Любовь Созыкина
Педагогический проект «Воспитание дошкольников в процессе ознакомления с животным миром»
▼ Скачать + Заказать документы
Человек стал человеком,когда услышал
шепот листьев и песню кузнечика,
журчание весеннего ручья.
В. А. Сухомлинский.
Вид проекта : творческий.
Продолжительность: среднесрочный.
Проблема: Необходимость формирования у воспитанников знаний о диких и домашних животных, их пользе в жизни
человека.
Основные цели проекта : развивать устойчивый познавательный интерес к диким и домашним животным, как к живым существам.
-Организация предметно-развивающей среды.
Публикация «Педагогический проект „Воспитание дошкольников в процессе ознакомления с животным миром“» размещена в разделах
-Обеспечение непрерывности и преемственности содержания с учетом возрастных особенностей, интересов, возможностей детей.
-Интеграция задач, содержание форм и методов работы, разнообразных видов детской деятельности при организации воспитательно-образовательного процесса.
-Обеспечение психологического комфорта.
-Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.
Задачи проекта по образовательным областям:
Познание : формирование представлений о диких и домашних животных, их пользе в жизни человека.
Коммуникация: развитие свободного общения взрослых и детей.
Чтение художественной литературы: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений о животных, посредством чтения детской художественной литературы.
Художественное творчество: развитие эстетического восприятия образа животных и умение передавать увиденное в рисунках и поделках.
Безопасность: соблюдение элементарных правил поведения с животными.
Актуальная проблема.
Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы-этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель.
Важнейшим условием воспитателя у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы.
Дошкольнику легче установить сходство, чем найти отличие. Именно они ведут к сравнению с собой. Например: животному (растению) больно, как и мне оно двигается, питается, дышит - как и я.
Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогли мне сформировать у детей отношение сочувствия к представителям животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети научились анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выявить самое важное, научились ухаживать за животными.
Вступление
В соответствии с перспективным планированием и развивающей средой, на прогулках и экскурсиях я знакомлю детей с животным миром. Даю им знания о некоторых домашних, диких животных, птиц, насекомых нашей республики. Где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Какую пользу приносят домашние животные.
Знания о птицах дети получают на прогулках, во время систематических наблюдений за птицами сравнивают птиц, узнают их названия. Знакомлю с зимующими, перелетными птицами, об их пользе. Чем питаются птицы зимой, какие птицы первыми улетают, какие последними, почему.
Формы работы в процессе ознакомления с животным миром.
Работая по программе «От рождения до школы» используем блочное планирование. Итогом блока провела занятие «Жизнь диких и домашних животных». На занятии дети закрепили знания об отличии диких животных от домашних; научились сравнивать и устанавливать причинно – следственные связи, обобщать. Узнали о пользе домашних животных. Рассмотрели продукцию, полученную от животных. Провела ряд занятий на темы: «Кто такие птицы?», «Тайны птичьего мира», «Кто и как готовится к зиме», КВН «Знатоки природы», «Где зимуют лягушки?».
Занятия способствуют усвоению взаимосвязей между объектами и явлениями природы, жизни общества, места человека в нем. Их основу составляют ответы на разнообразные вопросы «почему», «как», «откуда». На занятиях особое внимание уделяю проявлению заботливого отношения к объектам природы, овладению различными способами природоведческой деятельности.
В конце каждого занятия даю детям задания по наблюдениям. Я побуждаю детей к наблюдениям в течение дня. Ежедневно после прогулки дети делают зарисовки наблюдений за животным миром.
Общение с природой, эстетическое восприятие явлений природы способны обеспечить эстетическое развитие дошкольников, а это много значит для всестороннего развития личности.
Большой эмоциональный отклик вызывают у ребят экскурсии.
-в лес «Очарован лес стоит»
-в парк «Как мы следы осени искали»
-в краеведческий музей «Пернатые нашего края»
-в краеведческий музей «Животные наших лесов»
В содержании экскурсий особое внимание уделяется формированию бережного и осознанного отношения к природе. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними, освоения правил охраны природы.
Совместная деятельность
Основные направления дети получают в повседневной жизни. Поэтому наибольшее место в педагогическом процессе отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено и важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой.
В нашей группе созданы специальные условия для,
-наблюдений
-чтения и рассматривания детской литературы.
-бесед («о добром поступке», «о нежности и заботливости», «кто в лесу вредный кто полезный», «правила друзей леса»).
Создаются условия для организации разнообразных игр детей.
В дидактических играх: «Кто где живет», «Зоологическое лото», «Правила поведения в природе», «Чей ты малыш», «Птицы».
-закрепляются умения выделять действия и поступки, в которых проявляется заботливое отношение к животным, человеку; умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи.
Для закрепления знаний о том, как человек заботится о животных, как живые организмы помогают людям, как живые существа приспосабливаются к среде, организуются сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Деревня», «Цирк»
В подвижных играх «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Кошки мышки» и др. дети учатся ролевому общению, доброжелательному отношению друг к другу.
Работа с родителями.
Неотъемлемой частью в любом направлении является создание системы отношений: «детский сад – дети – родители». При этом крайне важны для нас контакты с семьей, которые могут помочь в становлении положительного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Незаменима роль родителей в обогащении развивающей среды, изготовлении методических пособий, дидактических игр, приобретении литературы.
Родители привлекаются к участию в организуемых мероприятиях, как в качестве зрителей, так и качестве участников.
Родители вместе с детьми ходят в лес, посещают зоопарки организовывают дома живые уголки.
Предполагаемые результаты проведенной работы
-Знание домашних и диких животных и их детенышей.
-Определение среды обитания.
-Осознание приносимой пользы.
-установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания
-ребята умеют замечать и радоваться красоте природных явлений, проявляют осознанное к ней отношение.
-дети умеют замечать и анализировать нравственно значимые ситуации и поступки.
-стараются делать добрые и нужные дела, как в природе, так и в отношениях с людьми:
-дети любознательны, проявляют интерес, сочувствие, сопереживание к объектам природы, сверстникам, взрослым.
Важно, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвященная ознакомлению детей с животным миром, побуждали у ребят любознательность, укрепляли интерес к природе и бережное отношение к ее обитателям, формировали добрые чувства.