Эльвира Лукьяненко
Педагогический проект «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательный, коррекционный.
Продолжительность: долгосрочный (1 месяц).
Выявление проблемы: недостатки в развитии дикции старших дошкольников, которые снижают уровень развития коммуникативной компетентности.
Цель: развивать коммуникативные способности детей, дикцию, воспитывать уважение к великому культурному наследию России.
Задачи:
1. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков, воспитывать красивую и правильную дикцию.
Публикация «Педагогический проект „Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Скороговорки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
2 .Развивать познавательные и творческие способности детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.
3. Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Интеграции областей: «Социально-личностное», «Художественно-эстетическое», «Познавательное», «Речевое».
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Актуальность темы:
Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи.
В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в развитии дикции. У детей дошкольного возраста отмечается быстрая нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речевого аппарата.
В старшем дошкольном возрасте выработка внятности произношения является специальной задачей занятий по развитию речи. Для её решения в старших и подготовительных группах используют специальные и методы и приемы. Один из них – работа со скороговоркой.
Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребенка. Он становиться замкнутым, резким, неусидчивым. У него падает любознательность, что значительно влияет впоследствии на успеваемость в школе, а также на психосоматическое здоровье ребенка.
В последнее время идет спад заинтересованности к устному народному творчеству. У детей неполное представление о многообразии жанров русского творчества. Увлечение детьми просмотров зарубежных мультфильмов, комиксов оказывает негативное влияние на его эмоциональную сферу, на поведение, забываются народные традиции, снижается читательский интерес.
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный:
- опрос детей на тему: «Какие скороговорки вы знаете?»
- анкета для родителей «Зачем нужна скороговорка?»;
- беседа с родителями об актуальности создания проекта.
2 этап: основной (реализация проекта).
Для родителей:
-совместно детско-родительский конкурс рисунков «Моя любимая скороговорка»;
- семинар-практикум для родителей «Веселые скороговорки» (творческая работа по скороговорке).
- подборка скороговорок для родителей;
- информационный лист для родителей «Вместе учим скороговорки»;
Для педагогов детского сада :
- памятка «Методика работы со скороговорками»;
- создание картотеки скороговорок;
Для детей:
1. Заучивание скороговорок.
2. Посещение школьной библиотеки, беседа о скороговорках.
3. Экскурсия в мини-музей детского сада (знакомство с предметами русского быта).
4. Придумывание рассказов по скороговорке.
5. НОД «Путешествие по русской ярмарке».
6. Конкурс: «Быстрое чтение скороговорки».
7. КВН «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
4. Заключительный этап.
Ожидаемый результат проекта :
- улучшение состояния дикции у детей;
- повышение интереса к устному народному творчеству;
-активное участие родителей в развитии творческих и познавательных способностей детей;
- укрепление сотрудничества педагога и семей в нравственном воспитании дошкольников, базирующихся на исторически сложившихся народных традициях.
Продукты проекта :
• проектная папка : конспект НОД, сценарий КВН, план семинара – практикума, план конкурса «Быстрое чтение скороговорки».
, картотека скороговорок.
• памятка для педагогов «Методика работы со скороговорками»;
• альбом «Любимые скороговорки» (рисунки детей и родителей, тексты скороговорок, детские рассказы по скороговорке).
• информационный лист для родителей «Вместе учим скороговорки».
• анкета для родителей «Зачем нужна скороговорка?»
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Мини-музей детского сада «Русская народная изба».
2. Уголок развития речи группы.
3. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Литература:
1. Куликовская Т. Л. Скороговорки и Чистоговорки. М. : Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство «ГНОМ – ПРЕСС», 1997.
2. Смирнова М. В. Скороговорки для развития речи. – СПб. : Издательский дом «Литера»,2013.-64с. :ил. -(Серия-«Радуга»).
3. Лаптева Е. В. 600 упражнений для развития дикции – М. : АСТ: Астрель: профиздат, 2007.
4. Мазнин Н. А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
5. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Гридина В. Т. Читай, играй, веселись. – М. : ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2005.
7. Ресурсы сети Интернет.