Татьяна Башкловкина
Педагогический проект «Наследие великой страны» (на основе программы «Социокультурные истоки»)
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. НИЖНЕВАРТОВСКА
ДЕТСКИЙ САД №17 «ЛАДУШКИ»
Интеллектуально-познавательный
творческий проект
«Наследие великой страны»
Разработала: Башкловкина Татьяна
Николаевна, воспитатель высшей
квалификационной категории
Нижневартовск, 2016
Паспорт проекта
Наименование проекта Интеллектуально-познавательный творческий проект «Наследие великой страны»
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Основание для разработки проекта Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. ;
Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ;
Концепция дошкольного воспитания в РФ;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155);
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493);
Закон ХМАО - Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры» от 01.07.2013 №68-оз (ред. от 30.01.2016);
«Программа развития образования города Нижневартовска на 2015 - 2020 годы» (Постановление администрации города от 17.09.2014 №1858);
Программа «Социокультурные истоки»;
Устав, образовательная программа МАДОУ ДС №17 «Ладушки»
Заказчик проекта Коллектив МАДОУ ДС № 17 «Ладушки». Родители воспитанников старшего дошкольного возраста.
Организация исполнитель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 17 «Ладушки»
Целевая группа Воспитанники старшего дошкольного возраста.
Составитель проекта Т. Н. Башкловкина, воспитатель высшей квалификационной категории
Цель проекта Цель : формирование у обучающихся патриотического самосознания и активной жизненной позиции для их успешной социализации на благо региона и Родины в целом, через вовлечение дошкольников, педагогов, родителей, социальных партнеров в активную деятельность по социально - нравственному воспитанию и реализацию программы «Социокультурные истоки».
Задачи проекта Задачи :
Образовательные:
1. Формировать у участников проекта представление об истинных ценностях настоящего гражданина, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.
2. Объединять воспитание, обучение и развитие личности в единый образовательный процесс.
3. Формировать у детей представление об основных нравственных понятиях.
4. Формировать добросовестное отношение к труду, приводить к осознанию духовного смысла труда на земле.
5. Повышать уровень коммуникативных способностей детей.
6. Расширять и углублять представления детей о Ханты – Мансийском Автономном округе; природе родного края; закрепить знания о природных богатствах края.
7. Формировать интерес к прошлому и настоящему города Нижневартовска.
8. Создавать условия для исследовательской деятельности.
9. Использовать в образовательной деятельности активный метод обучения и воспитания детей на основе истоковских педагогических технологий и современного образовательного инструментария.
10. Обеспечить преемственность дошкольного образования и начальной школы.
11. Ориентировать проект на повышение уровня успешности обучающихся.
12. Организовать сотрудничество с семьями воспитанников.
13. Установить партнерские взаимоотношения с социальными институтами.
Развивающие:
1. Создать полноценные условия в соответствии с психолого - педагогическими требованиями к развивающей предметно-пространственной среде для выработки ценностного отношения к общепринятым нормам поведения в обществе, развития гражданственности.
2. Развивать умение ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, формировать навыки сотрудничества в социуме.
3. Развивать коммуникативные способности, способность дошкольников действовать свободно и раскрепощенно, но в соответствии с нормами и правилами общества.
4. Способствовать познанию истоков своей культурной традиции, нравственных и духовных основ общечеловеческих ценностей.
5. Способствовать развитию интереса у детей к историческому прошлому России, развитию гражданственности и национального самосознания обучающихся через коллективную творческую деятельность.
6. Развивать управленческие навыки детей, формировать руководителя, лидера, способного брать ответственность на себя.
7. Повышать уровень мотивации к общению всех участников образовательного процесса.
8. Организовать мероприятия, побуждающие ребенка и его родителей к творческому самовыражению.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей основы нравственного поведения в обществе сверстников и взрослых, способствующие формированию патриотического самосознания.
2. Воспитывать у детей уважительное отношение к взрослым, к историческим героическим личностям, любовь к своей семье, толерантное отношение к людям различных национальностей и конфессий.
3. Побуждать и мотивировать стремление к самопознанию, самосовершенствованию (духовно – нравственному, физическому, интеллектуальному, художественно – эстетическому) и саморазвитию (развитию своего творческого потенциала, самоуправлению с целью гармонизации отношений с людьми и природой.
4. Воспитывать потребность к свободному самоопределению и ответственность за свой выбор.
5. Воспитывать бережное отношение к природе, памятникам культуры, любовь к родному краю.
6. Воспитывать у детей понимание необходимости защищать свою Родину.
7. Повышать общую культуру личности родителей, их компетентность в вопросах формирования патриотического самосознания дошкольников в процессе совместной деятельности.
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты:
1. Обновление системы патриотического воспитания МАДОУ ДС №17 «Ладушки», обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания, расширение регионального компонента в учебном плане учреждения, обеспечивающих формирование у обучающихся патриотического сознания.
2. Вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
3. Установление партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников, социальными партнерами; повышение эффективности взаимодействия всех участников проекта по нравственно - патриотическому воспитанию детей.
4. Понимание родителями важности воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте; активное взаимодействие с ДОУ; участие в совместных мероприятиях.
5. Усиление чувства гражданственности и национального самосознания обучающихся, осознание ответственности воспитанников за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; приобретение опыта основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, члена коллектива).
6. Знание дошкольниками исторического и культурного наследия родного края, города Нижневартовска; ответственное отношение к природным богатствам Родины.
7. Активность и инициативность воспитанников по оказанию помощи старшему поколению, осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
8. Повышение уровня педагогического мастерства в коллективе ДОУ в вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Срок реализации проекта 2 года (2016-2018 учебные годы)
«Любовь к отечеству должна выходить
из любви к человечеству, как частное из общего»
В. Г. Белинский
Актуальность проекта.
На сегодняшний день, наравне с другими стратегическими целями государства, немаловажное значение занимает гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Через стремление к стабильному и устойчивому социальному развитию общества определяются содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания, которая направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
В настоящее время в ХМАО-Югре, как и по всей России идёт всесторонняя работа над формированием гражданского общества и правового государства. Все это вносит изменения и в систему современного дошкольного образовательного учреждения.
Воспитание гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании. Результатом учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения для воспитанников являются: самореализация личности в период обучения и после него, социализация её в обществе, адаптация к изменениям современного общества.
Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию детей. М. Е. Салтыков-Щедрин сказал: «И в торжественные годины и в будни идея отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право назвать себя гражданином».
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ №273-ФЗ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, региона.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
1. Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. Воспитывать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
3. Формировать отношение к миру и межличностные отношения.
Проведенное среди родителей воспитанников старшей группы нашего ДОУ анкетирование показывает:
• к 5-6 годам у 60% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, региона;
• у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, округа, родной природы, охраняемых мест;
• 80 % родителей не имеют возможности рассказать своему ребенку о городе, его истории, знаменитых людях, достопримечательностях из-за высокой занятости;
• 40 % родителей затрудняются в знании истории города, региона и ждут помощи в этом направлении от детского сада;
• 20 % родителей не считают важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств.
Возникает острая необходимость в переосмыслении вопросов гражданско-патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении надо многое изменить в подходах и содержании воспитательной работы.
Всё это определяет актуальность данного проекта в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».
Сложные социально-экономические процессы в стране привели к изменению ценностных ориентаций, деформировали самые устойчивые убеждения и взгляды. Размытость понятий «долг», «честь», «совесть», «достоинство», «любовь» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние общества. Поэтому забота о гражданском и социально-нравственном воспитании детей приобретает сегодня для нас актуальное значение.
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию строится комплексно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Необходимо заинтересовать дошкольников возможностью самому понять, что чувство патриотизма неотъемлемая черта личности. Поэтому структура воспитательного процесса, направленного на осуществление данного проекта, основана на следующих концептуальных положениях:
• детоцентризм – приоритетность интересов ребёнка, превращение его в равноправного субъекта воспитательного процесса;
• увлекательность и творческий подход – развитие творческих способностей обучающихся через доминанту творческих начал и отношение к творчеству как к уникальному критерию оценки личности и отношений в коллективе;
• сотрудничество – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;
• развитие — стимулирование и поддержка ребенка в духовно – нравственном, интеллектуальном, творческом и саморазвитии;
• вариативность – обеспечение выбора индивидуального маршрута;
• открытость воспитательной среды - взаимосвязь с социумом.
Реализация программы «Социокультурные истоки» в рамках проекта.
Работа по реализации программы проводилась по определенному алгоритму. (Алгоритм работы воспитателя по реализации программы "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте" для дошкольного образования. О. С. Абрамова, методист "Истоковедения").
Шаг 1. "НАЧНИ С СЕБЯ". Самообразование и самоподготовка педагога по освоению и осмыслению темы месяца.
Шаг 2. "ВОВЛЕКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО". Скорректировать и спланировать интегративное взаимодействие воспитателей, педагогов- специалистов ДОУ и родителей в течение месяца.
Шаг 3. "ПРИСОЕДЕНИ РОДИТЕЛЕЙ"
o В информационном уголке "Истоки" предоставить родителям полную информацию о предстоящей работе в течение месяца (тема, дата, время и место проведения итогового занятия; название книги для развития детей, рекомендации по выполнению заданий).
o Вместе с родителями внести изменения в предметно-пространственную среду в соответствии с темой месяца.
o Подготовить и провести активное занятие с родителями.
Шаг 4. " ОРГАНИЗУЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
o В течение месяца совместно с педагогами - специалистами ДОУ проводить работу с детьми по освоению духовно-нравственных и социокультурных категорий в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, познавательной, музыкально-художественной, чтения).
o Провести в последнюю неделю месяца активное занятие с детьми.
Шаг 5. "ПРОАНАЛИЗИРУЙ РЕЗУЛЬТАТ"
o Проанализировать полученные результаты деятельности по программе за прошедший месяц; сравнить с проектируемыми целями и задачами работы;
o Проанализировать уровень присоединения и включённости родителей группы в реализацию программы;
o Наметить пути выхода к ситуации общего успеха.
Все занятия проекта проводились в соответствии с планом мероприятий программы «Социокультурные истоки».
Данный проект рассчитан на создание атмосферы заинтересованности в среде дошкольников и их родителей к проблемам нравственно - патриотического воспитания в нашей стране.
Новизна опыта.
Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности проектной деятельности с использованием материалов программы «Социокультурные истоки» на нравственно - патриотическое развитие детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость проекта заключается в выявлении и повышении уровня сформированности нравственно - патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств и патриотического сознания, создании методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственно - патриотическому воспитанию.
Участники проекта : воспитанники старшей группы (1-ый год реализации проекта) и подготовительной к школе группы (2-ой год реализации проекта, их родители, воспитатель группы, узкие специалисты, администрация ДОУ, социальные партнеры (библиотека №14, ГИБДД, пожарная часть №2 и др.).
Гипотеза.
При создании условий по воспитанию социально-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста и развитию их гражданских чувств будет формироваться патриотическое самосознание детей.
Предмет.
Процесс формирования патриотического самосознания дошкольников посредством воспитания социально-нравственных качеств личности и гражданских чувств детей старшего дошкольного возраста.
Объект.
Патриотическое самосознание детей старшего дошкольного возраста.
Основные принципы реализации проекта
Содержание и организационные формы патриотического воспитания основываются на принципах, ориентирующих воспитание на развитие социально активной, нравственно здоровой личности. К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания, относится признание социальной значимости гражданственности и народности.
Среди основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные положения при осуществлении практической деятельности, выделяются общепедагогические :
• Принцип научности опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем.
• Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
• Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
• Принцип наглядности. Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.
• Принцип гуманизации образования диктует необходимость бережного отношения к каждому ребенку.
• Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, предусматривающий психолого-педагогическое изучение личности, ее отношений в коллективе для наилучшей социальной адаптации, максимального раскрытия ее творческих способностей.
• Принцип творческого самовыражения способствует реализации потребности ребенка в самовыражении. Стимулирует стремление личности активно реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, формирует активную созидательную позицию.
• Принцип осуществления «педагогики сотворчества», предусматривающий совместную дискуссионно-эвристическую деятельность педагога и воспитанника, обеспечивающую исследовательско-творческий характер взаимодействия между ними.
Методы реализации проекта :
Предлагаемая классификация (В. Г. Нечаева, В. И. Логинова) объединяет все методы в три группы:
- методы формирования нравственного поведения и организаторских способностей: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
- методы формирования нравственного - этического сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.
Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.
Формы проведения проекта : занятия в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»; беседы о гражданственности, поисковая и исследовательская работа, дидактические, словесные, театрализованные и сюжетно-ролевые игры; диспуты, лектории, семинары-практикумы, мини-проекты с участием родителей; встречи за круглым столом с родителями и социальными партнерами, экскурсии, пропагандистская и просветительская работа; обмен опытом на разных уровнях.
Этапы реализации проекта
1. Исследовательско - диагностический этап.
• Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере заинтересованности ребенка нравственно-патриотическим аспектом и о возможностях и стремлениях родителей в развитии данных качеств;
• Диагностика нравственно-патриотического сознания детей группы (на материалах педагогической диагностики детей в областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» (программа «Детство») и мониторинга формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» («Истоковедение», Том 15, 2015г.).
2. Прогностический этап определяет :
• Сроки реализации проекта;
• Сроки реализации каждого этапа;
• Прогнозируемые результаты;
• Критерии оценивания результатов по этапам работы.
3. Экспериментально-практический этап осуществляется в трех направлениях:
• Работа с детьми (в том числе создание развивающей предметно-пространственной среды)
• Работа с семьей.
• Диссеминация педагогического опыта в коллективе.
• Взаимодействие с социальными партнерами
4. Аналитико-рефлексивный включает:
• Анализ динамики нравственно-патриотического развития детей.
• Анализ и обобщение полученных результатов, их соответствие или не соответствие поставленным целям и задачам.
• Предложения, рекомендации по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования процесса реализации проекта в целом.
• Обобщение и распространение опыта инновационной деятельности на разных уровнях.