Дания Жардымова
Педагогический проект по экологии в старшей группе «Эколята — дошколята»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
1.1. Паспорт проекта
Название учебного заведения: МАДОУ «Детский сад №27» «Синяя птица» г. Энгельс.
Название проекта : «Эколята - дошколята»
Руководители проекта : Д. Ж. Жардымова, Н. М. Жердева
Дата разработки: 01 сентября 2023г
Срок реализации: долгосрочный (01 сентября 2023- 30 августа 2024)
Участники проекта :
- дети старшей группы (5 - 6 лет);
Публикация «Педагогический проект по экологии в старшей группе „Эколята — дошколята“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
- воспитатели – Д. Ж. Жардымова., Н. М. Жердева;
- родители воспитанников.
1.2. Актуальность
Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе,
• познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины,
• показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром; разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
1.3. Этапы реализации проекта
1) Этап – Исследовательский
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
Формулирование задач и цели проекта;
Опрос детей;
Анкетирование родителей;
Беседы с детьми о важности данной темы.
2) Этап – Подготовительный
Сбор информации по теме;
Подбор видео материалов;
Подбор художественной литературы;
Подбор дидактического материала;
Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме;
Оформление консультаций для родителей.
3) Этап – Практический
Формы работы с детьми:
Экологические занятия.
Наблюдения и экологические экскурсии.
Познавательное чтение.
Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).
Прослушивание музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность.
Подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые игры.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
1.4. Прогнозируемые результаты:
Формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия; повышение общей культуры ребёнка; формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде; развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
2.2. Работа с родителями
Сентябрь 1. Фотовыставка «Отдыхаем, не вредя»
Цель: Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.
Октябрь 1. Создание фотовыставки «Мой четвероногий друг»
Ноябрь 1. Консультация для родителей «Не причиняй вред природе» Цель: Ознакомление родителей с правилами поведения в природе.
Декабрь 1. Создание фотоальбома «Калининец зимой».
Цель: Дать возможность родителям поделиться с другими своей любовью к природе родного города
2. Рекомендации «Родительские заблуждения о морозной погоде»
Цель: Познакомить родителей с правилами при одевании ребенка зимой)
Январь 1. Акция «Снежное одеяло для деревьев». Цель: Познакомить родителей с природоохранной деятельностью детей на прогулке
Февраль 1. Фотовыставка «Зимние забавы»
Март 1. Консультация: «Как познакомить ребенка дошкольника с Красной книгой»
Цель: Приучать родителей и детей не рвать растения, занесённые в Красную книгу.
Апрель 1. Выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым».
2. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.
Август 1. Консультация «Ребенок на даче»
Цель: Продолжать напоминать родителям о безопасности детей.
2. Викторина с родителями «Знатоки»
1. Консультация «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
Цель: Расширение представлений родителей о системе оздоровления детей.
1. Выставка рисунков: «Сохраним землю нашу»
1. Родительское собрание «Как прекрасен этот мир, посмотри….
3. Заключение
У детей произошло повышение уровня экологической культуры. Включение дошкольников в проектную деятельность, которая содержала детское экспериментирование, природоохранительные акции, наблюдения, позволило нам создать условия для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к природе. Таким образом, совместная работа дошкольников, родителей и педагогов через выбор методов, средств и форм обучения создаёт фундамент экологической культуры, бережного отношения к природе.
Все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту!