; обучение связной речи- монологу и диалогу - в связи с ознакомлением с окружающим; ознакомление с художественной литературой; заучивание наизусть. В монологической речи воспитатель ведёт ребёнка через постепенное усвоение грамматики, лексики, фонологии. Осваивая речь, дети как бы перенимают её из уст воспитателя, который рассказывает им о реальных событиях, описывает реальные предметы или рассуждает о причинах и следствиях реальных явлений.
4. Деловая игра. Домашнее задание.
- Вспомни стихи по окончанию строчек из четверостиший. Цель: Вспомнить и прочитать стихотворения, из которых взяты слова, и указать фамилии их авторов.
Одинокий; голубом; далёкой; родном (М. Ю. Лермонтов «Парус») :
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Года; семнадцать; тогда; заниматься (В. В. Маяковский «Кем быть?») :
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
- Перевёртыши (развивающая игра в слова). Цель: Развитие внимания, умения образовывать новые слова, путём переставления слогов. Какие новые слова получатся, если в этих словах переставить слоги, т. е. поменять их местами. Итак, меняем местами слоги и говорим, какие новые слова получаются:
навес- весна;
жилы- лыжи;
насос- сосна;
камыш- мышка;
Какой- койка;
качай- чайка.
- Загадки старые и новые (интеллектуально- развлекательный тренинг). Цель: способствовать углублению знаний о родном языке, развитие мышления при расшифровке загадок, рассчитанных на догадку, используя ассоциативный метод мышления. Сопоставьте описания предметов и явлений с реальными вещами, которые всем известны.
Пятеро не тужат, с пятерыми дружат. Вместе сойдутся, за дело возьмутся. (Руки)
В тёмном подвале лежит мокрый телёнок. Всё время ворочается, а встать не может. Язык)
Висит сито, не руками свито. (Паутина)
Что кипит, да не выкипает. (Муравейник)
Утка в море, ковш на заборе. (Ковш)
На чужой спине едет, а на своей груз везёт. (Седло)
- Начинающие детективы. Цель: дать словесное описание знакомого человека так, чтобы игроки догадались о ком идёт речь. Можно давать словесные портреты всех тех, кто играет в эту игру.
Представьте себя детективами, говорит ведущий и даё т образец: «Я разыскиваю одну женщину. У неё добрые, серо-голубые глаза; светлые, прямые волосы; громкий, весёлый голос; она очень любит смеяться». Играющие должны догадаться, кого подразумевает ведущий - диктор. Команды по очереди выступают дикторами.
5. Решение. Подведение итогов. Слово жюри, поощрение победителей.
Используемая литература:
Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ (методика организации, сценарии, притчи, аффирмации). – Издательство «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2008. - 176 с.
И. А. Агапова, М. А. Давыдова. Мир родного языка: Игры- занятия, развлечения, инсценировки, викторины по развитию речи дошкольников. - М. : АРКТИ, 2008. - 144 с. (Развитие и воспитание)