Валерия Зайцева
Педагогический проект к Дню космонавтики «Неделя «Путь к звездам!»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Публикация «Педагогический проект к Дню космонавтики „Неделя „Путь к звездам!“» размещена в разделах
- День Космонавтики, 12 апреля
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2024
Космические приключения и путешествия на далёкие и неизвестные планеты Солнечной системы увлекают и захватывают всё внимание детей. Поэтому рассказывать об устройстве звёздного мира, важности изучения космического пространства необходимо уже в дошкольном возрасте.
Космос- это огромный и таинственный мир. Дети постоянно задают себе вопросы : кто живёт в космосе? Если солнце упадёт на Землю, что тогда будет? Почему звёзды светят только ночью? Почему приходит ночь и куда она девается утром? Почему мы не падаем, раз Земля круглая? На других планетах кто-нибудь живёт? Почему в невесомости летают? И вообще, что такое космос –где он начинается и где заканчивается?
Поддерживать интерес детей к этой теме можно, если информация будет доступной для их понимания, увлекательной и наглядной. А содержание образовательной деятельности даст возможность выразить свои эмоциональные переживания и применить на практике освоенные знания о космосе. Невозможно рассказать детям о космосе коротко, в рамках одной беседы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе очень удобна проектная методика, направленная на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, осуществляемое через различные виды детской деятельности
В процессе бесед, чтения художественной литературы, просмотра иллюстраций у детей появился интерес к космосу и первому полёту человека в космос. Поэтому возникла необходимость в создании и реализации соответствующего проекта, в котором приняли участие педагоги, дети старшего дошкольного возраста и их родители. Это позволило детям и взрослым «заглянуть» в загадочный мир космоса.
Проблема
2021 год – юбилейный год для Российской космонавтики, отмечается 60-летие первого полета человека в космос.
-Для современных детей мечта стать космонавтом уже не актуальна. Тем не менее, герои их любимых мультфильмов - космические пираты, участники звёздных войн, инопланетные существа. Все эти персонажи дезинформируют детей, рассказывая о планетах, зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
-Недостаточные знания детей о Вселенной и о праздничных датах, посвященные освоению космоса.
-и не менее важная проблема заключается в том, что формирование представлений о космосе сводится к проведению тематической недели, посвящённой Дню космонавтики, следовательно, недостаточно программно-методического обеспечения для формирования естественно-научных представлений у детей о космосе, о роли человека в космическом пространстве.
Тип проекта : игровой, познавательный
Сроки реализации: краткосрочный, 1 неделя
Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Цель проекта : познакомить детей с юбилейной датой, 60-летием первого полета человека в космос, который совершил Юрий Алексеевич Гагарин, с историей начала покорения космоса в нашей стране. Формирование целостного представления детей о космосе через совместную проектную деятельность детей, педагогов и родителей.
Задачи:
Образовательные:
-способствовать ознакомлению детей с историей освоения космоса, дать представления о роли человека и животных в изучении космического пространства;
- создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность детей;
Развивающие:
- обогатить и активизировать словарный запас по теме «Космос»
-развивать связную речь;
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, познавательно – творческие способности детей, внимание, память, мышление.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за достижения страны в области освоении космоса, чувство патриотизма.
- совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.
Гипотеза.
Знания детей о космосе, творческие работы на эту тему будут способствовать лучшему усвоению знаний.
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта позволит :
- сформировать у детей первичные представления о космическом пространстве, о роли человека в изучении космоса, о первом полете космонавта, о животных, которые летали до него в космос, о человеке, который вышел первым в открытый космос Леонов А. А; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
- Обогатить активный предметный словарь, словарь прилагательных, глаголов по теме проекта.
- развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства, желание быть смелым, сильным и выносливым.
-повысить уровень педагогической культуры родителей.
Формы реализации проекта :
-совместная и индивидуальная деятельность с детьми;
- Игры;
- Беседы.
-практические упражнения
-творческая мастерская
Предварительная работа:
-Составление рекомендаций для родителей
-Чтение с детьми Е. П. Левитан "Твоя Вселенная", "Звёздные сказки"
К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
-Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”
Для достижения цели и решения поставленных задач был разработан следующий план действий, в котором отражена поэтапная работа над проектом
Этапы реализации проекта Задачи и содержание деятельности
На Организационно-
Подготовительном этапе - Я выявила первоначальные знания детей о космосе
- Провела Анализ развивающей предметно-пространственной среды по теме космос и наметила план её пополнения
- Составила перспективный план тематической
недели, посвящённой космосу
-Подобрала и изучила познавательную литературу и информацию по теме проекта.
-Разработала учебно-методическое обеспечение
предусматривающее формирование естественно-научных представлений у детей о космосе, о роли человека в космическом пространстве
Основной этап В группе были созданы условия для реализации проекта
-Была проведена деятельность в соответствии с планом проекта
На Заключительном этапе была оформлена - Выставка рисунков и поделок «Неизведанный космос»
- Оформлены лэпбук и макет «Солнечная система» (в ходе совместной вечерней деятельности с родителями)
- Организация детского досуга «Космическое путешествие»
Ресурсное обеспечение проекта
1. Для реализации проекта были затрачены следующие ресурсы:
Мною были приобретены обучающие плакаты, справочная и детская литература
2. Для проведения досугов и комплексных занятий были привлечены специалисты: инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель
3. Из оборудования понадобился ноутбук и мультимедийное оборудование
4. Для продуктивных видов деятельности и изготовления пособий нам понадобились: цветные восковые мелки, картон, бумага для рисования, наборы строительных материалов, кубики, конструктор лего, бросовый материал для поделок
Действия, обеспечивающие реализацию проекта
1. Реализация проекта началась с составления календаря космических дат
2. Далее была разработана схема, в которой чётко определены задачи по каждой образовательной области, содержание: (непосредственно те мероприятия, которые можно провести) и виды деятельности детей. (по познавательному развитию разработаны циклы бесед, картотеки опытов и игр, презентации.
3. Эта схема является основой для составления плана тематической недели.
Схема периодически пополняется, тем самым предоставляет большой выбор мероприятий для составления плана тематической недели. При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, комплексное обучение, познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность.
Результаты реализации проекта
В ходе реализации проекта большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Мною созданы следующие условия для формирования естественно-научных представлений у детей о космосе, о роли человека в космическом пространстве :
Создана предметно-развивающая среда:
-подобраны детская и методическая литература по теме «Космос»
-изготовлена интерактивная папка лэпбук «Солнечная система»
-создан макет солнечной системы
-оформлена выставка поделок космическая техника, космонавты.
-оформлены альбомы детских рисунков, (раскраски про космос, планеты и их спутники, животные в космосе, загадки про космос, игры о космосе, учёные-астрономы, космическая техника, космонавты).
-подобраны познавательные видеоролики и мультфильмы
Разработаны:
-Цикл бесед с детьми: «Этот загадочный космос», «первый космонавт» и тд. Сюжетно-ролевые игры: «Мы космонавты», «Путешествие по вселенной», «Полёт», «Мы конструкторы»
-Цикл занятий по формированию естественно-научных представлений: Планета Земля, Луна, планеты солнечной системы, космодром, Полёт в космос.
-Цикл занятий для детского творчества
-Картотека опытов и экспериментирования: «Что выше неба?», «Световой луч и тень», «Сколько звезд на небе?»
-Картотека игр для формирования естественно-научных представлений:
В итоге проведённой насыщенной совместной деятельности
дети научились добывать информацию из различных источников и применять её в различных видах детской деятельности.
В начале проведения тематической недели мы обсудили с детьми: Что знаем? Что хотим узнать? Как это будем делать? Откуда брать информацию. Затем запланировали список дел в центрах группы и назначили ответственных. В результате дети с лёгкостью справлялись со своими поручениями.
В конечном итоге, у дошкольников удалось сформировать интерес к познанию космического пространства через интеграцию образовательных областей в совместной деятельности детей и взрослых. О чем свидетельствует их увлечённость данной темой, и результаты продуктивных видов деятельности. Дети проявили большой интерес к теме космоса, : вместе с родителями находили информацию по теме, рассказывали и делились своими знаниями с другими детьми в детском саду. Дети из дома приносили свою литературу для чтения, самостоятельно рисовали рисунки о космосе, а также с родителями изготавливали из конструктора лего летательные аппараты. От реализации проекта получили удовольствие и узнали много нового и интересного, не только дети, но и все участники проекта. Итоговым мероприятием Всемирной недели космоса стал детский досуг «Космическое путешествие».
Вывод:
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Заключение
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны, мира, вселенной. Ребенок открывает для себя окружающий мир. Он очень хочет самостоятельно его познать не только целиком, но и частично. Узнать интересное о Планетах, Солнечной системе, хочет почувствовать себя частичкой этого прекрасного мира. Нам, взрослым, необходимо, как можно больше уделять внимание детям, помогать получить знания, развивать творческие способности и воображение.
Календарь космических дат
Дата Название
С 4 октября
по 10 октября Всемирная неделя космоса (ВНК) — ежегодный праздник, отмечаемый в различных частях всего мира.
Цель Всемирной недели космоса — отмечать вклад космической науки и техники в современное общество, в улучшение благосостояния человека.
4 октября День космических войск, приурочен к запуску первого искусственного спутника Земли 4.10.1957
Указ Президента РФ № 549 от 31.05.2006
12 апреля День космонавтики в России.
Этот день самый важный в истории космонавтики не только России, но и всего мира, ведь именно 12 апреля 1961 года в космосе побывал первый космонавт планеты — Юрий Гагарин.
(Установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года в честь первого в мире полета человека в космос.)
21 мая Международный день Космоса.
В 1998 году его объявил прямо из космического пространства американский астронавт. Эндрю Томас оповестил всю Землю о том, что 21 мая будет считаться Международным днем Космоса. Такое в истории случилось впервые, ведь только спустя много времени стало возможным передавать из Вселенной приветы, пожелания, а также транслировать в прямом эфире различные действия астронавтов. Но в ту пору это выглядело крайне необычно и, надо признать, было в диковинку.