Наталья Денисова
Педагогический проект «Кто ты, Дедушка Мороз?»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему:Кто ты, Дедушка Мороз?
Тип проекта:
по доминирующей деятельности – познавательный.
по количеству участников – групповой.
характер контактов – среди детей старшей группы.
по продолжительности – краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, муз. руководитель, родители.
Публикация «Педагогический проект „Кто ты, Дедушка Мороз?“» размещена в разделах
Автор проекта: воспитатель Денисова Наталья Викторовна
Актуальность проекта: Все мы знаем, что Новый год является самым любимым праздником и детей и взрослых, все готовятся к нему, ждут чудес и волшебства и стараются сделать так, чтобы этот праздник был самым запоминающимся. Но при подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А почему его так зовут? Почему Дед Мороз не приходит летом? Чтобы ответить и разобраться в этих вопросах поможет познавательно-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Кто ты, Дедушка Мороз?», где дети получат ответы на свои вопросы, научатся делиться полученной информацией с другими ребятами, делать новогодние подарки своими руками.
Цель: Создание условий для расширения и углубления представления детей о главном традиционном сказочном персонаже Нового года - Дедушке Морозе и его характерных особенностях.
Задачи:
Сформировать представление о жизни Деда Мороза, его истории, характерных особенностях, изображении в стихах и сказках.
Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
Создать праздничную атмосферу в преддверии Нового года.
Планируемые результаты проекта:
расширение кругозора детей;
привитие исследовательских навыков;
сплочение детского коллектива;
развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.
Подготовка и реализация данного проекта была разбита на несколько частей:
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Цель: исследование условий для реализации проекта в детском саду, разработка проекта.
Создать условия для формирования интереса у детей и родителей к выбранной теме проекта;
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
Составить план совместных действий с детьми и воспитателями.
Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрационный материал, мультфильмы, познавательные фильмы о Дедушке Морозе (сведения о том, кто такой Дед Мороз, его родственники, где он живет, почему его так зовут, чем занимается все лето, с кем живет, с кем дружит).
Подготовить презентацию для детей, консультацию для родителей.
Модель трех вопросов.
Что мы знаем?
- Новый год – это весёлый, радостный праздник (Артём П.)
- В Новый год приходит Дед Мороз и Снегурочка (Марьяна Л.)
- Дед Мороз добрый, весёлый, приносит подарки (Даша М).
- Дед Мороз приезжает на санках (Яна У.)
Что мы хотим узнать?
- Почему Деда Мороза так зовут? (Кристина Т).
- Дед Мороз - настоящий? (Рома К).
- Где живет Дед Мороз? Рита Т).
- Кто помогает Деду Морозу? (Аня Ю).
- Чем Дедушка Мороз занимается летом? (Андрей В).
Где можем узнать?
- Спросить у родителей, у воспитателей (Егор К).
- Прочитать книгу (Данил К, Кристина Т).
- Посмотреть передачу по телевизору (Рома К, Данил К)
-Папа найдет в интернете (Андрей В).
2 этап. ОСНОВНОЙ.
Цель: пополнить представления дошкольников об образе жизни Деда Мороза, через раскрытие его образа в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе, в мультипликационных фильмах, познавательных мультимедийных презентациях.
Системная «паутинка» к проекту «Кто ты, Дедушка Мороз?»
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевая игра «Почта», отправка писем Деду Морозу. Цель: воспитывать культуру взаимоотношения между детьми. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни людей.
Беседа с детьми «Пишем письмо Деду Морозу». Цель: вовлечь детей в общую беседу, развивать коммуникативные навыки.
Дидактические игры: «Назови морозное слово», «Что в мешке Деда Мороза?». Цель: пополнять словарный запас детей; совершенствовать умения детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены
Сказка «Морозко» (настольный театр) - воспитывать любовь к сказкам, вызвать желание принимать участие в показе.
«Собери портрет деда Мороза» (разрезные картинки). Цель: развивать внимание, память; формировать интерес к заданиям, в которых можно проверить свои знания.
Познавательное развитие:
Рассказ воспитателя на тему: «Как появился Дед Мороз» с использованием презентации. Цель: Дать сведения, где живет Дед Мороз. Активизировать память, воображение. Воспитывать интерес, любознательность.
Виртуальная экскурсия по вотчине Деда Мороза. Цель: Дать сведения, где живет Дед Мороз. Активизировать память, воображение. Воспитывать интерес, любознательность.
Беседа с детьми «Помощники Деда Мороза». Цель: Познакомить детей с помощниками Деда Мороза; развивать познавательный интерес.
Просмотр анимационных фильмов» Дед Мороз и серый волк», «Когда зажигаются ёлки», «Дед Мороз и лето». Цель:формировать целостную картину мира, расширять кругозор.
Просмотр документального фильма «Сказка про Деда Мороза» режиссер Д. Чернецов- Познакомить детей с историей празднования Нового года в России. Воспитывать интерес, любознательность.
Викторина «Дед Мороз». Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы. Совершенствовать умение находить правильный ответ.
Лабиринт «Помоги Деду Морозу добраться до новогодней ёлке!». Цель: развивать логическое и пространственное мышление.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы: С. Дрожжин «Дедушка Мороз»; З. Александрова «Дед Мороз»; И. Черницкая «Кто такой Дед Мороз», «Два Мороза»; О. Корнеева «Спешит на ёлку Дед Мороз», Л. Шевченко «Как звери ждали Деда Мороза», Н. Найденова «Зимний гость», А. Барто «В защиту Деда Мороза», русская народная сказка «Морозко»; Л. Павлова «Что Дед Мороз делает летом». Цель:- вспомнить с детьми ранее прочитанные произведения и познакомить с новыми художественными произведениями.
Заучивание стихов про Деда Мороза. Цель:вырабатывать интонационную выразительность речи, дикцию, развивать память.
Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза». Цель: формирование умения составлять небольшие рассказы творческого характера, развивать фантазию, воображение.
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о Дедушке Морозе. Цель:познакомить детей с пословицами и поговорками о Морозе, объяснить их смысл
Физическое развитие:
Пальчиковая гимнастика «Дедушка Мороз». Цель: развивать мелкую моторику рук.
Подвижная игра «Два Мороза». Цель: закреплять умение четко говорить текст в игре; соблюдать правила игры.
Игры-эстафеты «Попади снежком в дом Деда Мороза», «Забей снежок в ворота Деда Мороза». Цель: развивать двигательную активность детей, чувство соперничества.
Художественно-эстетическое развитие
Письма Деду Морозу с рисунками. Цель: помочь детям в создании несложных сюжетных композиции, используя разнообразные приёмы рисования. Развивать творческое воображение.
Конструирование из различных материалов «Замок деда Мороза». Цель: - Формирование умения анализировать постройку, выделять её части, форму, размеры, расположение деталей. Развитие конструктивных навыков, фантазии и воображения.
Рисование «Дед Мороз». Цель: Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину; развивать воображение, творческую инициативу.
Аппликация «Ёлочная игрушка - Дед Мороз». Цель: формировать умение вырезать детали аппликации из бумаги, сложенной вдвое, по нарисованному контуру; умение надрезать бумагу на равные полоски (борода); продолжать формировать умение передавать в аппликации образ сказочного персонажа.
Музыкальные игры с Дедом Морозом «Волшебный паровоз», «Давайте мы попрыгаем».Цель: способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-танцевальных действий.
Хоровод «Дед Мороз» пустился в пляс» Музыка и слова Т. Горючкиной. Цель: формировать музыкальную культуру, продолжать развитие основных певческих и музыкально-танцевальных навыков.
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Ответы на вопросы о Деде Морозе и Снегурочке». В консультации собраны ответы на вопросы детей: Где живет Дед Мороз? Почему он так одет? Снегурочка - кто она? Как написать письмо Деду Морозу? и другие.
Памятка «Советы деда Мороза родителям». Цель: повысить информационный уровень родителей.
Конкурс поделок «Дед Мороз и Снегурочка – главные герои праздника». Цель: привлечь родителей к участию в конкурсе, развитие творческих способностей.
Подготовка костюмов к новогоднему празднику.
Самостоятельная работа педагога:
- сделать подборку игр, физкультминуток, пословиц, художественных произведений, анимационных фильмов для проекта.
- подготовить презентацию «История деда Мороза».
Разработать консультации для родителей, оформить выставку.
3-й этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Цель: Обобщение знаний детей о Дедушке Морозе и его характерных особенностях; развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями. Приобщить детей к атмосфере всеобщего волшебства, подвигнуть к проявлению добрых чувств и эмоциональной сферы детей.
1. Совместно с детьми изготовленная книга «Всё про Дедушку Мороза»
2. Участие в выставке поделок «Дед Мороз и Снегурочка - главные герои праздника»
3. Новогодний праздник
Выводы:
Новый год – время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года. Это время, когда исполняются самые заветные желания и мечты. Это встреча с Дедом Морозом и его помощниками. Празднование Нового года носит в себе самые радостные чувства и связано с миром, любовью и взаимопониманием.
Таким образом, изучив возникшие вопросы, в ходе реализации проекта дети, с уверенностью отвечают, что Дед Мороз (Морозко) – исконно русский персонаж, божественный повелитель зимней стужи, снега и ветра. Российский Дедушка Мороз живет в Великом Устюге со своими помощниками – Снегурочкой, Бабушкой Аушкой, Бабой Жарой, Шуршиком, Мудрой Совой, Белочкой Ташей и Зайчонком Тошей. Летом главный зимний волшебник отвечает на письма и готовит подарки к следующему Новому году. Ребята убедились в том, что Дед Мороз – самый добрый сказочник и друг детей всего мира, волшебство творит сердцем своим. И пусть не каждый верит, что Дед Мороз существует, но каждый радуется, когда он видит румяного старика, который танцует, веселится и раздает подарки.
В процессе реализации проекта дети были увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединяла детей, создавала праздничную предновогоднюю атмосферу в группе. Полученные знания дети использовали в игровой деятельности, делились полученными знаниями с родителями и друзьями.
Список литературы:
1. Новогодний калейдоскоп «Где живет Дед Мороз» журнал Дошкольное воспитание № 6 – 2007.
2. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. / авт. -сост. С. Д. Томилова – М. : Астрель: АСТ, 2011.
3. Развивающие игры для детей дошкольного возраста/ авт. -сост. Ю. В. Щербакова, С. Г. Зубанова. 2-е изд. – М. : Издательство «Глобус», 2010.
4. Объемная аппликация. / Петрова И. М. : Учебно-методическое пособие. -СПб. : «Детство-Пресс», 2006.
5. https:/Metod-kopilka.ru
6. https://sferika.ru
7. http://nsportal.ru
8. http://www.dom-dm.ru/news официальный сайт «Дом Деда Мороза»