Света Герасимова
Педагогический проект в средней группе по сенсорному развитию «Раз ладошка, два ладошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект в средней группе по сенсорному развитию
«Раз ладошка, два ладошка»
Тип проекта :
Проект познавательно-игровой, краткосрочный.
Участники проекта :
Дети средней группы, родители, педагоги.
Практическая значимость проекта :
Публикация «Педагогический проект в средней группе по сенсорному развитию „Раз ладошка, два ладошка“» размещена в разделах
Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.
Проект будет полезен родителям воспитанников ДОУ, поскольку поспособствует повышению компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников.
Актуальность:
Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Актуальность сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно –перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств.
Наблюдая и анализируя сенсомоторную игровую деятельность детей моей группы в процессе совместной образовательной деятельности, сделала вывод, что у многих воспитанников наблюдается недостаточность освоения сенсорных эталонов, сформированности познавательной мотивации, способов обследования предметов, развития сенсорных способностей.
Для решения этих проблем необходимы новые эффективные подходы, которые бы способствовали развитию сенсорных способностей дошкольников, соответствовали современным требованиям, представляли собой комплексное решение вопросов, создавали основу для формирования благоприятного микроклимата в детском коллективе.
Новизна проекта.
Новизна проекта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Работа поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
Цель проекта.
Создание системы работы по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
1. Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.
2. Сформировать сенсорные эталоны, обучая детей способам обследования предметов.
3. Развивать познавательные способности, аналитическое восприятие у детей дошкольного возраста.
4. Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
5. Повышать компетентность родителей в организации работы по сенсорному воспитанию дошкольников посредством дидактической игры.
Формы и методы реализации проекта :
Методы:
- игровой, словесный, наглядный, практический.
Формы:
- совместная предметная деятельность воспитателя и детей;
-игровые занятия, дидактические игры,наблюдение, рассматривание;
-выполнение самостоятельных предметных действий.
Предполагаемый результат.
-Овладение детьми сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.
-Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
-Педагоги продолжают освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Этапы реализации проекта.
Этап -подготовительный.
На первом подготовительном этапе будет подобрана и изучена методическая и справочная литература по сенсорному развитию детей. Проведена диагностика детей и анкетирование родителей.
В конце данного этапа будет разработан план работы с детьми и родителями, а так же создана предметно-развивающая среда в группе. При создании предметно-развивающей среды будут соблюдены санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещённость, целесообразность размещения материала и доступность, соответствие возрастным особенностям детей, эстетичность.
Содержание работы. Сроки
Сентябрь
Подбор и изучение методической и справочной литературы
Диагностирование детей в рамках проекта
Анкетирование родителей
Разработка поэтапного плана работы с детьми и родителями
Октябрь
Создание предметно-развивающей среды
Октябрь–Ноябрь
Этап –основной.
На втором основном этапе проекта будет осуществляться деятельность по реализации плана работы с детьми и родителями.
На третьем заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы, обобщён опыт работы и представлен на конкурсах различного уровня.
Перспективное планирование на три месяца:
Сентябрь
1.«Угадай, на что похоже» - Цель: Нахождение сходства геометрических фигур с реальными предметами.
2. «Цветные брусочки» - Цель: Восприятие цвета.
3.. «Светофор» -Цель: Ориентировка на цветовой сигнал.
4. «Где лежит кубик» - Цель: Ориентировка в пространстве.
5. «Катится – не катится» - Цель :Определение формы.
6. «Собери пирамидку» - Цель: Зрительное определение величины.
7.. «Рисование палочками» Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек.
8. «Составь цепочку» - Цель: Чередование геометрических фигур.
Октябрь
1. «Дорисуй картинку» - Цель: Определение цвета, формы геометрических фигур.
2. «Привяжи ленточки к бабочкам» - Цель: Восприятие цвета.
3. «Собери картинку» - Цель: Умение выделять части, соединять в целое.
4. «На что похоже» - Цель:Определение формы предметов.
5. «Найди пару» -Цель: Определение цвета, формы, величины.
6. «Хлоп- хлоп» - Цель: Выполнение соответствующих движений по словесной инструкции и цветовому сигналу.
7. «Разрезные картинки» - Цель: Развитие зрительного восприятия.
8. «Раскрась предмет» -Цель:На развитие произвольного внимания, восприятия цвета.
Ноябрь
1. «Сделай елочку» - Цель: Зрительное определение величины.
2. «Мозайка» - Цель: Нахождение формы.
3 «Чудесный мешочек» - Цель: На развитие тактильных ощущений.
4. «Красивая салфетка» - Цель:Определение геометрических фигур. Ориентировка на плоскости листа
5. «Где лежит кубик» - Цель: Ориентировка в пространстве.
6. «Три медведя» - Цель: Умение соотносить величину предметов.
7. «Холодно-тепло-горячо» -Цель :На формирование различных тактильных свойств.
8. «Найди форму в предмете» - Цель: Определение геометрических форм
Работа с родителями.
Анкетирование родителей.
Создание предметно-развивающей среды
Сентябрь
Консультации «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»
Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр по сенсомоторике.
Выставка игр, пособий, способствующих обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.
Методические рекомендации для родителей
«Сенсорное воспитание ребенка в семье».
Октябрь
Беседа «Дидактическая игра в жизни ребёнка».
Памятка «Чему обучается ребенок в игре?»
Консультация «Предметно-развивающая среда дома».
Консультация «Роль дидактических игр по сенсорному воспитанию и мелкой моторике».
Ноябрь.
Индивидуальные беседы.
Презентация по овладению сенсорными умениями детей в детском саду.
3 этап –заключительный.
На третьем заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы.
Итоговое занятие «Домашний лимонад».
Литература
1. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа.
2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Под редакцией Л. А. Венгера
3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования».
4. «Сенсорное воспитание в детском саду» Под редакцией В. Н. Аванесовой, Н. Н. Поддьякова.
5. «Развитие игровой деятельности».Средняя группа. Москва 2014г.
6.«Сборник дидактических игр для детей 4-7 лет». Л. Ю. Павлова
«Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это развитие правильного восприятия малыша и формирование определенных представлений о свойствах разных предметов: цвете, форме, величине, вкусе, запахе и так далее.
Под сенсорным воспитанием в настоящее время понимают целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребёнок начинает изучать окружающий его мир при помощи восприятия тех или иных явлений, предметов, ощущений. За всё перечисленное отвечают органы чувств (уши, глаза, нос, язык, рецепторы кожи, они служат, как предпосылка для развития осознания окружающего мира с его разнообразием цвета, форм, величин. Но для гармоничного, полноценного, сенсорного развития детей дошкольного возраста необходимо заниматься с малышом с самого рождения.
Чтобы сформировать у ребёнка правильное восприятие окружающего мира, необходимо знакомить его со всем разнообразием сенсорных ощущений, но научить ребёнка обследовать предметы и различать их свойства ещё недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы – сенсорные эталоны.
Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Эталоны цвета - семь цветов спектра; эталоны формы - геометрические фигуры; эталоны величины - метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т. д. В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные, вкусовые, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные образы.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Обеспечивая приток новых ощущений, сенсорное воспитание также способствует общему физическому и психическому развитию малыша. При недостатке впечатлений младенцы испытывают "сенсорный голод", который приводит к задержкам общего развития.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это основа интеллектуального развития, формирования разных навыков. От этого зависит не только успеваемость детей, но и выполнение различных видов деятельности уже в будущем.
Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей дошкольного возраста выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания, в то время как преддошкольники очень редко рассматривают предметы, не действуя с ними. Дошкольник в ходе рассматривания решает разнообразные задачи: ищет нужный предмет и выделяет его; устанавливает его особенности, индивидуальные стороны, определяет в нём признаки или части, отличающие и объединяющие его с другими объектами; создаёт образ незнакомого предмета.
Развитие зрительного представления
Развитие зрительного восприятия необходимо человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в пространстве, оценивать положение предметов относительно друг друга (выше - ниже, дальше - ближе, левее - правее, понимать форму объемных предметов. Человек, у которого недостаточно развит зрительный анализ, испытывает трудности при восприятии сюжетных картин, пейзажей.
Если к школьному периоду не сформировались функции зрительного анализа, то в дальнейшем могут возникнуть трудности при письме. Именно поэтому важно помочь ребенку развить зрительное восприятие еще в дошкольном возрасте.
Цвет
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, голубой) и ахроматические цвета (белый, чёрный, оттенки серого).
Среди хроматических цветов красный, жёлтый и синий являются чистыми цветами. Все другие цвета получаются в результате смешивания двух красок. Так, оранжевый цвет – это результат смешивания красного и жёлтого цветов, зелёный – синего и жёлтого, фиолетовый – синего и красного.
Также различают оттенки цвета по светлоте, которые зависят от процентного соотношения белого и основного цветов.
Знакомство малыша с цветом надо начинать с четырё х основных цветов: красного, жёлтого, зелёного и синего. Только после того, как ребёнок научится без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их можно знакомить его с белым, чёрным, оранжевым и фиолетовым цветами.
В процессе знакомства ребё нка с цветом можно выделить следующие этапы:
• различение цветов по принципу «такой – не такой». На этом этапе малыш сравнивает предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. Например, можно предложить ребёнку найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, назовите их, не требуя от него повторения;
• зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребёнку карточку определённого цвета и предложить найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. После выполнения ребёнком задания назовите цвет;
• закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе малыш различает цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета.
• Знакомство с цветом осуществляется во время игры, во время специально организованного занятия и в быту при рассматривании различных предметов (овощи, фрукты, одежда, игрушки и т. д.).
Величина
Величина - это значимое свойство предмета (размер, объём, протяжённость, которое измеряется путём сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов. Признак величины является относительным при сравнении на глаз: так ёлка кажется маленькой по сравнению с домом и большой по сравнению с шишкой. Обучение данному свойству может проходить только в специально созданной среде : все задания должны быть направлены на сравнение предметов.
При обучении необходимо соблюдать ряд правил:
• Предлагать предметы сравнивать только по одному параметру (только по величине или высоте).
• Сравнивать предметы одинаковые по форме и цвету.
• Сначала сравнивать предметы, которые резко отличаются по величине, затем добавляем третий объект - средний.
• Параметры величины озвучивать словами и подкрепляющими жестами, от детей сразу не требовать повторения названий.
• Сначала величину обозначают словами "такой - не такой", затем большой - маленький и только потом используются понятия, обозначающие конкретную величину (высокий - низки, длинный - короткий и т. д.).
Форма
В процессе знакомства с формой предметов выделяют следующие этапы:
• практические действия. Для того, чтобы ребёнок мог практическим путём определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки, в ходе действия с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (например, различные доски, рамки, коробки с отверстиями разной формы). На этом этапе ребёнок сравнивает предметы по форме («такой – не такой», не называя её.
• зрительное восприятие формы. На этом этапе ребёнка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур (позже и с объёмными геометрическими телами) без практических действий с ними и запоминания их названий.
• запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях. Этот этап выходит за рамки раннего возраста и изучается после трёх лет, в дошкольном возрасте.
Знакомить ребё нка с геометрическими формами и закреплять знания о них можно следующими способами:
• используя специальные игрушки;
• рассматривая эталоны форм – плоские и объёмные фигуры;
• рассматривая реальные предметы простой формы;
• используя специальные дидактические игры (настольно-печатные, подвижные и др.).
Количество
Количество - это категория, которая характеризует предметы и явления оружающего мира со стороны числа, объёма. В рамки сенсорного развития данная категория входит только в раннем возрасте (1-3 года) и включает в себя понятия "один", "много", "мало", "поровну", "ни одного" (пусто). В дальнейшем количество изучается на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Обучение по различению количества следует начинать с практических действий с предметами и явлениями окружающей действительности, а также с игровым материалом. И лишь потом вводит картинки с их изображением. Во время еды можно сравнивать количество чая в стаканах, количество каши в тарелке. На прогулке наблюдать за машинами, облаками, цветами. На занятиях с различными предметами (карандаши, листики, краски.)
Для развития сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста очень широко используются специальные игры и упражнения, а также различные сенсорные игрушки, которые можно условно подразделить на:
• Мягкие игрушки, которые сшиты из разных по фактуре материалов. В качестве наполнителя в таких игрушках могут быть холлофайбер, синтепон, крупы, косточки.
• Игрушки, развивающие точность и координацию движений детей: шнуровки, развивающие книжки, коврики, панно, массажные дорожки.
• Игрушки с функцией простого конструктора: вкладыши, пирамидки, матрешки, кубики, коробочки. Они могут быть сделаны из дерева, пластмассы, из ткани или резины в виде подушки или зверей.
• Мозаика, простой строительный конструктор (пластмассовый, металлический, тряпочный, деревянный)
Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих площадок : для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда.
Среда – это окружающие, социально бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка.
Предметная среда выполняет ответственную функцию. Она побуждает к игре, формирует воображение, она как бы является материальной средой мыслей ребенка.
Принципы построения каждой из таких площадок: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учета половых и возрастных различий детей.
В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых.