Евгения Клевжец
Педагогический проект «Волшебный и загадочный мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Волшебный и загадочный мир природы»
Срок реализации: октябрь-апрель
Участники проекта:
- дети;
- родители.
Тип проекта: информационно-творческий
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: долгосрочный
Мощным фактором, способствующим росту интеллектуальной, творческой активности детей, выступает близкий и родной мир природы. Наблюдения, экспериментирование и элементарные опыты позволяют получить информацию об окружающем мире, научиться делать выводы, формировать мысли, умозаключения, строить причинно-следственные связи.
Публикация «Педагогический проект „Волшебный и загадочный мир природы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Всестороннее развитие дошкольников, то есть эстетическое, умственное, трудовое, нравственное, происходит в результате общения с природой.
В связи с этим, актуальность выбранной проблемы, весьма, обоснована. Воспитание экологической культуры дошкольников – важнейшая задача нашего времени: только экологическое мировоззрение жителей планеты способно вывести мир и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывают в настоящее время.
Кроме того, экологическое воспитание имеет весомое значение с точки зрения личностного развития ребенка – методически правильно организованное, систематически проводимое в дошкольном учебном учреждении, оказывает влияние на его ум, чувства и общее развитие дошкольника.
Волшебный мир природы имеет огромные возможности для всестороннего развития детей. Продуманная, четкая, спланированная организация НОД, прогулок, наблюдений, исследовательская и экспериментальная деятельность, развивает их психические функции, способность видеть и чувствовать разнообразный мир природы, замечать изменения, происходящие вокруг. Размышляя о явлениях природы, формируя выводы, строя умозаключения, дошкольник обогащает свои знания, при этом, формируется правильное отношение ко всему живому, желание созидать, а не разрушать.
И по каким бы программам дошкольного образования не приходилось работать, основная цель: научить бережно, относиться к природе, пронизывала весь воспитательно-образовательный процесс. Существует большое разнообразие методов, приемов и форм работы с детьми, в том числе и по ознакомлению с природой. Однако, проектная деятельность позволяет глубоко и целенаправленно изучить проблему. Поэтому, мы начали работу над проектом "Волшебный мир природы" совместно с детьми и родителями.
Цель проекта:
• Создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры
• Привитие гуманного отношения ко всему живому
• Ознакомление с особенностями природы Крыма и животными полуострова, обитателями Черного моря
• Обогащение и обобщение знания детей о природе
• Приобщение родителей к совместной деятельности
Задачи проекта:
• Продолжать учить вести наблюдения за объектом живой и неживой природы
• Продолжать обучать способам экспериментирования и исследования
• Продолжать работу по развитию умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
• Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе
• Воспитывать чувство сопереживания к объектам природы;
• Проявлять заботу через практические действия.
Описание
Важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа.
Мы активно изучали с детьми явления природы, рассматривали свойства воды, почвы и воздуха. Проводили эксперименты и опыты. Выбор тем осуществлялся в соответствии с программой развития и обучения в дошкольном учреждении. Мы не можем обойти стороной и региональный компонент.
Природа родного Крыма разнообразна и интересна, особенности полуострова и его обитатели были главными объектами наблюдений. Для работы над этим аспектом работы мы использовали региональную программу по межкультурному воспитанию "Крымский веночек".
Нами были изучены такие темы: "Я и природа - одно целое", "Вода- источник всего живого", "Воздух. Чем мы дышим", " Посадим растения сами", "Животные Крыма".
Для реализации проекта мы использовали такие формы работы с дошкольниками как: НОД, экспериментирование, различные виды игр, продуктивные виды деятельности, чтение и обсуждение художественной и энциклопедической литературы.
Построение НОД осуществляли с учетом наглядно – действенного и наглядно – образного восприятия ребенком окружающего мира, чаще всего использовали комплексные занятия. Все это способствовало развитию у детей психических функций: умения сравнивать увиденное, обобщать информацию, видеть и понимать, тот факт, что мир прекрасен. Дети стали логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать.
Нужно отметить, что для закрепления материала использовали ведущую форму деятельности дошкольников – игру: сюжетно-ролевую, подвижную, дидактическую.
В результате работы над проектом и блоками, описанными выше, дошкольники узнали о том, что вокруг них есть воздух, вода, растения, животные, почва, солнце, которые тесно связаны друг другом и человеком. Получили знания об обитателях Черного моря и животных полуострова.
Каждый блок, который мы рассматривали, предполагает изучение в НОД, в игре, через динамические паузы, подобранные в соответствии с темой. Так, в частности, изучая тему "Вода- источник всего живого" знакомили дошкольников с водой в природе, Черным морем, значением воды в жизни живых организмов, включая человека, необходимостью экономить воду. Проводили эксперименты со снегом и льдом. Опыты побуждали детей сравнивать, сопоставлять факты, способствовали развитию наблюдательности, внимания.
При изучении растений рассматривали не только строение растений, но и самостоятельно высаживали черенки. К празднику 8 марта мы с детьми высадили фиалки для мамы.
Ежедневно, на прогулке, обращали внимание на состояние погоды, неба, наличие осадков. Обращали внимание на то, что солнце в течение дня меняет свое положение. Такие наблюдения отмечали в календаре природы.
Прекрасный материал для развития ребенка найти несложно, стоит лишь только более внимательно присмотреться к окружающему. Например, камни. Для изучения морских камешек, родители привезли с побережья различный материал. Среди камней были и стеклышки, что позволило обратить внимание детей на природное происхождение камней и деятельность человека.
Для нас было очень важно, чтобы дети учились размышлять, формулировали и отстаивали свое мнение, обобщали результаты. В мини – лаборатории старались создавать условия для проведения опытов с водой, почвой, так: чтобы дети не боялись пролить воду или рассыпать почву.
Поэтические произведения помогали замечать необычное в привычных для детей явлениях: морозных узорах, поземке, отражениях в лужах, пробивании сквозь тучи лучей солнца.
Рассматривались вопросы сбережения природных ресурсов и внимательного отношения к живым существам. К примеру, мы с детьми рассматривали правила поведения в лесу. При этом изготовили опорные схемы, по которым составляли рассказы.
Разрабатывается маршрут экологической тропы в ДУУ, где в весенне-осенний период высаживаются растения.
Принимая во внимание то, что дошкольное учреждение не может осуществлять экологическое воспитание детей отдельно от семьи, мы привлекли к проекту родителей. Совместно с родителями и детьми провели развлечение и получили всевозможную помощь. Родители помогали проводить опыты, предоставляли материал, делали кормушки для зимующих птиц.
Заключение
Педагогический проект «Волшебный и загадочный мир природы» принес желаемые результаты, которые можно так описать:
• У детей проявился интерес к объектам и явлениям природы
• Обогатились знания об особенностях природы Черноморского побережья
• Ребята демонстрируют бережное отношение к природе
• Дети обладают навыками экологически безопасного поведения в природе
• Дети учатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать
К экологическому проекту привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
В результате систематической и планомерной работы мы
o создали картотеку дидактических игр о природе
o подобрали фонотеку звуков природы
o построили кормушки для зимующих птиц и собрали семена для их наполнения
o научились высаживать черенки
o подготовили мамам подарки в виде фиалок, выращенных детьми
o разработали схему экологической тропы
o создали таблицы запрещающих знаков безопасного поведения в природе
o организовали огород на окне
o организовали выставку энциклопедической и детской литературы по теме проекта.
o Ознакомление с природными явлениями, флорой и фауной полуострова производилось практически во всех видах деятельности.