Прокофьева Ирина
Педагогический проект в подготовительной группе «От весны до осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с русскими народными праздниками. Постановка проблемы:
Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.
Публикация «Педагогический проект в подготовительной группе „От весны до осени“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток заметила как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загораться интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.
Цель проекта
Развитие у детей младшего школьного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Задачи проекта :
познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние святки», «Масленица», «Пасха»;
вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки
и др.);
развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием
Объект исследования: русские народные календарные праздники
Ожидаемые результаты:
Устойчивый интерес к культуре русского народа.
Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа.
Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Оценка результатов проекта
В ходе реализации совместного проекта «От весны до осени» достигнуты определё нные результаты:
создана предметно – развивающая зона русской культуры в виде «Уголка русской избы»,в котором собраны предметы быта, олицетворяющие Древнюю Русь;
сформированы устойчивые знания и интерес к истории календарных праздников русского народа;
создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству;
установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.
Схема осуществления проекта
по основным видам деятельности:
Центр познавательного развития:
Занятия:
1. «В гостях у хозяйки»
2. «Как на Руси весну встречали»
3. «Как на святки в вечерок девицы гадали»
4. «Собран с поля урожай…»
5. «Традиции и обряды русского народа»
Совместная деятельность:
1. наблюдения за изменениями в природе
2. создание уголка «Русской избы»
Беседы:
1. «Что нам осень принесла»
2. «Рождественские святки»
3. «Праздник масленицы»
4. «Пасхальные атрибуты»
Центр игровой деятельности
Подвижные народные игры «Утица», «Салки – догонялки», «Пирог», «Пятнашки», «Жаворонок», «Ручеёк», «Бабка Ёжка»
Дидактические игры «Найди праздничный пирог», «Составь узор для пасхального яичка», «Составь последовательность народных праздников», «Прокати яичко с горки»
Сюжетные игры «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»
Центр художественной деятельности
Рисование
«Осенняя березка»
«Праздник у зверят, рождество в лесу»
«Солнышко – колоколнышко»
«Масленица – барыня!»
«Пасхальное яйцо»
«Во поле береза стояла»
Аппликация:
«Осенний ковер»
«Игрушки для зверят на рождество»
«Барышня на масленице»
Лепка:
«Пасхальный кулич»
«Дымковский козлик на ярмарке»
«Овощи с грядки»
«Блинчики для зайчат»
Ручной труд:
«Кукла из соломы»
«Рождественские подарки»
Выставки совместного творчества детей и родителей:
• «Барышня Осень»
• «Пасхальные куличи и яйца»
• «Масленица-кривошейка»
• «Зимняя фантазия»
Центр музыкального развития:
Музыкальные занятия
Совместная деятельность:
Разучивание попевок, частушек, закличек, колядок, хороводов.
Игра на шумовых народных инструментах.
Развлечения:
«Осенины»
«Рождественские колядки»
«Масленица»
«Вот и лето к нам пришло!»
Театральные представления:
«Золотое яичко»
Презентация проекта «От весны до осени»
Наглядные пособия:
на центральной стене размещен рисунок «На рушнике каравай хлеба»,
Ход:
Дети в русских костюмах под русскую народную мелодию с наигрышами жалейки свободно входят в зал, рассаживаются.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! /гостям/
Разудалые молодцы русские! /мальчикам/
Здравствуйте, красны девицы! /девочкам/
Сегодня мы постараемся вспомнить про русские народные обычаи и традиции.
Соизвольте выслушать, люди добрые, слово вестное.
Как в старые годы прежние, жили люди.
Живали-то не по нашему, а по своему православному.
Вставали рано-ранехонько, с утренней зарей,
Умывались ключевой водой, со белой росой.
Молились всем святым и угодникам.
Хозяйка: Грядет ильинская неделя, сенокосная пора. Дети первые помощники в поле ворошат и сгребают сено. В огороде созревшие овощи собирают. Поворотило лето на осень, пора ее встречать. Давайте споем закличку.
Осень, осень, в гости просим.
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождем, с перелетным журавлем.
/во время пения входит “Осень” (взрослый) /
Хозяйка: Здравствуй, Осеница-царица, по злату мастерица. С чем пришла, что принесла?
Осень : Пришла я, с пряльцем, с донцем, с гребнем, веретенцем,
С высоким колосочком, с широким снопочком.
Журавли-то за моря! Осеница – на поля!
Дети поют: “Песня о хлебе” музыка Бодренкова, слова М. Савельева /девочки берут колоски и выстраиваются в три колоны/
“Танец с колосками”
Проводится русская народная обрядовая игра «Огородник»
Каждый из играющих называет себя овощем. Все становятся в круг. Один – «огородник» - выходит в середину круга и стучит по земле палкой. Его спрашивают:
- Кто там?
Он отвечает:
- Огородник!
- Зачем пришел?
- За репой!
После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:
Сверху репа зелена,
Посередине толста,
К концу востра,
Прячет хвост под себя.
Кто к ней не подойдет,
Всяк за вихор возьмет.
«Огородник» должен назвать, кто из ребят репа. Если угадает, то «репа» от него убегает, а он за ней.
Игра проводится 3-4 раза.
Хозяйка: Посидите, гости, побеседуйте. а я вам загадку загадаю!
Белое покрывало всю землю накрыло (зима)
Хозяйка : Метелица, метелица
Снег по полю стелется!
Зимней порой празднуется один из великих праздников – Рождество Христово. Дни от Рождества до Крещения в народе называют Святыми или Святками. Давайте и мы с вами будем петь да плясать Христа рожденье прославлять.
Дети встают друг за другом, впереди идет мальчик со звездой.
Коляда- молода,
Прикатила молода
Мы искали коляду
Во Ивановом двору
Как на улице мороз подмораживает нос.
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Или тепленький пирог,
Или маслице, творог,
Или денежку копьем,
Или рубль серебром.
Дети подходят к макету домика, из которого выходит ребенок – хозяин домика.
Ребенок: Вот вам, дорогие гости, пряники да леденцы
Да тепленький пирог, да маслице, творог!
Дети: У хозяина в дому чтоб водились ребятки, утятки, поросятки!
Счастье да любовь, да совет на долгий век.
Дети: Спасибо этому дому, пойдем к другому!
Дети идут ко второму домику, исполняя колядку:
Уродилась коляда
Накануне Рождества.
Ой, коляда
Колядица моя!
Открывайте окно,
Запускайте Рождество!
Открывайте двери,
Подымай с постели!
2 ребенок: (отвечает из домика)
Уходите ничего я вам не дам!
Дети: Овсень, коляда, суконная борода! Кто не даст ножку – расколю окошко
Кто не даст хлеба – уведу деда!
Кто не даст ветчины – расколю чугуны!
Ребенок из домика:
Хватит просить, ничего не дам!
Хозяйка: какой жадный хозяин, как старушка – завидушка!
Проводится игра : дети перебрасывают воздушный шарик над головами из рук в руки, затем хозяйка незаметно прокалывает его.
Хозяйка:
Вот что с жадными бывает!
Дети идут дальше под колядку:
Коляда, коляда,
Подай пирога!
Не подашь пирога, то корову за рога!
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!
Вот вам угощенье: сыр да печенье, пряники, конфетки! (угощает детей конфетами)
Хозяйка: Долго длится зимняя пора на Руси, уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Со светлой надеждой ожидали прихода Весны, а чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд-закликание птиц и Весны.
Выходите, красны девицы и добры молодцы, закликать птиц!
/Дети с птицами в руках, ходят по кругу, поют закличку. “Прилети к нам куличок”
Жучик-крючик паучок, прилети к нам куличок.
Виту, виту, витулай, принеси весну в наш край.
1-й ребенок: Ой, кулики-жаворонушки
Прилетите, весну-красну принесите.
2-й ребенок: Принесите весну, на своем хвосту.
3-й ребенок: На сохе, бороне, на овсяном снопе.
4-й ребенок: С пряльцем и донцем, с новым веретенцем.
5-й ребенок: Весна приди! Три угодья принеси!
6-й ребенок: Первое угодье – в лугах половодье!
7-й ребенок: Второе угодье – солнце на подворье!
8-й ребенок: Третье угодье – зеленое раздолье! /рассаживают птиц/
Под пение в зал входит “Весна” /ребенок/
: Здравствуй, Весна-красна, ты, на чем пришла?
Весна : Я приехала на возочке, приплыла на челночке.
Хозяйка: Весна-красна, чем ты нас дарить будешь?
Весна : Дарить буду ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.
Время скотинку на травку кормиться выгонять, поля пахать, да сеять.
Хозяйка: Заводите хоровод.
Хоровод /“В темном лесе” русская народная мелодия, /дети ходят по кругу, закручиваются в улитку, имитируют посев зерна/
Хозяйка: Вот засеяли поля, а будущий урожай зависит от того, прольет ли дождь во время, напоит ли землю. Во время бездожия люди песнями-закличками вызывали его появление. Давайте и мы споем закличку!
Мочи, мочи дождь, на нашу рожь,
Поливай весь день.
Иди, иди дождичек,
На бабушкину пшеницу, на дедушкин ячмень.
Пробуравь землицу, дай нам водицу.
Хозяйка: В дни “пролетья”, когда Весна с Летом встречаются, на нивах начинают колоситься хлеба, натсупает христианский праздник – день Святой Троицы. В Троицин день девушки украшали березку лентами, цветами, плели венки, водили хороводы, кумились.
Девочки танцевальным шагом подходят к березке, украшают березку лентами, все проходят на места, остаются двое, одевают веночки/
1-я девочка: А мой венок-то лучше твоего!
2-я девочка: А чем это он лучше?
1-я девочка: На нем цветочков больше и я в нем краше тебя.
2-я девочка: А вот и нет – и ростом ты мала, и собой невидная.
Ведущая: Стойте, что это – ссора? В девичий праздник ссориться нельзя, а ну, помиритесь.
Девочки: А как?
Хозяйка: Возьмите в руки венок, да сквозь веночек поцелуйтесь. Это называется – покумиться.
Давайте, покумитесь, /девочки целуются/.
Хозяйка: Вот и настал день летнего солнцеворота. В это время праздновали Купала. По берегам рек разжигали купальские костры, считалось, что, перепрыгивая через такой костер, очищались перед началом жатвы, становились здоровыми и набирались сил. Давайте представим, что это купальский костер, попрыгаем через него.
“Перепрыгивание через костер” :
Прыгали хорошо, запаслись здоровьем и силой.
Хозяйка: Июль-макушка лета, в доме и в амбаре пусто, да в лесу густо. Не прокормиться, коли в лес не пойдешь. Ходят ребята по лесу собирают грибы, ягоды, шишки и примечают:
а. / Если рясная малина - уродится добрая … /дети/ рожь.
б. / Много сморчков - к урожаю … /дети/ гречихи.
в. / Много сосновых шишек - к урожаю … /дети/ ячменя.
г. / Тучи комаров - быть хорошему … /дети/ овсу.
Молодцы, хорошо знаете приметы.
Под спокойную фоновую русскую народную мелодию выставляется макет березки.
Хозяйка: в стародавней Руси встречали год не зимой, а летом.
Звучит русская народная мелодия. Выходит “Берёзка” (взрослый, затем появляется “Семья” : мать, отец и несколько детей в русских костюмах (можно с отдельными элементами). У матери в руках корзиночка с атрибутами. Идут к берёзке, начинают диалог.
Мать: Ты берёзонька, ты кудрявая, ты когда взошла, когда выросла?
Отец: Ты берёзонька, ты кудрявая, ты когда цвела, когда вызрела?
Берё зка:
Я весной взошла, летом выросла, я весной цвела, летом вызрела.
Вы ко мне пришли - лето проводить, Новый год встречать, новолетие.
Отец: Украсим нашу берёзку, попросим её, чтоб год был лучше прежнего.
Мать: (доставая из корзинки соответствующий атрибут)
Повешу на берёзку колоски - чтобы в Новом году с хлебом мы были, морковь да репку - чтобы овощи в огороде удались. А ты что попросишь?
Отец: Я повешу на берёзку подкову - чтобы в Новом году нам с лошадкой быть. (Вешает на “берёзку” подкову)
Мать: Детушки наши тоже попросят, пусть их желания исполнятся.
1-й реб: Я хочу быть здоровым и сильным, потому повешу яблочко.
2-й реб: Я повешу ленточку, будет мне новый наряд. Буду с подружками хороводы водить.
3-й реб: А я колокольчик звонкий на берёзку повешу, чтобы Новый год без печали был, радость в дом принёс! (Все отходят назад, любуются “берёзкой”).
Мать: Нарядная стала наша берёзонька. Пора веселье начинать, народ скликать, хороводы водить.
Отец: Пусть поют гусли звончатые, свирели да жалейки, звучат гармоники смоленские да ложки деревенские!
Дети: Добры молодцы, красны девицы, на поляну выходите, свою удаль покажите!
Звучит русская народная мелодия, родители подыгрывают на ложках, трещотках и других шумовых инструментах. Дети исполняют “РУССКУЮ ПЛЯСКУ”. (Р. н. п. “На горе-то калина” в исполнении оркестра русских народных инструментов)
Хозяйка: вот и встретили мы с вами Лето красное, Весну – красну, Осень урожайную, Зиму снежную. Каждая по своему хороша, каждая дарит людям свои подарки. Зима – снег, Лето- солнце, Весна- зелень, Осень – плоды.
На центральную стену «всходят» макеты времен года.
Ведущая: Вот и послушали вы, люди добрые, как живали в старину. Благодарствуем за приход и гляденье. /поклон/ уходит. Дети и взрослые делают русский поклон, уходят.