Анастасия Герасимова
Педагогический проект «Почемучки. Хотим все знать»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Почемучки. Хотим все знать»
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь - май)
Тип проекта : познавательно-исследовательский, информационно - практический, групповой.
Возраст детей: вторая младшая группа.
Участники проекта : педагоги ДОУ, дети второй младшей группы № 6, родители.
Публикация «Педагогический проект „Почемучки, Хотим все знать“» размещена в разделах
Цель: Создавать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста ключевых компетенций, создание условий для развития познавательной активности, любознательности, кругозора, творческих способностей и исследовательских навыков; поощрение детской инициативы; воспитание бережного отношения к окружающим детей вещам, умение работать в группе.
Задачи:
1. Обеспечение детей познавательной информацией через произведения художественной литературы, беседы, дидактические игры и другое.
2. Формирование способности приобретать и творчески использовать новые знания.
3. Способствовать познавательно-исследовательскому и сенсомоторному развитию, социализации детей.
4. Учить выражать свои чувства в ходе самостоятельной и совместной деятельности.
5. Стимулирование познавательной и исследовательской активности, свободы, эмоциональной раскованности.
6. Ориентировать родителей на развитие познавательно-исследовательских способностей у детей в условиях семьи с помощью применения экспериментов и обследования предметов окружающего быта.
7. Приобщение детей и родителей к сотрудничеству для реализации и проведения мероприятий (экскурсий, встреч, выставок, участие в конкурсах и т. д.).
8. Приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности детского сада, группы и семьи.
9. Развитие психических процессов: воображения, памяти, мышления, памяти, восприятия.
10. Развитие мелкой моторики, пространственной ориентации.
Актуальность проекта :
Начиная с раннего детства, детей интересует окружающая их реальность, но в силу своего возраста не всегда они достигают нужных знаний, не всегда сразу находятся ответы на интересующие их вопросы. С возрастом таких вопросов становится все больше и больше.
Задача взрослого помочь ребенку найти ответы на интересующие вопросы, помочь ребенку растолковать, что к чему.
Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе и познавательно-исследовательскими.
Нам взрослым порой кажется, что дети 3-4 лет слишком малы, чтобы многое узнать и понять, но мы глубоко ошибаемся. Младший дошкольный возраст, время становления личности ребенка, время активного поиска новой информации, познания окружающего мира с помощью экспериментирования и постоянного поиска.
Гипотеза:
Если развивать в ребенке познавательно-исследовательское начало, то это будет способствовать формированию познавательной компетентности и развитию исследовательской активности у дошкольников.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» - «Социально-коммуникативное развитие» - «Художественно – эстетическое развитие» - «Речевое развитие».
План реализации проекта :
Подготовительный этап:
• подобрать и разработать необходимые материалы для познавательной и исследовательской деятельности (тематических занятий, бесед; подбор художественной литературы, материального оснащения, составление плана реализации проекта и т. д.);
• подготовить задания для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
• оборудовать центры познавательного развития, природы, экспериментально-исследовательской деятельности.
Основной этап.
Реализация познавательно-исследовательского проекта.
Заключительный этап.
• презентация проекта;
• создание альбома с детьми «Почемучки. Хотим все знать»;
• формирование картотеки «Игры-эксперименты» для детей 3-4 лет»;
• создание мини-метеостанции;
• презентация проделанной в ходе проекта работы с детьми и родителями воспитанников.
Ожидаемый результат:
• расширение знаний об окружающем мире и окружающих нас вещах;
• заинтересованность детей в экспериментально-исследовательской деятельности;
• умение правильного использования полученных знаний и навыков;
• ориентирование родителей на развитие познавательно-исследовательских способностей детей в условиях семьи;
Вывод
Работа над проектом показала свою целесообразность. Познавательно-исследовательская деятельность позволяет расширить кругозор ребенка, дает ответы на многие интересующие ребенка вопросы.
Экспериментирование позволяет заинтересовать детей младшего дошкольного возраста, вовлечь их в образовательный процесс ненавязчиво в игровой форме, что позволяет стимулировать детскую любознательность.
Литература:
1. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор-составитель: Зубкова Н. М. – С-Пб. : Речь, 2006 г. – 64 с.
2. Гризик Т. Познаю мир. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника». – 2004 г. – 128 с.
3. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ «Сфера», 2003 г. – 56 с.
5. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. / под общей редакцией Прохоровой Л. Н. – 3-е издание., исправленное и дополненное. М. : АРКТИ, 2005 г. – 64 с.
7. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
8. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
9. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997 .
10. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
11. Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
12. Интернет ресурсы