Юлия Даудрих
Педагогический проект в ДОУ «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект в ДОУ «Мир вокруг нас»
Автор проекта : Даудрих Ю. А.
воспитатель МБДОУ № 11 д/с «Ромашка»
г. Стрежевой
Форма проекта : элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Средства: поисковые действия.
Вид проекта : групповой, подгрупповой.
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.
План реализации: учебный год.
Публикация «Педагогический проект в ДОУ „Мир вокруг нас“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Проект направлен на развитие поисково – познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Пояснительная записка
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности)
Цели проекта :
• Создание максимальных условий, способствующих развитию поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
• Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "мине - лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи проекта :
• Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
• Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
• Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
• Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
Методы обеспечения:
• Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы.
• Проведение опытов (практических).
• Беседы (конструктивные).
Формы работы с родителями:
Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо проводить:
• Анкетирование.
• Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме, консультации и сообщения для родительского уголка.
• Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
• Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.
• Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
• Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек.
Ожидаемые результаты:
• Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
• Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
• Умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
• Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
• Рост уровня любознательности, наблюдательности.
• Активизация речи детей, словарный запас пополнился многими понятиями;
• Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
• Улучшение психологического климата в группе.
• Изменение отношения «Дети – Родители», «Родители – Воспитатели» (взаимопонимание, уважение, умение видеть в детях любознательную, творческую личность).
Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию:
• Создание проблемной ситуации.
• Поиск возможных решений.
• Прогноз результата эксперимента.
• Проверка возможных решений, исходя из данных.
• Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
• Формирование новых гипотез и предложений.
• Формулировка вывода к новым данным.
• Обобщение.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
• Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Фронтальные занятия.
• КВН, развлечения.
• Наблюдения в природе.
• Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
• Беседы по теме эксперимента.
• Целевая прогулка.
• Экскурсия др.
Этапы реализации проекта :
• I этап – подготовительный (организационный)
• II этап – внедренческий
• III этап – итоговый (обобщающий)
Механизм реализации проекта.
Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста
Октябрь
«Экскурсия в детскую лабораторию»
Цели и задачи: Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство).
Познакомить с понятием «наука» (познание, «гипотеза» (предположение).
Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории.
Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории.
Ноябрь «Вода»
«Вода принимает форму»
«Какие предметы могут плавать?»
«Делаем мыльные пузыри»
«Подушка из пены»
«Замерзшая вода»
«Использование воды человеком»
Цели и задачи: Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная, без запаха, льется, имеет вес.
Показать детям опыт, в котором вода принимает форму сосуда, в которой она налита.
Развивать у детей представление о плавучести предметов. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей.
Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Познакомить детей об использовании воды человеком и об экологии.
Декабрь «Воздух»
«Воздух повсюду»
«Воздух работает»
«Подводная лодка»
«Сухой из воды»
«Парашют»
Цели и задачи: Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость
Развивать представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.)
Январь «Свет. Цвет»
«Свет повсюду»
«Свет и тень»
«Разноцветные шарики»
«Таинственные картинки»
Цели и задачи: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер); искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Февраль «Песок»
«Песочная страна»
«Где вода?»
«Волшебное сито»
«Игры с песком»
Цели и задачи: Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Познакомить детей со способом отделения камней от песка; мелкой крупы от крупной с помощью сита; развить самостоятельность.
Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.
Март «Соль»
«Откуда взялась соль?»
«Соль чистящее средство»
«Соль и растения»
«Выпаривание соли»
«Соленое тесто»
Цели и задачи: Изучить исторические сведения о происхождении и способах добычи соли
Изучение уникальных свойств соли.
Влияния соли на здоровье человека и рост растений.
Показать детям способ выпаривания соли.
Вызвать положительные эмоции от изготовления поделок из соленого теста.
Критерии оценки предполагаемых результатов:
- мониторинг;
- открытые занятия;
- выставка работ