Людмила Мещерякова
Путешествие по сказке Аксакова Сергея Тимофеевича «Аленький цветочек». Педагогический проект
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание Стр.
1. Вид проекта. Цель проекта…3
2. Задачи проекта…3
3. Срок реализации проекта…. 3
4. Участники проекта…. 4
5. Образовательная область…4
6. Актуальность темы…. 4
7. Предполагаемые результаты…. 5
8. Теоретическое обоснование проекта… 5
9. Методика обследования…. 5
10. Входная диагностика…. 6
11. Направления работы, этапы. Планирование…7
12. Описание работы… 9
13. Заключительная диагностика…10
14. Сравнительный анализ результатов входной и
заключительной диагностики…12
Публикация «Путешествие по сказке Аксакова Сергея Тимофеевича „Аленький цветочек“, Педагогический проект» размещена в разделах
- Аксаков С.Т., «Аленький цветочек»
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
16. Отчёт по проекту…. 13
17. Календарно - тематическое планирование к проекту
«Путешествие по сказке Аксакова С. Т. «Аленький цветочек»….14
18. Использованная литература….17
18. Приложение…. 18
Практически - творческий проект «Путешествие по сказке Аксакова Сергея Тимофеевича «Аленький цветочек».
Ничто так не характеризует степень
развития общества,
степень общественной культуры,
как уровень читающей публики
в данный исторический момент.
Н. А. Рубакин
1. Вид проекта : практически-творческий проект.
2. Цель проекта : создание условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.
3. Задачи проекта :
1. Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям.
2. Познакомить детей с творчеством великого русского писателя Аксакова Сергея Тимофеевича.
3. Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.
4. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта
5. Подвести к мотивационной оценке поступков и характеров героев сказок.
6. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.
7. Активизация творческого мышления детей.
8. Расширить возможности сотрудничества с библиотекой, активизировать посещение библиотеки.
9. Формировать умения воплощать фантазийные замыслы в художественной деятельности, развивая партнерские отношения со сверстниками.
10. Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности. («Музыка», «Театр», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество»)
4. Срок реализации проекта : 2 месяца.
5. Участники проекта :
дети;
родители;
представители социума;
педагоги.
6. Образовательные области:
«Художественная литература», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Безопасность».
7. Актуальность темы
В соответствии с приказом Министерства образования от 23 ноября 2009 года № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования" воспитание и развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется по 4 основным направлениям (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое). Развитие детей по данным направлениям осуществляется через реализацию содержания программы дошкольного образования по образовательным областям, одна из которых "Чтение художественной литературы". Таким образом, чтение впервые выделяется как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду.
Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса. При этом работа по приобщению детей к чтению художественной литературы строиться с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями.
Актуальность проекта заключается в следующем:
Необходимость разнообразить представления дошкольников об истории родного края на примере авторской сказки С. Т. Аксакова, который много лет жил в Поволжье.
Необходимость разработки на основе сказки и материалов краеведения проекта для детей дошкольного возраста.
Повышение качества духовно – нравственного воспитания.
Создание единого образовательного пространства, объединяющего детей, родителей и педагогов ДОУ.
8. Предполагаемые результаты:
1. Постановка музыкально-театрализованного представления «Аленький цветочек»
2. Выставка творческих работ детей «Волшебный цветок».
3. Дети дают мотивационную оценку поступкам героев сказка, понимают жанровые особенности сказки.
4. Проявляют потребность в посещении библиотеки.
5. Создают образ волшебного цветка (в паре) договариваясь и прислушиваясь к мнению сверстника.
6. Родители: помощь в подготовке костюмов и декораций. Предложения по расширению и совершенствованию проекта.
9. Теоретическое обоснование проекта :
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
10. Методика обследования:
Беседа с детьми с целью выявления знаний о содержании сказки и об её авторе; вопросы, составляющие основу опросника.
11. Входная диагностика: Старшая группа «А»
№ п/п Вопросы диагностики
1Кто написал сказку «Аленький цветочек»?
2Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек?
Где происходят события этой сказки?
«Дал слово - держи!»- эта поговорка в сказке к кому относится?
Чем бы ты ответил на гостеприимство хозяина?
Что помогло Настеньки справиться со злыми чарами
Выявлены следующие результаты: с высоким уровнем представления детей о сказке –9% детей; со средним уровнем – 30% детей; с низким уровнем–61% детей. Проанализировав результаты диагностики, выяснила, что у детей маленький запас знаний о сказке и её авторе. Возникла необходимость ликвидировать многие пробелы в нравственных суждениях и представлениях детей данной возрастной группы.
12. Направление работы:
1. Подготовительный этап
Работа с педагогами.
Цели:
вызвать у педагогов интерес к проекту;
познакомить с его задачами;
подвести к видению своего места в проекте;
обеспечить педагогов всем необходимым для успешного проведения проекта
Взаимодействие с родителями
Цели:
заинтересованность родителей проектом;
дать представление о том, как можно участвовать в нем;
направить на совместную творческую деятельность с детьми;
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста
Цели:
расширить представления дошкольников об истории родного края на примере авторской сказки С. Т. Аксакова;
подвести к восприятию художественного произведения С. Т. Аксакова;
2. Основной этап
Работа с педагогами :
Цели:
повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов;
повышение компетентности педагогов ДОУ в организации образовательного процесса приобщения детей к художественной литературе, театру, художественному творчеству, музыке;
Взаимодействие с родителями:
Цели:
повышение уровня педагогической культуры родителей в области нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
заинтересованность родителей проблемой сохранения интереса к книге, к чтению.
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста:
Цели:
повышение знаний у детей об истории своего края, об авторе – земляке. Воспитывать у детей интерес к творчеству С. Т. Аксакова.
развитие у них интереса к чтению, развитие мышление и воображение ребенка, обогащение его эмоций.
формирование у детей нравственных качеств: доброты, сочувствия, честности, благодарности;
формирование положительных эмоций в ходе подготовки музыкально-театрализованного представления «Аленький цветочек» ;
воспитание уважительного и бережного отношения к близким людям, сочувствия, сопереживания;
3. Заключительный этап
Работа с педагогами :
Цель:
повышение качества духовно-нравственного воспитания;
систематизация накопленного педагогического опыта;
Взаимодействие с родителями:
Цель:
совместное просматривание спектаклей, мультфильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;
привлечение к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для спектакля
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста:
Цель:
развитие творческих способностей детей, закреплять у них желание выразить в театральной деятельности (постановка спектакля по сказке, продуктивной (выставка творческих работ детей «Волшебный цветок», коллективная работа по конструированию «Дворец Чудища», пластилинопластика «Волшебный цветок», полученные знания о литературном произведении;
расширять нравственные представления о проявлении добра и зла;
понимать связь между настоящим и будущим родного края (Д/И «Путешествие в прошлое»);
эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника (литературная викторина «Сказки у нас в гостях»).
13. Описание работы:
Беседы на этические темы «О жадности и доброте», «Дал слово - держи!»
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций;
Просмотр видео сказки «Аленький цветочек», поставленной мной в 1998 году в подготовительной группе.
разучивание русских народных песен и хороводов:
организация экскурсии в библиотеку и в краеведческий музей; (история Руси, её быт, объяснение старых слов (архаизмов) :ключница, туалет, венец и др.)
продуктивная деятельность, организация выставок произведений детского творчества;
русские народные игры «Золотые ворота»,
ритмопластика по музыку
литературная викторина «Сказки у нас в гостях»
подготовка музыкально-театрализованного представления «Аленький цветочек»
деятельность, приобщающая детей и родителей к ценностям сотрудничества.
Родители стали единомышленниками воспитателей, а для этого организована разнообразная совместная деятельность педагогов, детей и родителей, в которую входит:
- оснащение групповой комнаты предметами народно-прикладного искусства, народными играми, игрушками;
- участие в народных праздниках и развлечениях;
- организация экскурсий по городу, в музей и т. д. ;
- совместные выставки работ детей и родителей;
- конкурсы совместных работ детей и родителей;
- совместные субботники и т. п.
Совместная работа родителей и детей в детском саду воспитывает чувство гордости за сделанное с душой совместное дело, желание сохранять и оберегать культурное наследие.
14. Заключительная диагностика:
В конце второго месяца с целью выявления результативности данного проекта была проведена заключительная диагностика по тем же направлениям.
руппа «А»
Были получены следующие результаты: с высоким уровнем представления детей о сказке и её авторе– 59% детей; со средним уровнем – 37% детей; с низким уровнем – 4% детей.
15. Сравнительный анализ результатов входной и заключительной
диагностики.
Проанализировав данные входной и заключительной диагностик, графиков, можно сделать вывод, что количество детей с высоким уровнем представления детей о сказке и её авторе увеличилось на 50% детей, количество детей со средним уровнем увеличилось на 7%, из-за того что уменьшилось количество детей с низким уровнем на 57%.
16. Отчет по проекту :
В группе старшего дошкольного возраста реализуется проект «Путешествие по сказке Аксакова Сергея Тимофеевича «Аленький цветочек», в рамках которого у детей формируются навыки самостоятельности, активности, расширяются нравственные представления о проявлении добра и зла.
Продолжая осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивается творческое и познавательное мышление дошкольника.
Осуществление проекта строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников, сотрудничества с социальными партнёрами.
Проект охватывает различные виды деятельности детей дошкольного возраста. Познавательно-речевая деятельность включает экскурсии, целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений писателей-земляков. В разделе изобразительного искусства проводятся беседы о народных промыслах, беседы о творчестве местных художников с рассматриванием картин, экскурсии в музей. Полученные знания дети реализуют в продуктивной деятельности: рисование цветными карандашами или красками по выбору детей «Волшебный цветок», конструирование из бумаги «Цветочек счастья», аппликация с использованием нетрадиционных материалов «Аленький цветочек», лепка с использованием нетрадиционных материалов «Есть на свете цветок» и др. Игровая деятельность включает дидактические и театральные игры, сюжетно-ролевые игры детей. На музыкальных занятиях дети прослушивают и разучивают песни о цветах, слушают классику.
У родителей расширились возможности сотрудничества со своими детьми, они стали прислушиваться к их мнению. Родители стали осознавать себя более компетентными в нравственном воспитании детей.
Проект информационный, творческий, краткосрочный, реализован в рамках ДОУ с привлечением семьи и социума (библиотека, музей, детская школа искусств, дом творчества.) Работа с социальными партнёрами продолжается. Дети проявляют потребность в посещении библиотеки, музея, театра.
Проект межпредметный, ребенок в проекте - участник от зарождения идеи до получения результата. Каждый ребёнок вносит свою посильную лепту в общее дело, дети проявляют инициативность, индивидуальность, видят себя в проекте, оценивают своё личное участие, убеждаются в пользе общих усилий для достижения единой цели.
Календарно - тематическое планирование
к проекту «Путешествие по сказке Аксакова С. Т. «Аленький цветочек»
Использованная литература
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука.
Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. Гурович Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада.
М. : Просвещение, 2002. 64 с.
Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007
Иванова Э. Сказка и современное детство//Дошкольное воспитание. -1985.№9.
Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г. Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.
Шорохова О. А., Играем в сказку. Москва “Творческий центр”, 2006 г.
Приложение.
1. Словарная работа …20
2. Вопросы к беседе по содержанию сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». …20
3. НОД. Конструирование из бумаги. Тема «Цветочек счастья»…. 21
4. НОД. Тема: «Наши отношения»…25
5. НОД. Рисование цветными карандашами или красками по выбору детей. Тема «Волшебный цветок»….34
6. НОД. Аппликация с использованием нетрадиционных материалов. Тема «Аленький цветочек»…. 36
7. НОД Литературная викторина «Сказки у нас в гостях» …. 38
8. НОД. Лепка с использованием нетрадиционных материалов. Тема «Есть на свете цветок»….45
10. Беседа-рассуждение по нравственному воспитанию «Сказка ложь да в ней намёк, красным девицам урок»….48
11. Сценарий музыкально-театрализованного представления «Аленький цветочек»…. 50
12. Детский спектакль «Аленький цветочек» Видеодиск. Постановка 1998г. 54
13. «Театральные этюды» Актёрская разминка. Фото…54
14 .Текст песни «Песня о волшебном цветке» Ю. Чичков, М. Пляцковский…55
15. Пантомимы:«Настеньки и Чудища», «Настеньки и отца». Фото…56
16.«Милый мой хоровод», «Травушка - муравушка». Знакомство с русским народным хороводом….57
17. Знакомство с русским народным танцем «Ромашка». Фото…. 59
18. С/Р игра «Театр». Описание. ….59
19. «Аленький цветочек» Актёрская разминка. Репетиция спектакля. Фото. 62
20. Интервью: «Как бы ты отнеслась к Чудищу или что такое красота?»…. 62
21. Свободное конструирование. Лего. «Дворец Чудища». Фото…64
22. «Волшебство» Ритмопластика. Фото…. 64
23. «Золотые ворота», «Горелки», Русские народные игры. Описание…65
24. «Восточный базар». Танцевальные этюды. Фото….66
25. Рассказ о жизни и творчестве Аксакова С. Т….66
26. «Чтобы дети росли добрыми!» Сценарий совместного досуга для родителей и детей …. 68
27.«Подумайте!» Тест на знание сказки детей и родителей…72
29. Помощь родителей в подготовке костюмов и декораций. Фото….74
30. Викторина по сказке Аксакова Развлечение для детей и родителей…. 74
31. Сообщение для родителей на информационном стенде «Это интересно!» : «Любимые сказки и ваш характер»…76
32. Анкета для родителей «Любите ли вы читать?»…84