Виктория Александровна Кузина
Педагогический проект по художественному труду на тему: «Наши руки не для скуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»
Педагогический проект на тему:
«Наши руки не для скуки».
Автор проекта: воспитатель МКДОУ детский сад «Ромашка» Кузина Виктория Александровна.
«Ум ребёнка – на кончиках его пальцев»
В. И. Сухомлинский
Актуальность:
Публикация «Педагогический проект по художественному труду на тему: „Наши руки не для скуки“» размещена в разделах
Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, умеющих находить собственные и нестандартные решения, созидать, а также быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это так же одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Обоснование проекта:
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, их значение меняется на том или ином возрастном этапе. В старшей и подготовительной группах значимую роль начинает играть ручной труд с элементами творчества.
Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов открывает перед ними широкие перспективы созидания. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра.
Дети переживают чувство радости от самостоятельно выполненного труда, учатся преодолевать трудности. Опыт показывает, что изготовление игрушек-самоделок дает положительные моменты для проявления самостоятельности, творческой активности, художественных способностей детей в продуктивной деятельности.
Ручной труд в детском саду пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает мелкую моторику, творческое мышление, воображение и интеллект, дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.
Цель проекта: Формирование у детей навыков созидательного творческого труда.
Задачи:
Образовательная:
1. Учить детей изготавливать поделки из разных материалов (бумаги, картона, бросового материала, природного материала, круп, соленого теста и т. д.)
Развивающая:
1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать эстетическое восприятие.
Воспитательная:
1. Воспитывать желание самостоятельно изготавливать поделку.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.
Описание проекта:
Механизм реализации проекта:
Данный проект согласуется по содержанию с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. :МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.
Проект реализуется в регламентированной деятельности в НОД по ручному труду с интеграцией образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, в кружковой работе по ручному труду.
В нерегламентированной деятельности: прогулки, наблюдения, игры, свободная деятельность детей.
Формы и методы.
Методы реализации проекта:
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный (объяснение, показ, беседа) - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
исследовательский (исследования, наблюдения) – самостоятельная творческая работа детей;
игровые приемы - игры и игровые ситуации.
Методы, в основе которых лежит способ организации в НОД:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ.);
наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Формы реализации проекта:
фронтальные - одновременная работа со всеми детьми;
групповые – организация работы в группах;
интегрированные (творческий день, работа с разными материалами, театральная мастерская).
самостоятельная продуктивная деятельность вне НОД.
индивидуальная работа.
Условия успешной организации творческой деятельности:
Насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда.
Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними.
Создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми.
Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, организации выставок.
Непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
План реализации проекта:
1 этап - Организационно - подготовительный:
Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта, перспективное планирование деятельности по ручному труду.
Создание и пополнение предметно – развивающей среды для свободного и совместного творчества взрослых и детей, с учетом их потребностей и интересов.
Подбор диагностического инструментария для выявления способностей детей, выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.
2 этап – Основной.
Работа с детьми:
Познавательное развитие:
Экспериментирование с разным материалом и творческому применению его в самостоятельной деятельности («Волшебные крупинки», «Страна листопадия», «Бумажная страна», «Соленое тесто», «Картонное царство» и т. д.)
Исследовательская деятельность, наблюдения на прогулке, опыты и самостоятельная деятельность ручного труда.
Беседы с детьми: «Как приготовить соленое тесто», «История одного листочка», «Что такое оригами», «Что такое квиллинг», «Чудесные поделки из бросового материала».
Создание и оформление библиотеки с наглядным и иллюстративным материалом по труду (загадки, стихи, пословицы и поговорки)
Продуктивная деятельность:
Раздел 1. Работа с природным материалом:
• «Букет из кленовых листьев»
• «Вазочка из веток»
• «Вазочка с использованием пластилина и семечек арбуза и тыквы»
Раздел 2. Работа с бумагой и картоном.
Техника оригами
• «Тюльпаны для мамы»
• «Волшебные звезды»
• «Зайчик», «Лисичка»
• «Осенний урожай»(морковь, репа, свекла, баклажан, помидор)
Техника квиллинг
• «Овечки на лугу»
• «Осенний лес»
• «Цветик - семицветик»
Раздел 3. Работа с бросовым материалом.
• «Зайки на лесной лужайке»
• (елочная игрушка)
• «Елочка-красавица»
• «Веселые совы из картонных рулончиков»
Раздел 4. Работа с соленым тестом.
• «Пасхальная корзинка»
• «Планеты солнечной системы»
• «Фрукты»
• «Овощи»
Игровая деятельность:
Тематические игры с разным материалом;
Сюжетно-ролевые игры с поделками;
Дидактические игры с разным материалом;
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Работа с родителями:
1. Творческие задания для совместной деятельности детей и родителей с целью развития творческих способностей детей.
2. Консультации для родителей:
«Поделки из разных материалов»
«Как развить творческие способности у детей»
«О пользе ручного труда для детей»
«Художественный труд – это интересно!»
3. Рубрика в родительском уголке: «Сделайте дома с детьми», где даются советы и рекомендации родителям по выполнению различных поделок.
3этап - Заключительный:
Выставка семейных и детских творческих работ на темы: «Осенние фантазии», «С юбилеем, детский сад!», «Зимние забавы», «Необъятный космос» «Пасха», «Друзья пернатые».
Выступление на педсовете по теме: «Художественный труд – как способ развития творческих способностей старших дошкольников».
Прогноз: Вид проекта: долгосрочный, тип проекта: творческий.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Повышение уровня познавательной активности детей, художественно - творческое развитие детей и раскрытие индивидуальных творческих способностей.
2. Осуществляя воспитательные задачи, сформировать в детях такие качества личности, как:
Умение восхищаться красотой и многообразием природных и бумажных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное.
Любоваться своим творчеством.
3. Эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.
4. Формирование ощущения удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, воспитателей, родителей.
Видимые результаты проекта:
Научились создавать поделки с опорой на заданную основу;
У детей улучшились: память, воображение;
Родители стали больше общаться, делать творческие поделки со своими детьми.
Оценка риска:
Ручной труд требует много терпения, внимания, усидчивости у детей. Из-за невнимания, у детей не сразу получается поделка. И мы иногда несколько раз в индивидуальной работе проделываем все вместе заново, пока не достигнем задуманного результата. Так же дети боятся сделать что-то неправильно, просят, чтобы за них сделали поделку. В этом случае я внушаю ребенку, что у него все получится, нужно просто хотеть и делать самому. Ведь от самостоятельно сделанной работы человек получает большее удовольствие.
Перспектива на будущее.
Проект не завершен, работу с детьми по ручному труду будем проводить дальше. В перспективе в приоритете – заняться с детьми бумагопластикой.
Литература:
1. Е. Рубцова «Фантазия из соленого теста»: Москва Эксмо 2008.
2. И. А. Чен «Замечательные поделки своими руками» Харьков 2008.
3. И. Агапова М. Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона» :
4. Москва 2008.
5. «Что можно сделать из природного материала» Э. К. Гульянц, И. Я. Базик. : Москва Просвящение1991.
6. «Оригами большая настольная книга для всей семьи» Соколова С. В.
7. Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем». – М. ,2003.
8. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду». – М. ,2007.
9. А. Быстрицкая «Бумажная филигрань». – «Просвещение», Москва 1982.
10. Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент». – «Университет», Москва 2000.