Наталья Кравцова
Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.
А главные истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.
Публикация «Педагогический проект „Сенсорное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
Поэтому значение сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста трудно переоценить, ведь именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, мелкой моторики пальцев рук, а также накопления представлений об окружающем мире.
Следовательно, сенсорное восприятие направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одним из основных направлений в работе ДОУ, выдвигая тем самым перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов развития сенсорных представлений и умений у детей.
И так, сенсорное развитие ребёнка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д
Сенсорное воспитание влияет на
1. умственное развитие- т. е. сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие неодходимо и для успешного обучения ребёнка в д/с, в школе.
2. Сенсорное воспитание влияет на - эмоциональное состояние ребёнка- очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
3. Также сенсорное воспитание влияет на развитие самостоятельности- дети постепенно научаются собирать и разбирать башенки, возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться совочком, лопаткой. В процессе этой деятельности у детей вырабатывается целеустремлённость, активность и некоторая планомерность действий.
Задачами сенсорного развития детей раннего возраста можно назвать следующие:
Образовательные
1. развитие цветоразличия, формовосприятия, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
2. формирование у детей зрительных способов обследования предметов;
3. обучение соотносить форму плоскостных изображений и объёмных геометрических тел (шар, куб);
4. развитие зрительной реакции на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
5. обогащение активного и пассивного словаря детей : учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
К воспитательным задачам относятся:
1. воспитание умения играть рядом, не мешая друг другу;
2. формирование умения слушать и понимать инструкции педагога;
Развивающие задачи это :
1. развитие познавательных процессов;
2. развитие мелкой моторики.
Целью моего проекта является :
Систематизирование работы по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Для осуществления цели мною были поставлены следующие задачи:
1. изучение и анализ учебно- методической литературы по вопросам сенсорного развития;
2. дополнение методического материала по сенсорному развитию детей раннего возраста;
3. и разработка информационных листов для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.
Ожидаемый результат моего проекта это
- повышение уровня сенсорного развития детей.
Главные принципы на которые я опираюсь в работе это
1. повышение индивидуально- личностной ориентации воспитательно- образовательного процесса;
2. принцип развивающей, стимулирующей направленности занятий на познавательную деятельность;
3. принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Во время осуществления проекта, мной были использованы различные формы работы:
- изучение специализированной литературы;
- создание предметно - развивающей среды;
- изготовление игр и пособий для развития сенсорных навыков;
- знакомство детей с дидактическим материалом и играми осуществляется во вторую половину дня;
- проведение дидактических игр и игр – занятий. Куб для развития логичекого мышления, игра- занятие разноцветные платочки, нанизывание бусин, собери целое, проведение пальчикового театра, подбери по цвету;
- не мало важной формой работы является - взаимодействие с родителями – оформление наглядных и информационных стендов, привлечение к созданию развивающей среды, проведение родительских собраний и консультаций.
Результатами моего проекта можно назвать следующее что
1. в ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
2. у детей совершенствованы знания по сенсорному развитию;
3. родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр.
Перспективы развития проекта :
1. дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
2. дополнение системы дидактическими играми и материалами;
3. продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Спасибо за внимание!