надежда олифер
Педагогический проект «Сказка к нам приходит»
▼ Скачать +Заказ
Педагогический проект «Сказка к нам приходит» (вторая младшая группа)
Вид проекта : творческо-игровой
Продолжительность проекта : среднесрочный (четыре недели) – с 12 января 2015г. по 31 января 2015г.
Участники проекта : дети второй младшей группы №2, Олифер Н. Г. - воспитатель, Сильванович М. П. - музыкальный руководитель, родители.
Публикация «Педагогический проект „Сказка к нам приходит“» размещена в разделах
Актуальность проекта : Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности детей (речи, мышления, памяти, внимания, восприятия). Мир сказки чудесен : он увлекателен и неповторим. К тому же в последнее время дети в основном знакомятся со сказкой как с истинным видом речевого искусства именно в детском саду, поэтому проект направлен также на педагогическую осведомленность родителей о значении чтения и рассказывания сказок детям, о важности формирования любви к книгам. Восприятие текста произведения становится более действенным, если его и прочитали, и рассмотрели картинки, иллюстрации, а также, если в сказку поиграли. Поэтому я считаю актуальным знакомство со сказками через театрализованную и игровую деятельность детей совместно со взрослыми и сверстниками.
Младший дошкольный возраст - богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное овладевать средством человеческого общения - речью. Поэтому литература выступает в качестве источника познания: она призвана выполнять задачи нравственного и эстетического воспитания, пробуждать любовь к родному языку, к родной стране, к ее природе и людям, развивать чувство прекрасного. Знакомство детей с произведениями Агнии Барто с младшего возраста позволяет научить ребенка доброте, формирует чувство гуманизма, насыщает словарный запас ребенка красотой русской речи.
Цель проекта : закрепление и систематизация знаний детьми сказок; повышение интереса к театрализованной деятельности; формирование интереса к книгам и воспитание бережного к ним отношения; знакомство с творчеством Агнии Барто через чтение ее стихов, рассматривание иллюстраций, организацию игровой и творческой деятельности.
Задачи проекта
Образовательные:
-создавать необходимые условия для знакомства с миром сказок и произведений для малышей;
-расширять кругозор, словарный запас, знания о нормах и правилах поведения;
-формировать умение понимать содержание сказок и стихов, уметь эмоционально реагировать на сказочные ситуации, правильно оценивать действия и поступки героев;
-привлекать к воспроизведению сказочных образов через разные виды деятельности (игровую, театрализованную, художественную);
-формировать интерес к книгам.
Развивающие:
-развивать артистические способности посредством участия в инсценировках знакомых сказок;
-развивать образное мышление, творческие способности;
-способствовать развитию умения воспроизводить и эмоционально передавать знакомые сюжеты любимых произведений художественной литературы.
Воспитательные:
-воспитывать умение внимательно слушать сказки и стихи, отвечать на вопросы по содержанию;
-создавать условия для бережного отношения к книгам;
-воспитывать любовь к чтению книг и желанию неоднократно воспроизводить их содержание в разных видах деятельности;
-воспитывать положительные моральные и этические качества.
-закладывать основы нравственности, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Планируемые результаты:
-развитие познавательной, игровой, творческой активности детей;
-умение детей выразительно, эмоционально воспроизводить содержание сказок и стихов;
-повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития и воспитания детей;
-повышение творческой активности всех участников педагогического проекта;
-вовлечение семей в совместную творческую деятельность;
-научить детей бережно относиться к книгам, игрушкам.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
-подобрать разнообразные книги, иллюстрации по темам «Русские народные сказки» и «Стихи и сказки Агнии Барто»; обеспечить размещение портрета детской поэтессы А. Барто в книжном уголке;
-организовать уголок театрализованной деятельности и книжный уголок;
-создать картотеку игр и упражнений по выбранной теме;
-организовать игровое пространство и пополнить развивающую среду;
-заинтересовать родителей созданием благоприятных условий для реализации проекта, активизировать их творческую инициативу.
2. Основной этап
Работа с детьми
Направления:
1. Социально-коммуникативное:
-«Правила поведения в театре и кинотеатре
. Практические советы Динозаврика».
-«Книжкина лечебница». Организация уголка для ремонта книг.
-Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Мы идем в театр», «Дочки-матери», «Больница для зверят», «Мишка на приеме у доктора Айболита», «Книжкина лечебница»
-Театрализованные игры. Настольный театр сказки «Рукавичка», инсценировка сказок «Репка», «Теремок», «Колобок»; мини-инсценировки по стихам А. Барто «Мои игрушки»
-Психогимнастика «Теремок», «Колобки», «Волк и семеро козлят»
-Настольная игра «Герои любимых сказок»
-Игра-занятие «Путешествие в поисках книжного уголка»
2. Познавательное:
-Беседа «Мои любимые сказки», «Моя любимая книга»
-Беседа «Кто сочиняет сказки?»
-«Зайчишка-трусишка». Образ зайчика в русских народных сказках.
-Беседа «Как правильно обращаться с книгой»
-Беседа «Как мы играем с игрушками и как о них заботимся»
-Занятие-игра «Куда что положить»
-Беседа о творчестве А. Л. Барто
-Занятие «Помоги Тане»
-Целевая прогулка «Лохматый гость» (по мотивам сказки А. Барто «Медвежонок-невежа»)
-Решение проблемных ситуаций по стихотворениям А. Барто
-Подбор книг А. Барто и К. Чуковского
3. Речевое:
-Чтение и рассказывание русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь» и др. Знакомство со сказкой «Рукавичка».
- Словесная игра «Сказка на картинках»
-Игра «Прогулка по сказкам»
-Упражнение для автоматизации звуков з-с «Зайцы»
-Игра «Петрушкины команды»
-Дидактическая игра «Два брата»
-Словесная игра «Где мы были, мы не скажем», «Курочка-рябушечка»
-Разучивание и использование в игровой деятельности считалок «Негде зайчику скакать», «Зайка белый, куда бегал»
-Игра на развитие речи, мышления, остроты ума «Жили-были»
-Дидактическая игра «Поставь игрушку в свой обруч»
-Чтение и рассказывание стихотворений А. Барто из серии «Игрушки»
-Сказки А. Барто «Медвежонок-невежа», «Девочка чумазая», «Девочка ревуша»
-«Говорящий куб». Стихи А. Барто
4. Художественно-эстетическое:
-Рисование «Катится Колобок по дорожке…», «Украсим рукавичку для лесных зверей», «Светлячок» (по мотивам стихотворения А. Барто «Фонарик», «В некотором царстве…»
-Лепка «Угощение для зверушек»
-Конструирование «Теремки», «Самолет построим сами»
-Ручной труд «Заинька», пальчиковый театр из картонных цилиндров
-Рисование ватными палочками героев сказок : мишка, заяц, котик и других;
-конкурс иллюстраций к стихотворениях А. Барто и к русским народным сказкам совместно с родителями.
5. Физическое и музыкальное:
-Пальчиковые игры «Про зайца и волка», «Вышел зайчик погулять», «Мышка кошку обижала», «Грозные разбойники», «Лягушки-хвастунишки», «Мы делили апельсин»
-Физминутки: «Про зайку-хвасту», «Сердитый кот», «Хомка-хомячок», «Зайцы скачут»
-Подвижные игры «Зайка беленький сидит», «Гуси», «Подарки», «У медведя во бору», «Передай варежки по кругу»
Работа с родителями
-Консультации на темы: «Как читать ребенку дома», «Роль семейного чтения в развитии ребенка»
-Пополнить театральный уголок атрибутами для театрализованной деятельности детей: изготовление пальчикового театра, театра на ложках, пошив сказочной рукавички для постановки настольного театра по мотивам сказки «Рукавичка»;
-Участие родителей в организации выставки рисунков по произведениям А. Барто; творческие работы на тему «Любимые сказки наших детей»
3. Заключительный этап
-Настольный театр «Рукавичка»
-Сюжетно-ролевая игра «Поход в театр» с элементами театрализованной деятельности – постановка сказки «Заюшкина избушка»;
-Организация мини-музея «В гостях у сказки»;
-Защита проекта «Сказка в гости к нам приходит»
Подведение итогов
За время реализации проекта дети вспомнили те сказки, которые уже знали и стали самостоятельно их пересказывать, соблюдая последовательность событий. При обыгрывании таких сказок, как «Репка», «Теремок», «Колобок», ребята старались изобразить героев в соответствии с их характерами, повадками, интонацией голоса, особенностями движений и действий. В результате знакомства с новыми сказками («Рукавичка», «Маша и мадведь», «Заюшкина избушка» и др.) ребята расширили свои знания произведений народного фольклора и сумели в игровой форме реализовать полученные умения и навыки, продемонстрировали хороший уровень развития речи. У детей сформировался устойчивый интерес к театрализованным играм.
Вследствие знакомства с творчеством А. Барто были углублены представления о разнообразии творчества этой детской поэтессы, ведь в начале реализации проекта по теме «Авторские сказки» я выявила недостаточное знание стихов А. Барто из цикла «Игрушки» и вообще незнании автора стихов о Бычке, Мишке, Зайке и др., знакомых малышам с раннего детства. Но организация познавательных занятий, игр систематизировала знания детей и позволила пополнить их новыми произведениями, в том числе ребята познакомились со стихами-сказками писательницы, такими как «Медвежонок-невежа», «Девочка чумазая». В итоге ребята выучили новые стихотворения («Фонарик», «Самолет», «Встали девочки в кружок», поучаствовали в создании галереи рисунков к циклу «Игрушки» совместно со своими родителями.
Организация мини-музея позволила пополнить нашу групповую библиотеку, а также позволила всем узнать о том, какие книги малыши любят читать и рассматривать дома в кругу семьи. Тесное общение с книгами и организация «Книжкиной лечебницы» сформировали бережное отношение детей с книгой, а также расширили знания о правилах пользования групповой и домашней библиотекой.
Считаю, что реализация проекта прошла успешно и плодотворно.
Рефлексия
В дальнейшей работе по театрализованной деятельности необходимо создать больше атрибутов (костюмы, другие виды театров).
Продолжать знакомство детей с любимыми сказками.
Формировать умение придумывать новые сюжеты на основе уже знакомых сказок.
Создать уголок эмоций для более успешного усвоения знаний о характерах и эмоциональных состояниях героев изучаемых сказок.