МААМ-картинки

Педагогический проект «Наследие великой страны» (на основе программы «Социокультурные истоки»)

Татьяна Башкловкина
Педагогический проект «Наследие великой страны» (на основе программы «Социокультурные истоки»)
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. НИЖНЕВАРТОВСКА

ДЕТСКИЙ САД №17 «ЛАДУШКИ»

Интеллектуально-познавательный

творческий проект

«Наследие великой страны»

Разработала: Башкловкина Татьяна

Николаевна, воспитатель высшей

квалификационной категории

Нижневартовск, 2016

Паспорт проекта

Наименование проекта Интеллектуально-познавательный творческий проект «Наследие великой страны»

Темочки:

Основание для разработки проекта Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. ;

Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ;

Концепция дошкольного воспитания в РФ;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155);

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493);

Закон ХМАО - Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры» от 01.07.2013 №68-оз (ред. от 30.01.2016);

«Программа развития образования города Нижневартовска на 2015 - 2020 годы» (Постановление администрации города от 17.09.2014 №1858);

Программа «Социокультурные истоки»;

Устав, образовательная программа МАДОУ ДС №17 «Ладушки»

Заказчик проекта Коллектив МАДОУ ДС № 17 «Ладушки». Родители воспитанников старшего дошкольного возраста.

Организация исполнитель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 17 «Ладушки»

Целевая группа Воспитанники старшего дошкольного возраста.

Составитель проекта Т. Н. Башкловкина, воспитатель высшей квалификационной категории

Цель проекта Цель : формирование у обучающихся патриотического самосознания и активной жизненной позиции для их успешной социализации на благо региона и Родины в целом, через вовлечение дошкольников, педагогов, родителей, социальных партнеров в активную деятельность по социально - нравственному воспитанию и реализацию программы «Социокультурные истоки».

Задачи проекта Задачи :

Образовательные:

1. Формировать у участников проекта представление об истинных ценностях настоящего гражданина, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.

2. Объединять воспитание, обучение и развитие личности в единый образовательный процесс.

3. Формировать у детей представление об основных нравственных понятиях.

4. Формировать добросовестное отношение к труду, приводить к осознанию духовного смысла труда на земле.

5. Повышать уровень коммуникативных способностей детей.

6. Расширять и углублять представления детей о Ханты – Мансийском Автономном округе; природе родного края; закрепить знания о природных богатствах края.

7. Формировать интерес к прошлому и настоящему города Нижневартовска.

8. Создавать условия для исследовательской деятельности.

9. Использовать в образовательной деятельности активный метод обучения и воспитания детей на основе истоковских педагогических технологий и современного образовательного инструментария.

10. Обеспечить преемственность дошкольного образования и начальной школы.

11. Ориентировать проект на повышение уровня успешности обучающихся.

12. Организовать сотрудничество с семьями воспитанников.

13. Установить партнерские взаимоотношения с социальными институтами.

Развивающие:

1. Создать полноценные условия в соответствии с психолого - педагогическими требованиями к развивающей предметно-пространственной среде для выработки ценностного отношения к общепринятым нормам поведения в обществе, развития гражданственности.

2. Развивать умение ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, формировать навыки сотрудничества в социуме.

3. Развивать коммуникативные способности, способность дошкольников действовать свободно и раскрепощенно, но в соответствии с нормами и правилами общества.

4. Способствовать познанию истоков своей культурной традиции, нравственных и духовных основ общечеловеческих ценностей.

5. Способствовать развитию интереса у детей к историческому прошлому России, развитию гражданственности и национального самосознания обучающихся через коллективную творческую деятельность.

6. Развивать управленческие навыки детей, формировать руководителя, лидера, способного брать ответственность на себя.

7. Повышать уровень мотивации к общению всех участников образовательного процесса.

8. Организовать мероприятия, побуждающие ребенка и его родителей к творческому самовыражению.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей основы нравственного поведения в обществе сверстников и взрослых, способствующие формированию патриотического самосознания.

2. Воспитывать у детей уважительное отношение к взрослым, к историческим героическим личностям, любовь к своей семье, толерантное отношение к людям различных национальностей и конфессий.

3. Побуждать и мотивировать стремление к самопознанию, самосовершенствованию (духовно – нравственному, физическому, интеллектуальному, художественно – эстетическому) и саморазвитию (развитию своего творческого потенциала, самоуправлению с целью гармонизации отношений с людьми и природой.

4. Воспитывать потребность к свободному самоопределению и ответственность за свой выбор.

5. Воспитывать бережное отношение к природе, памятникам культуры, любовь к родному краю.

6. Воспитывать у детей понимание необходимости защищать свою Родину.

7. Повышать общую культуру личности родителей, их компетентность в вопросах формирования патриотического самосознания дошкольников в процессе совместной деятельности.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты:

1. Обновление системы патриотического воспитания МАДОУ ДС №17 «Ладушки», обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания, расширение регионального компонента в учебном плане учреждения, обеспечивающих формирование у обучающихся патриотического сознания.

2. Вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

3. Установление партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников, социальными партнерами; повышение эффективности взаимодействия всех участников проекта по нравственно - патриотическому воспитанию детей.

4. Понимание родителями важности воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте; активное взаимодействие с ДОУ; участие в совместных мероприятиях.

5. Усиление чувства гражданственности и национального самосознания обучающихся, осознание ответственности воспитанников за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; приобретение опыта основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, члена коллектива).

6. Знание дошкольниками исторического и культурного наследия родного края, города Нижневартовска; ответственное отношение к природным богатствам Родины.

7. Активность и инициативность воспитанников по оказанию помощи старшему поколению, осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

8. Повышение уровня педагогического мастерства в коллективе ДОУ в вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Срок реализации проекта 2 года (2016-2018 учебные годы)

«Любовь к отечеству должна выходить

из любви к человечеству, как частное из общего»

В. Г. Белинский

Актуальность проекта.

На сегодняшний день, наравне с другими стратегическими целями государства, немаловажное значение занимает гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Через стремление к стабильному и устойчивому социальному развитию общества определяются содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания, которая направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

В настоящее время в ХМАО-Югре, как и по всей России идёт всесторонняя работа над формированием гражданского общества и правового государства. Все это вносит изменения и в систему современного дошкольного образовательного учреждения.

Воспитание гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании. Результатом учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения для воспитанников являются: самореализация личности в период обучения и после него, социализация её в обществе, адаптация к изменениям современного общества.

Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию детей. М. Е. Салтыков-Щедрин сказал: «И в торжественные годины и в будни идея отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право назвать себя гражданином».

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ №273-ФЗ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, региона.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

1. Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

2. Воспитывать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

3. Формировать отношение к миру и межличностные отношения.

Проведенное среди родителей воспитанников старшей группы нашего ДОУ анкетирование показывает:

• к 5-6 годам у 60% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, региона;

• у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, округа, родной природы, охраняемых мест;

• 80 % родителей не имеют возможности рассказать своему ребенку о городе, его истории, знаменитых людях, достопримечательностях из-за высокой занятости;

• 40 % родителей затрудняются в знании истории города, региона и ждут помощи в этом направлении от детского сада;

• 20 % родителей не считают важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств.

Возникает острая необходимость в переосмыслении вопросов гражданско-патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении надо многое изменить в подходах и содержании воспитательной работы.

Всё это определяет актуальность данного проекта в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».

Сложные социально-экономические процессы в стране привели к изменению ценностных ориентаций, деформировали самые устойчивые убеждения и взгляды. Размытость понятий «долг», «честь», «совесть», «достоинство», «любовь» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние общества. Поэтому забота о гражданском и социально-нравственном воспитании детей приобретает сегодня для нас актуальное значение.

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию строится комплексно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Необходимо заинтересовать дошкольников возможностью самому понять, что чувство патриотизма неотъемлемая черта личности. Поэтому структура воспитательного процесса, направленного на осуществление данного проекта, основана на следующих концептуальных положениях:

• детоцентризм – приоритетность интересов ребёнка, превращение его в равноправного субъекта воспитательного процесса;

• увлекательность и творческий подход – развитие творческих способностей обучающихся через доминанту творческих начал и отношение к творчеству как к уникальному критерию оценки личности и отношений в коллективе;

• сотрудничество – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;

• развитие — стимулирование и поддержка ребенка в духовно – нравственном, интеллектуальном, творческом и саморазвитии;

• вариативность – обеспечение выбора индивидуального маршрута;

• открытость воспитательной среды - взаимосвязь с социумом.

Реализация программы «Социокультурные истоки» в рамках проекта.

Работа по реализации программы проводилась по определенному алгоритму. (Алгоритм работы воспитателя по реализации программы "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте" для дошкольного образования. О. С. Абрамова, методист "Истоковедения").

Шаг 1. "НАЧНИ С СЕБЯ". Самообразование и самоподготовка педагога по освоению и осмыслению темы месяца.

Шаг 2. "ВОВЛЕКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО". Скорректировать и спланировать интегративное взаимодействие воспитателей, педагогов- специалистов ДОУ и родителей в течение месяца.

Шаг 3. "ПРИСОЕДЕНИ РОДИТЕЛЕЙ"

o В информационном уголке "Истоки" предоставить родителям полную информацию о предстоящей работе в течение месяца (тема, дата, время и место проведения итогового занятия; название книги для развития детей, рекомендации по выполнению заданий).

o Вместе с родителями внести изменения в предметно-пространственную среду в соответствии с темой месяца.

o Подготовить и провести активное занятие с родителями.

Шаг 4. " ОРГАНИЗУЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

o В течение месяца совместно с педагогами - специалистами ДОУ проводить работу с детьми по освоению духовно-нравственных и социокультурных категорий в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, познавательной, музыкально-художественной, чтения).

o Провести в последнюю неделю месяца активное занятие с детьми.

Шаг 5. "ПРОАНАЛИЗИРУЙ РЕЗУЛЬТАТ"

o Проанализировать полученные результаты деятельности по программе за прошедший месяц; сравнить с проектируемыми целями и задачами работы;

o Проанализировать уровень присоединения и включённости родителей группы в реализацию программы;

o Наметить пути выхода к ситуации общего успеха.

Все занятия проекта проводились в соответствии с планом мероприятий программы «Социокультурные истоки».

Данный проект рассчитан на создание атмосферы заинтересованности в среде дошкольников и их родителей к проблемам нравственно - патриотического воспитания в нашей стране.

Новизна опыта.

Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности проектной деятельности с использованием материалов программы «Социокультурные истоки» на нравственно - патриотическое развитие детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость проекта заключается в выявлении и повышении уровня сформированности нравственно - патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств и патриотического сознания, создании методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственно - патриотическому воспитанию.

Участники проекта : воспитанники старшей группы (1-ый год реализации проекта) и подготовительной к школе группы (2-ой год реализации проекта, их родители, воспитатель группы, узкие специалисты, администрация ДОУ, социальные партнеры (библиотека №14, ГИБДД, пожарная часть №2 и др.).

Гипотеза.

При создании условий по воспитанию социально-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста и развитию их гражданских чувств будет формироваться патриотическое самосознание детей.

Предмет.

Процесс формирования патриотического самосознания дошкольников посредством воспитания социально-нравственных качеств личности и гражданских чувств детей старшего дошкольного возраста.

Объект.

Патриотическое самосознание детей старшего дошкольного возраста.

Основные принципы реализации проекта

Содержание и организационные формы патриотического воспитания основываются на принципах, ориентирующих воспитание на развитие социально активной, нравственно здоровой личности. К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания, относится признание социальной значимости гражданственности и народности.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные положения при осуществлении практической деятельности, выделяются общепедагогические :

• Принцип научности опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем.

• Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.

• Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

• Принцип наглядности. Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.

• Принцип гуманизации образования диктует необходимость бережного отношения к каждому ребенку.

• Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, предусматривающий психолого-педагогическое изучение личности, ее отношений в коллективе для наилучшей социальной адаптации, максимального раскрытия ее творческих способностей.

• Принцип творческого самовыражения способствует реализации потребности ребенка в самовыражении. Стимулирует стремление личности активно реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, формирует активную созидательную позицию.

• Принцип осуществления «педагогики сотворчества», предусматривающий совместную дискуссионно-эвристическую деятельность педагога и воспитанника, обеспечивающую исследовательско-творческий характер взаимодействия между ними.

Методы реализации проекта :

Предлагаемая классификация (В. Г. Нечаева, В. И. Логинова) объединяет все методы в три группы:

- методы формирования нравственного поведения и организаторских способностей: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

- методы формирования нравственного - этического сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.

Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

Формы проведения проекта : занятия в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»; беседы о гражданственности, поисковая и исследовательская работа, дидактические, словесные, театрализованные и сюжетно-ролевые игры; диспуты, лектории, семинары-практикумы, мини-проекты с участием родителей; встречи за круглым столом с родителями и социальными партнерами, экскурсии, пропагандистская и просветительская работа; обмен опытом на разных уровнях.

Этапы реализации проекта

1. Исследовательско - диагностический этап.

• Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере заинтересованности ребенка нравственно-патриотическим аспектом и о возможностях и стремлениях родителей в развитии данных качеств;

• Диагностика нравственно-патриотического сознания детей группы (на материалах педагогической диагностики детей в областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» (программа «Детство») и мониторинга формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» («Истоковедение», Том 15, 2015г.).

2. Прогностический этап определяет :

• Сроки реализации проекта;

• Сроки реализации каждого этапа;

Прогнозируемые результаты;

• Критерии оценивания результатов по этапам работы.

3. Экспериментально-практический этап осуществляется в трех направлениях:

• Работа с детьми (в том числе создание развивающей предметно-пространственной среды)

• Работа с семьей.

• Диссеминация педагогического опыта в коллективе.

• Взаимодействие с социальными партнерами

4. Аналитико-рефлексивный включает:

• Анализ динамики нравственно-патриотического развития детей.

• Анализ и обобщение полученных результатов, их соответствие или не соответствие поставленным целям и задачам.

• Предложения, рекомендации по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования процесса реализации проекта в целом.

• Обобщение и распространение опыта инновационной деятельности на разных уровнях.

Публикации по теме:

Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки»Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки» Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена реализации программы духовно – нравственного развития дошкольников «Социокультурные истоки».

Конспект ООД с детьми 6–7 лет по программе «Социокультурные Истоки», «Мастера и рукодельницы». Воспитатель – Киселева Наталья Валентиновна ННОД (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ) №6, февраль ННОД проводится на основе книги 4 для развития детей 6.

Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки»Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки» ООД «Добрая книга» с воспитанниками второй младшей группы Цель: формирование представлений у детей о доброй книге и добрых делах. Задачи:.

Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки»Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки» Русский философ Иван Александрович Ильин сказал: «В руках учителя лежит судьба России». Нам учителям надлежит сохранить и возродить традиционные.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (декабрь) Декабрь Категория «Родные просторы» Совместная деятельность детей.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (январь)Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (январь) Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (январь) Январь Категория «Труд земной» Совместная деятельность детей с воспитателем.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группеРабота по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (ноябрь) Ноябрь Категория ”Родные просторы” Совместная деятельность детей с воспитателем -чтение р. н. с. «Петушок и бобовое зернышко»; -чтение.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (октябрь)Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (октябрь) Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе октябрь Категория «Родной очаг» Совместная деятельность детей с воспитателем:.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе сентябрьРабота по программе «Социокультурные истоки» в средней группе сентябрь Категория «Родной очаг» Совместная деятельность детей с воспитателем: - чтение р. н. с. «Братец Иванушка и Сестрица Алёнушка»; - чтение рассказа.

Конспект занятия по формированию социальных навыков «Добрые друзья» на основе программы «Социокультурные истоки»Конспект занятия по формированию социальных навыков «Добрые друзья» на основе программы «Социокультурные истоки» Тема: «Добрые друзья» на основе программы «Социокультурные истоки» Подготовила воспитатель старшей группы Алехина Татьяна Викторовна. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Наследие великой страны» (на основе программы «Социокультурные истоки»)
Опубликовано: 21 января 2021 в 14:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Наследие великой страны» (на основе программы «Социокультурные истоки»)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Башкловкина (УИ 390047) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД