Кузнецова Елена Викторовна
Педагогический проект по адаптации детей третьего года жизни в детском саду «День за Днём в детский сад мы идём»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
Тема: «День за днём в детский сад мы идём»
(Адаптация детей третьего года жизни в детском саду)
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.
Публикация «Педагогический проект по адаптации детей третьего года жизни в детском саду „День за Днём в детский сад мы идём“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).
Адаптация дошкольников к ДОО нередко проходит с осложнениями.
Эта проблема стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна.
Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на нас педагогов детской дошкольной организации.
Именно мы должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Однако работа с одними лишь воспитанниками в период их адаптации не дает должного результата. Необходимо активно сотрудничать с родителями по этому вопросу.
В связи с этим возникла необходимость в разработке данного педагогического проекта, направленного на облегчение периода адаптации детей третьего года жизни в детском саду.
Адаптация, т. е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным.
Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Фазы адаптационного процесса
острая фаза – (длится в среднем один месяц) сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии;
подострая фаза (длится 3- 5 месяцев) – характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического;
фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
В период адаптации главной задачей педагога является обеспечение эмоционального комфорта детей. Необходимо помочь им пережить расставание с мамой, почувствовать свою безопасность в совершенно новой обстановке, среди чужих детей и взрослых
Главным средством для достижения данной цели является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
Преимущества игры перед другими средствами расслабления:
позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;
помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;
помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
развивает искусство общения;
помогает управлять своими чувствами;
дает возможность пережить массу эмоций.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период:
они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
не должны быть слишком длительными (лучше играть
с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
должны использоваться копии реальных предметов,
а не их заместители;
всем детям предлагаются одинаковые предметы;
инициатором игры выступает взрослый.
Участниками данного проекта являются дети третьего года жизни (первая младшая группа, педагоги, родители воспитанников.
Цель проекта:
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду
Задачи проекта:
Для детей
Создание условий для совместной деятельности детей и взрослого;
Создание условий для формирования чувства доверия воспитателю;
Создание условий для сформирования желания посещать детский сад.
Для воспитателей:
повысить уровень компетентности по вопросу адаптации детей раннего возраста в ДОУ;
развивать практические навыки установления доверительного контакта с детьми.
Для родителей:
повысить уровень педагогической культуры по вопросам адаптации детей к детскому саду.
Предполагаемые результаты реализации проекта
По окончании проекта дети:
- с удовольствием посещают детский сад;
- активно принимают участие в различных видах деятельности.
По окончании проекта педагоги:
- повысят уровень компетентности по вопросу адаптации детей раннего возраста в ДОУ;
- установят доверительный контакт с детьми;
- создадут благоприятные условия для эмоционального благополучия детей.
По окончании проекта родители:
- повысят уровень педагогической культуры по вопросу адаптации ребёнка в ДОУ.
В процессе работы мною были использованы следующие педагогические технологии:
Программа «Истоки» под редакцией Парамоновой
И методическое пособие Раннее детство: Развитие речи и мышления под редакцией Павловой Любови Николаевны
С целью реализации проекта был составлен перспективно-тематический план работы с детьми, в который вошли такие проектные мероприятия как: игровая деятельность
игровая деятельность
чтение и инсценировки потешек
индивидуальная работа
целевые прогулки по дорожкам детского сада
Для того чтобы повысить уровень педагогической культуры родителей по вопросам адаптации детей к детскому саду, был составлен проектно-тематический план работы с родителями, в процессе разработки которого я использовала следующие формы работы:
анкетирование
папки-раскладки
индивидуальные беседы
консультации
оформление стендов
памятки
Анализ.
Подведя итог проделанной работы можно сказать следущее:
У 52% детей, адаптация прошла по 1 группе – это адаптация легкая. У некоторых детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в последующем быстро нормализовалось. В первые дни были недостаточно активны, иногда капризничали, наблюдалось лёгкая плаксивость или хныканье. В течение недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами.
У 48% детей, адаптация прошла по 2 группе – это адаптация средней тяжести. У детей этой группы настроение было неустойчиво: он часто плакали, звали маму. Разлука с родителями сопровождалась слезами, было нарушение сна и аппетита, снижена речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые дни и недели дети были несколько пассивны и малоподвижны.
В течение 2-3 недель дети освоили группу, адаптировались к среде группы, стали замечать окружающую обстановку, включались в игру, организованную педагогом. Стабилизировалось эмоциональное состояние, наладился аппетит, сон, дети стали самостоятельнее, общительнее со сверстниками и взрослыми. Стали проявлять интерес к игровой совместной деятельности.
и 4 группы – адаптация тяжелой и крайне тяжелой в нашей группе небыло.
6. Выводы
Таким образом, можно отметить, что период адаптации у детей нашей группы прошел успешно. Степень адаптации у детей в основном лёгкая и средняя. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении работы по адаптации детей к условиям детского сада. Беседы с родителями показали, что значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации, воспитания и обучения детей. Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество. У детей бодрое и эмоциональное настроение, проявляют интерес и желание играть, общаться друг с другом.
Именно благодаря совместным усилиям был обеспечен малышу эмоциональный комфорт. Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к детскому саду дала свои устойчивые положительные результаты.
Цели и задачи проекта нами достигнуты и реализованы.