зинаида деркач
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Татарстан — моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Постановка проблемы
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей.
Публикация «Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему „Татарстан — моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика Татарстан
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Родина – это Россия, но у каждого из нас есть место, где он родился, где все кажется ему особенным, прекрасным и родным. Ничто на земле не может быть ближе и роднее, чем малая родина. Мы живем в Республике Татарстан. Поэтому, воспитывая у детей любовь к малой родине, родному краю, самое главное – необходимо подвести к пониманию, что наш край Республика Татарстан – частица большой Родины – России.
Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке. И только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории своего края, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям жизни своего народа и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Вид проекта : информационно – познавательный,
Сроки реализации: краткосрочный (ноябрь 2023г., 2-х недельный)
Объект проекта : совместная работа воспитателей и детей.
Предмет проекта : процесс воспитания и обучения
Участники проекта : педагоги, родители и воспитанники старшей и подготовительных групп.
Место проведения: МБДОУ детский сад №15 «Светлячок»
Цели проекта :
• Воспитание нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста.
• Способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств, любовь к малой Родине.
Задачи проекта :
• Закрепить знания о государственной символике Республики Татарстан.
• Развивать у детей понятие, что России – Родина, Татарстан – малая родина.
• Формировать чувство гордости за свою страну, родину.
• Расширять знания о малой родине.
• Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим.
• Расширять предметно-развивающую среду.
• Воспитывать активную жизненную позицию.
• Расширять словарный запас.
• Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Методы проекта :
Наглядные: фотографии, мультимедийные презентации, открытки, книги, экскурсии.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы.
Игровые: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры - сотрудничества
Предполагаемые результаты:
Дети:
• Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей своей малой родины.
• Знают традиции родного народа, символику России и Республики Татарстан, историю малой родины.
• У детей более глубокие знания о Республике Татарстан.
Родители :
• Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
• Тесное сотрудничество с педагогами.
Педагоги :
• Повышение уровня педагогического мастерства.
• Взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов.
Наличие ресурсной базы:
• Обеспечение материально-технических условий (оформление группы).
• Подбор литературы по теме; произведений татарского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции).
• Подготовка материала для продуктивной деятельности.
• Составление картотеки народных игр.
• Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
• Дидактические игры.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Памятка родителям :
• «Как воспитать будущего патриота».
• «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Этапы проекта.
Подготовительный этап.
1. Организация предметно-развивающей среды:
• Определение цели и задач проекта.
• Разработка перспективного плана работы с детьми.
• Разработка конспектов занятий с детьми по патриотическому воспитанию.
• Организация развивающей среды в группе - оформление патриотического уголка :
- в группе был расширен и обогащен новыми материалами патриотический уголок;
- в прямом доступе для детей находились все материалы для самостоятельной и совместной работы;
- в родительском уголке менялись памятки и рекомендации.
• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, интернет - ресурсов по теме проекта.
• Подборка художественной литературы по теме проекта.
2. Работа с родителями :
• Оформление родительского уголка по теме проекта.
• Консультации для родителей для повышения уровня знаний родителей поданной теме.
Основной этап.
• Чтение стихотворений, рассказов о природе Татарстана. Обсуждение прочитанного.
• Беседа «Я люблю тебя, мой Татарстан», «Моя Родина», «Большая и малая Родина», «Государственные символы Татарстана», «Культура и традиции Татарстана».
• Рассматривание иллюстраций на тему «Природа Татарстана»
• Родителям предлагается прочитать ребенку сборник стихов «Необъятная страна» из книги В. Степанова «Мы живем в России».
• Пальчиковая игра «Родной край».
• Игра-путешествие «Татарстан – моя малая родина».
• Папка-передвижка для родителей «Татарстан - наш край родной».
• Рассматривание иллюстраций на тему «Моя Родина».
• Просмотр презентаций «Моя Родина», «Наш край», «Животные Татарстана».
• Игра «Символика страны», «Неофициальные символы страны»
• Рисование гуашью «Флаг России и Татарстана», «Тюбетей».
• Лепка «Наш город».
• Оформление фотовыставки «Край родной».
• Создание картотеки: «Стихи о Татарстане», «Пословицы и поговорки», «Татарские народные игры».
• Викторина «Татарстан – мой край роднойя».
Заключительный этап.
• Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
• Выставка детских работ «Я Маленький патриот».
• Проведение квест - игры и оформление альбома «Я люблю Татарстан».
Критерии эффективности проекта (методы диагностики)
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. (М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)
ФИ ребенка Родная страна Символика История народной культуры и традиций Историко-географический и природный компоненты Личностный компонент
Высокий уровень. Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень. Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень. Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Литература:
1. Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.
2. Бакиров М. Х. «Татарский фольклор», Казань, издательство «Магариф», 2008.
3. Закирова К. В. «На поляне детства», Казань -2011.
4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду (Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет). М. : Мозаика-Синтез, 2006
5. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию (старшая и подготовительная группы). М. : ВАКО,2006
6. Фахрутдинов Р. Г. «История Татарского народа и Татарстана» Казань, «Магариф», 2000.
7. Харисова Л. Н. «Культура народов Татарстана», Казань, «Магариф» 2000.
8. Тукай Г. М. Сказки и рассказы
9. Интернет ресурсы:
• maam.ru
• infourok.ru
• nsportal.ru