Ольга Александрова
Педагогический проект «Волшебное слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
В системе дошкольного образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
Кроме этого, современная образовательная политика требует исполнения международных стандартов, требующих построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития.
Публикация «Педагогический проект „Волшебное слово“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Разработанные с этой целью, ФГОС дошкольного образования поставил перед педагогами новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»).
Данные ориентиры и требования ФГОС дошкольного образования позволяют рассматривать процесс дошкольного образования не только как средство развития и воспитания ребенка, но также как условие повышения общего функционального ресурса родителей, многие их которых не отличаются достаточным уровнем знаний в области воспитания и развития ребенка.
В образовательной ситуации в России и в регионе сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста.
Внимание обращено на те формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка. В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми.
Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей,
неслучайно наше государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе – поступки, соответствующие нормам поведения в обществе.
Проблема нравственного воспитания относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально – экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, главное в другом – как подрастающий ребенок ведет себя? Как держится на людях? Каковы его манеры – мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, так как не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.
Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольного возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки.
В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Проблема, причины проблемы
Сегодняшняя ситуация: Большинство детей пятого года жизни не употребляют в своей речи вежливые слова.
Желаемая ситуация Все дети активно используют и употребляют в речи вежливые слова.
Проблема: Каким образом сформировать у детей 4-5 лет компетентность использования вежливых слов?
Цель проекта.
Сформировать компетентность использования вежливых слов у детей пятого года жизни путем внедрения программы «Я, ты, мы»
Задачи проекта :
1. Изучить методическую литературу по формированию компетентности у детей 4-5лет в использовании вежливых слов; подобрать материал;
2. Провести входное тестирование с детьми, анкетирование с родителями по выявлению уровня сформированности у детей 4-5 лет компетентности использования вежливых слов;
3. Изучить и внедрить программу «Я, ты, мы» в свою деятельность;
4. Провести выходное тестирование и заключительный мониторинг по сформированности у детей пятого года жизни компетентности использования вежливых слов.
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Вид проекта : по масштабу – микропроект;
Срок реализации – среднесрочный: с 01 октября 2014года по 30 апреля 2015 года.
Гипотеза проекта :
При изучении и внедрении программы «Я, ты, мы» будет сформирована компетентность использования вежливых слов.
Этапы реализации проекта.
1. Организационный этап.
-Формулирование проблемы: каким образом сформировать у детей 4-5 лет компетентность использования вежливых слов?
-Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий (с родителями, педагогами, детьми);
-Анкетирование родителей;
-Постановка цели и основных задач по данной проблеме;
2. Формирующий этап:
-Реализация самого проекта;
-Работа педагога с детьми, работа детей и родителей, работа педагога и родителей;
-Содержание деятельности;
3. Заключительный (обобщающий) этап:
-Презентация проекта;
-Итоговое развлечение «День вежливых слов».
- Возможные риски проекта (внешняя и внутренняя сторона)
- Содержание деятельности (названия, цели)
Ожидаемый результат:
1. Изучена методическая литература по формированию компетентности у детей 4-5лет в использовании вежливых слов; подобран игровой материал;
2. Проведено входное тестирование, выявлен уровень сформированности у детей 4-5 лет компетентности в использовании вежливых слов;
3. Изучена и внедрена программа «Я, ты, мы»;
4. Сформирована у детей 4-5 лет компетентность использования вежливых слов.
Ресурсы проекта.
Ресурсы: 1. Психолого – педагогические -Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей;
-Вовлечение семей в образовательный процесс;
-Система мониторинга усвоения образовательных областей;
-Соблюдение требований СанПиН от 15мая 2013г. №26.
2. Предметно – пространственные: Развивающую предметно – пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
3. Кадровые: Александрова О. Л. – образование средне специальное, ЧПУ, 1984г., «Дошкольное воспитание», первая квалификационная категория;
-Васильева Ф. А. –образование среднее специальное, КПУ, 1981г. «Музыкальное воспитание», первая квалификационная категория
4. Материальные: Наличие нормативных документов;
-Наличие ИКТ, выход в интернет;
-Методическое обеспечение по ФГОС (приобрести дополнительно).
Выводы и заключения:
Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для формирования компетентности у детей 4-5 лет в использовании вежливых слов. Проявится эмоционально – положительное отношение к себе, своим сверстникам, к взрослым; умение вести себя в коллективе, социальной среде; повысится культура общения, поведения. Разработка и внедрение проекта создаст благоприятный микроклимат в детско – родительском коллективе; активизации и обогащении знаний и умений, повысит психолого – педагогическую культуру родителей; способствует развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Анализ результатов работы над проектом позволил выявить, что методика занятий, разработанных мною к проекту, значительно повысит уровень знаний и нравственных качеств личности детей 4-5 лет и способствует формированию компетентности использования вежливых слов у детей данного возраста.