Елена Егорова
Педагогический проект в старшей группе «Патриоты-следопыты»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Паспорт проекта
Название проекта Патриоты-следопыты
Тема проекта Военно-патриотическое воспитание воспитанников старшей группы ДОУ
Автор проекта Елена Михайловна Егорова, воспитатель I категории МБДОУ № 144
Место реализации проекта МБДОУ «Детский сад № 144» г. Чебоксары Чувашской Республики
Публикация «Педагогический проект в старшей группе „Патриоты-следопыты“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Актуальность проекта Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В программе воспитания дошкольников основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Патриотическое воспитание в детском саду ставит целью научить детей верности Родине, готовности быть на страже ее интересов, выполнять свой долг перед государством, своим городом и семьей. Одним из важных направлений является военно-патриотическое воспитание
Проблема, на решение которой направлен проект Дети старшего дошкольного возраста обладают некоторыми военно-патриотическими представлениями, но не реализуют их в своей деятельности, имеют весьма смутное представление об участии членов семьи в защите Отечества, службе в армии и т. п. В образовательном процессе ДОУ недостаточно реализуется региональный компонент военно-патриотического воспитания
Цели проекта Военно-патриотическое воспитание детей
Знакомство с историей Великой Отечественной войны
Воспитание у детей глубокого уважения к военным подвигам и героям
Задачи проекта 1) Определить доступное детям старшего дошкольного возраста содержание военно-патриотических представлений
2) Разработать программу мероприятий военно-патриотической тематики
3) Создать культурно-образовательную среду: научно-методическое и материально-техническое обеспечение деятельности по военно-патриотическому воспитанию
4) Объединить усилия семьи и ДОУ для решения задач военно-патриотического воспитания
5) Провести в старшей группе №9 цикл познавательных занятий военно-патриотической тематики с использованием наглядных и аудиовизуальных материалов, продуктивной деятельности и тематических экскурсий по городу Чебоксары
6) Провести цикл литературных чтений и бесед о Великой Отечественной войне
7) Организовать выставку-вернисаж детских рисунков
8) Провести мониторинг эффективности проекта
9) Повысить компетентность педагогов в решении задач, связанных с военно-патриотическим воспитанием дошкольников
Участники проекта Зав. МБДОУ, старший воспитатель, воспитатели, детский психолог, дети, родители
Сроки реализации проекта Сентябрь 2020 года – май 2021 года
Ожидаемые результаты 1) Сформировано научно-методическое и материально-техническое обеспечение целенаправленной деятельности по военно-патриотическому воспитанию;
2) Родители вовлечены в процесс военно-патриотического воспитания детей.
3) Реализована программа мероприятий военно-патриотической тематики;
4) Организована выставка-вернисаж детских рисунков
5) Проведён мониторинг эффективности проекта «Патриоты-следопыты»
2. Актуальность проблемы
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России. Одним из важных направлений патриотического воспитания детей является военно-патриотическое. Диагностика по выявлению знаний дошкольников о военной истории Отечества, увековечивании памяти погибших героев, осведомлённости об участии членов семьи в защите Родины и в рядах вооружённых сил выявила, что большинство детей плохо представляют себе историческое прошлое нашей Родины, не знакомы с идейной составляющей праздников «День защитников Отечества» и «День Победы», не знают об участии членов своей семьи в Великой Отечественной войне и в других военных действиях. В частности, не были в Музее В. И. Чапаева в г. Чебоксары, не возлагали цветов к памятникам погибшим героям, не знают, воевали ли их прадеды.
Воспитательно-образовательная работа в ДОУ включает ряд тематических занятий военно-патриотической тематики, однако их недостаточно для более эффективного формирования глубоких знаний и чувств детей. Требуется также повышение компетентности педагогического состава ДОУ в проведении мероприятий военно-патриотической тематики, внедрения новых методик, форм и методов, использования аудиовизуальных материалов, расширения круга художественной и научно-популярной литературы для чтения детям, организации выездных мероприятий – тематических экскурсий по городу.
Новизна и актуальность проекта заключается в синтезировании наиболее эффективных методов знакомства с военной историей Отечества и приёмов формирования военно-патриотических чувств. Реализация проекта «Патриоты-следопыты» позволит достигнуть существенных результатов в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
3. Анализ внешней-внутренней среды
Анализ внешней среды
В городе Чебоксары существуют достопримечательности, связанные с военной историей города, созданы культурно-мемориальные комплексы, сочетающие в себе большой познавательный и эмоциональный потенциал. Это Парк Победы, монумент Воинской Славы, Вечный Огонь, памятник танку, музей В. И. Чапаева и др.
Общественные организации объединяют ветеранов Великой Отечественной войны и Вооружённых сил России, встречи с представителями которых являются наиболее интересными и доходчивыми для старших дошкольников.
Несомненно, большое значение для военно-патриотического воспитания детей имеют государственные праздники и дни воинской славы России: День Победы, День защитников Отечества, День неизвестного героя. Они становятся поводом для обстоятельного разговора об истории и подвигах, выражения уважения и признательности героям, поздравления с праздником, выполнения поздравительных открыток и подарков своими руками. Эти традиции в силу своей эффективности популярны в современной практической педагогике
Анализ внутренней среды
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 144» г. Чебоксары Чувашской Республики (МБДОУ «Детский сад № 144») открыт в 1983 году в Ленинском административном районе, внутри жилого комплекса микрорайона «Рябинка» по адресу: г. Чебоксары, ул. Кукшумская, дом 21 А.
ДОУ функционирует на основе Устава, утверждённого приказом №202 от 07.04.2014 года Управления образования администрации г. Чебоксары и лицензии серии РО № 032861 от 27.12.2011 г. Детский сад находится в здании, построенном по типовому проекту.
Электронный адрес: cheb_dosh144@rus21.ru
Телефоны ДОУ: 51-31-29; 51-31-41; 51-31-38.
Режим работы: с 7.00 до 19.00, понедельник – пятница. Суббота, воскресенье – выходной
ДОУ активно взаимодействует с различными социальными институтами:
средние образовательные школы №47, №49,
центр дополнительного образования «Росток»,
детская поликлиника №3,
РГУ «Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Чебоксары»,
детская библиотека им. А. Гайдара.
В детском саду имеется:
музыкальный
физкультурный залы
медицинский
процедурные кабинеты
методический и психологический кабинеты
Просторный и благоустроенный детский сад рассчитан на 13 возрастных групп для детей от 2 до 7 лет. Из них 3 старшие группы (дети 5-6 лет)
В составе педагогического коллектива есть педагог-психолог, музыкальные руководители, учитель-логопед.
Развивающая среда детского сада соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и общему положению СанПиНа.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБДОУ «Детский сад №144» г. Чебоксары Чувашской Республики обучение в ДОУ осуществляется в очной форме, на русском языке. В соответствии с Законом Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике», начиная со средней группы ведётся обучение чувашскому языку.
С целью социально-личностного развития воспитанников педагогический коллектив осуществляет деятельность по следующим программам:
«От рождения до школы» : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
«Программа образования ребёнка-дошкольника» / Л. В. Кузнецова. – Чебоксары, 2006.
Предметно-развивающая среда помещений и групповых комнат включает : музыкальный зал, оборудованный аудиотехникой, мультимедийным оборудованием, музыкальными инструментами, театральным реквизитом, шкафами для пособий, игрушек, атрибутов.
Предметно-развивающая среда в группах содержит функциональные зоны – микроцентры: «Уголок природы», «Уголок развивающих игр», «Строительная мастерская», «Игровая зона», «Краеведческий уголок», «Книжный уголок», «Театрализованный уголок», «Творческая мастерская», «Музыкальный уголок» и другие.
Культурно-образовательная среда в группах оснащена : настольно-печатными играми, материалом для детского экспериментирования, предметами-заместителями, наглядным материалом (альбомами, картинами, иллюстрациями, фотоиллюстрациями по темам образовательной деятельности, детской художественной литературой.
4. Цели и задачи проекта
Цели проекта : Военно-патриотическое воспитание детей
Знакомство с историей Великой Отечественной войны
Воспитание у детей глубокого уважения к военным подвигам и героям.
Задачи проекта :
1) Определить доступное детям старшего дошкольного возраста содержание военно-патриотических представлений
2) Разработать программу мероприятий военно-патриотической тематики
3) Создать культурно-образовательную среду: научно-методическое и материально-техническое обеспечение деятельности по военно-патриотическому воспитанию
4) Объединить усилия семьи и ДОУ для решения задач военно-патриотического воспитания
5) Провести в старшей группе №9 цикл познавательных занятий военно-патриотической тематики с использованием наглядных и аудиовизуальных материалов, продуктивной деятельности и тематических экскурсий по городу Чебоксары
6) Провести цикл литературных чтений и бесед о Великой Отечественной войне
7) Организовать выставку-вернисаж детских рисунков
8) Провести мониторинг эффективности проекта
9) Повысить компетентность педагогов в решении задач, связанных с военно-патриотическим воспитанием дошкольников
5. Участники проекта
1) Ирина Александровна Кириллова – заведующий МБДОУ «Детский сад №144» г. Чебоксары; имеет высшее педагогическое образование, I квалификационную категорию, награждена Знаком «Почётный работник общего образования РФ»; в рамках проекта «Патриоты-следопыты» будет выполнять организационные и контролирующие функции.
2) Галина Михайловна Николаева – старший воспитатель; высшее педагогическое образование, в рамках проекта «Патриоты-следопыты» будет отвечать за методическое обеспечение.
3) Елена Михайловна Егорова – воспитатель I категории, имеет среднее специальное педагогическое образование по специальности «Дошкольное образование»; в рамках проекта «Патриоты-следопыты» возьмёт на себя подготовку и проведение мероприятий, работу с родителями.
4) Лариса Анатольевна Михайлова – педагог-психолог, имеет высшее педагогическое образование I квалификационной категории; в рамках проекта «Патриоты-следопыты» возьмёт на себя диагностику и мониторинг эффективности проекта.
6. Ресурсы проекта
Нормативно-правовые документы 1. Об образовании в РФ : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // Российская газета. – 2012. – 31 дек.
2. Об образовании в Чувашской Республике : Закон ЧР / принят Гос. Советом ЧР 23.07.2013.
3. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. N 655 // Российская газета. – 2010. – 5 марта.
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 // Российская газета. – 2013. – 25 нояб.
5. Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций : Постановление Главного государственного сан. врача РФ от 15.05. 2013. № 26 // Российская газета. – 2013. – 19 июля.
Программно-методическое обеспечение 1. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.
2. Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 144» г. Чебоксары. – Чебоксары, 2017.
Методическое обеспечение 1. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду. / М. Ю. Новицкая. – М. : Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
2. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М. Д. Маханева. – М. : АРКТИ, 2004. – 72 с.
3. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы : патриотическое воспитание дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
Кадровые ресурсы Специалисты МБДОУ «Детский сад № 144» г. Чебоксары:
1) И. А. Кириллова – заведующий МБДОУ «Детский сад №144»; 2) С. Н. Михеева – ст. воспитатель;
3) Е. М. Егорова – воспитатель I категории; 4) Л. А. Михайлова – педагог-психолог
Информационные ресурсы Аудиовизуальные материалы на DVD, детская литература военно-патриотической тематики, иллюстрации и плакаты по теме, план мероприятий
Материально-технические ресурсы Мультимедийный компьютер, фотоаппарат, флажки, фотоальбом
7. Механизм реализации проекта
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
Разработка цикла занятий непосредственно образовательной деятельности и других мероприятий, организационная работа Проведение цикла тематических занятий непосредственно образовательной деятельности Опрос детей на выявление устойчивых знаний о военной истории России, героях Великой Отечественной войны, а также наличие патриотических чувств
Тематические экскурсии
Укрепление материально-технической базы: литературный и аудиовизуальный материал, создание культурно-образовательной среды Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны Организация выставки-вернисажа детских рисунков на тему «День Победы»
Военно-патриотические утренники Оформление фотогазеты «Воинская слава моей семьи»
Проведение родительского собрания на тему «Военно-патриотическое воспитание детей» Литературные чтения Выступления на педагогическом совете на тему «Результаты проекта «Патриоты-следопыты», «Эффективные методы военно-патриотического воспитания дошкольников»
Ведение фотохроники
8. План реализации проекта
Этапы Наименование мероприятий Сроки Место проведения мероприятий Ответственные
Подготовительный Организационно-методическая работа сентябрь МБДОУ Зав. ДОУ,
воспитатель
Материально-техническое обеспечение сентябрь МБДОУ Зав. ДОУ,
воспитатель
Работа с родителями сентябрь МБДОУ Воспитатель, психолог
Этапы Наименование мероприятий Сроки Место проведения Ответственные
Основной этап Тематическая экскурсия к памятнику Танку, возложение цветов 12 сентября пр. И. Яковлева Воспитатель
Беседы по иллюстрациям сентябрь-май МБДОУ Воспитатель
Патриотические чтения сентябрь-май МБДОУ Воспитатель
Патриотический кинозал сентябрь-май МБДОУ Воспитатель
Продуктивная деятельность по теме (рисование, лепка, аппликация) сентябрь-май МБДОУ Воспитатель
Рисование по впечатлениям о прочитанном октябрь, декабрь,
февраль МБДОУ Воспитатель
Литературные загадки «Богатыри земли русской» октябрь МБДОУ Воспитатель
Экскурсия в музей В. И. Чапаева
Осмотр портретной галереи «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны» ноябрь пр. Ленина Воспитатель
Эстафета «Меткий стрелок!» декабрь МБДОУ Воспитатель
День Неизвестного солдата: встреча с ветераном Великой Отечественной войны декабрь МБДОУ Воспитатель
Беседа «Кем служил мой папа?» январь МБДОУ Воспитатель
«У нас в гостях папа-военный…» февраль МБДОУ Воспитатель
Экскурсия в детскую библиотеку март ул. Хузангая Воспитатель
Создание фотогазеты «Воинская слава моей семьи» апрель МБДОУ Воспитатель, родители
Экскурсия в Парк Победы, к Вечному огню и Монументу Воинской Славы май МБДОУ Воспитатель
Выставка-вернисаж детских рисунков «День Победы» май МБДОУ Воспитатель
Этапы Наименование мероприятий Сроки Место проведения мероприятий Ответственные
Заключительный Диагностика июнь МБДОУ Психолог, воспитатель
Выступление на педагогическом совете МБДОУ июнь МБДОУ Психолог, воспитатель
Подготовка материала для публикации в профессиональных изданиях июнь МБДОУ Воспитатель, психолог
9. Ожидаемые результаты
Реализация проекта «Патриоты-следопыты» по военно-патриотическому воспитанию старших дошкольников позволит достигнуть следующих результатов:
1) Сформировано научно-методическое и материально-техническое обеспечение целенаправленной деятельности по военно-патриотическому воспитанию;
2) Родители вовлечены в процесс военно-патриотического воспитания детей.
3) Реализована программа мероприятий военно-патриотической тематики;
4) Организована выставка-вернисаж детских рисунков
5) Проведён мониторинг эффективности проекта «Патриоты-следопыты»
10. Перспективы дальнейшего развития проекта
Успешная реализация проекта «Патриоты-следопыты» станет поводом для продвижения практического опыта МБДОУ в педагогическом сообществе – выступления на педагогическом совете, научно-практических конференциях городского и регионального уровней, проведение открытых занятий, публикации на официальном сайте МБДОУ «Детский сад № 144», в профессиональной прессе.
11. Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // Российская газета. – 2012. – 31 дек.
2. Закон Чувашской Республики «Об образовании в Чувашской Республике» (принят Государственным Советом Чувашской Республики 23.07.2013 г.)
3. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 // Российская газета. – 2010. – 5 марта.
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва // Российская газета. – 2013. – 25 нояб.
5. Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва // Российская газета. – 2013. – 19 июля.
6. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы : патриотическое воспитание дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
7. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М. Д. Маханева. – М. : АРКТИ, 2004. – 72 с.
8. Новицкая, М. Ю. Наследие : патриотическое воспитание в детском саду. / М. Ю. Новицкая. – М. : Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
9. Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 144» г. Чебоксары. – Чебоксары, 2017.
10. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.
11. Полная хрестоматия дошкольника. – М. :-ОЛМА Медиа Групп, 2010.
12. Якушева, Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста / Т. А. Якушева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6
12. Литература для чтения детям старшего дошкольного возраста
13. Агаков Л. «Солдатские дети» (отрывок)
14. Алексеев С. «Брестская крепость».
15. Алексеев С. «Орлович-воронович»
16. Благинина Е. «Шинель»
17. Бражнин У. «Шинель»
18. Высотская О. «Мой брат уехал на границу»
19. Гайдар А. «Война и дети»
20. Гайдар А. «Голубая чашка»
21. Гайдар А. «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»
22. Длуголенский Я. «Что могут солдаты»
23. Селихов К., Дерюгин Ю. «На красной площади парад»
24. Соболев Л. «Батальон четверых»
25. Черкашин «Кукла»