Лариса Тиунова
Педагогический проект «Формирование личностных качеств детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее, имеют свои истоки в дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению вопросов социально-личностного развития детей с дошкольного детства.
Публикация «Педагогический проект „Формирование личностных качеств детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек, нравственного поведения стояла перед педагогами всегда, но наиболее остро она проявляется в настоящее время. ФГТ в сфере дошкольного образования нацеливают педагогов ДОУ на формирование культурных ценностей. Для этого социально-личностное развитие дошкольников становится основополагающим в работе ДОУ по обеспечению государственных федеральных требований. Оно объединяет в себе основные направления нравственного, патриотического и гендерного развития дошкольников.
В дошкольный период наиболее целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения. Так, в 4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте - с развитием и пониманием речи окружающих - вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих.
Дошкольники, в детском саду должны научиться и обладать определенными социально - личностными качествами :
определять «Что такое - хорошо, что такое - плохо?
проявлять нравственные привычки – вежливость, доброту и отзывчивость и др.
знать нормы и правила поведения в обществе, способы взаимопонимания с окружающими людьми (взрослые и сверстники)
иметь адекватную самооценку к самому себе.
И поэтому очень важно, выстроить систему адекватно направленную на формирование у ребенка личностных качеств.
В программе «Истоки» это направление решается в большей степени во всех разделах программы.
Однако, как известно, говорить о качестве работы с детьми, можно лишь тогда, когда поставленные задачи реализуются через систему работы. В целях повышения качества работы и создания системного подхода к решению задач социально-личностного развития детей и был разработан данный проект. Настоящий проект представляет собой систему работы с детьми 3-5 лет по формированию личностных качеств и нравственного поведения детей.
Цель работы:
Внедрение эффективных форм, методов для успешного воспитания привычек нравственного поведения у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить опыт науки и практики по формированию социально-личностных качеств дошкольников.
2. Разработать и адаптировать комплекс мероприятий для развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
3. Привлечь внимание родителей к проблеме формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
4. Создать необходимую предметно – пространственную среду для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в деятельности, познании, общении.
5. Выработать рекомендации для воспитателей по формированию привычек нравственного поведения.
6. В ходе реализации проекта разработаны комплексы мероприятий, способствующих развитию положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Ожидаемые результаты:
• Положительная динамика сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста (отзывчивость, сочувствие, доброжелательность и др.)
• Создание у детей целостного и системного представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе.
• Обогащение предметно – развивающей среды в группе детского сада.
• Повышение заинтересованности родителей и воспитателей в решении проблем нравственного воспитания детей.
Система работы по следующему алгоритму:
Методы и приёмы
1 группа методов, обеспечивающая создание у детей практического опыта общественного поведения (воспитание нравственных привычек; пример взрослого или других детей; целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей; организация совместной деятельности; совместная игра)
2 группа методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок (беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения; метод поощрений и наказаний.)
Алгоритм проведения ОД по воспитанию нравственных навыков и привычек на примере произведения В. Осеевой «Волшебное слово»
Цель – познакомить детей с этической нормой и выявить правила поведения, как действовать в жизненной ситуации.
Алгоритм выявления правил поведения
1. Увидеть проблему и понять причину
2. Узнает норму – волшебное слово «пожалуйста»
3. Применяет волшебное слово и видит результат, что данная норма поведения действует
Выход на Правило:
4. Если что-то хочешь попросить всегда нужно говорить «волшебное слово» - пожалуйста.
В своей работе опиралась на подходы, на которых базировалась моя педагогическая работа :
• Широкое использование непосредственного предметного окружения, развивающей среды, созданной в ДОУ;
• Организацию регулярной и разнообразной деятельности детей, общения (эмоционально-доброжелательное взаимодействие с окружающей действительностью);
• Широкое использование специально-подобранной детской художественно-познавательной литературы;
• Совместную творческую деятельность воспитателя с детьми (создание альбомов, копилок и др.);
• Регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему социально-личностного воспитания;
• Оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий с досугами, праздниками, вызывающими яркий эмоциональный отклик детей;
• Практика апробирования данной работы показала, что наиболее эффективны в работе с детьми, оказались такие приемы как, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, тематические и обобщающие беседы, создание разных проблемных ситуаций;
• Дидактические игры - в них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях окружающей действительности;
• Сюжетно-ролевые игры – помогают детям освоить следующую особенность человеческой деятельности – закрепленность взаимосвязанных систем, целей за носителями определенных профессий.
Правильная организация игровой деятельности с детьми предполагает следующее:
• Создание благоприятных условий для самостоятельной и совместной игры воспитателя с дошкольниками.
• Беседа - используется с разными дидактическими целями:
Для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией).
Для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей.
• Проблемная ситуация создается с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных форм общества. Детям предлагаются ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь, а так же обсуждаются межличностные конфликты, возникающие на моральной почве:
Таким образом:
• Даем детям знания этических норм на основе литературного произведения, через решение проблемной ситуации (правила поведения).
• Показываем, как действовать
• Формируем ценностное отношение у детей
• Ставим детей в условия : видеть и понимать последствия поступков и отвечать за них.
Наши результаты:
У детей :
прослеживается положительная динамика сформированности нравственных качеств
создалось целостное представление о нормах и правилах поведения в обществе
• Обогатилась предметно развивающая среда в группе
• Повысилась заинтересованность родителей в решении проблем нравственного воспитания детей.
Результаты работы по проекту :
Результаты диагностики детей (способы поведения и личностные качества)
• Высокий уровень - 26%
• Средний уровень - 72%
• Низкий уровень - 2%
Результаты анкетирования родителей
28% - уделяют внимание формированию у детей нравственных качеств
58% - частично уделяют внимание
14% - не имеют представления, как и какие нравственные качества необходимо развивать у ребёнка.
Список использованной литературы:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной деятельностью (средняя группа). - М., 2003.
2. Голицына Н. С. - Ознакомление дошкольников с социальной действительностью (перспективное планирование работы с детьми 3 -7 лет. - М. 2004.
3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М., 2002.
4. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошк. : Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений и родителей / Р. С. Буре, М. В. Воробьёва, В. Н. Давидович и др. – М. : Просвещение, 2004. – 141 с.
5. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л. А. Парамоновай. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 320с.
6. .Солодянкина О. В. - Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М., 2006.
7. Формирование нравственного здоровья дошкольников (занятия, игры, упражнения). М., 2002 г. ,