Вера Кураева
Педагогический проект «Модель ознакомления детей с русской культурой на основе использования русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В. А. Сухомлинский называл сказку «активным творчеством», захватывающим все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувство, волю. Сказка неотделима от красоты, от познания ребенком реальной действительности. Она обогащает ум и душу ребенка, живет в детском сознании, является сферой духовной жизни растущего человека. Процесс сочинения сказки создает богатые возможности для развития творческого воображения детей, подключения их образного и логического мышления к волшебному, ирреальному плану, активизирует фантазию детей, развивает речь, приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту.
Публикация «Педагогический проект „Модель ознакомления детей с русской культурой на основе использования русских народных сказок“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для познавательно-речевого развития детей, она является одной из форм народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме.
Таким образом, универсальный мир сказок способствует актуализации всех органов чувств и психических функций формирующейся личности.
Проведённые в детском саду опросы дошкольников, а также анкетирование семей воспитанников, показали, что родители всё реже читают детям книги – большинство детей не могут назвать свою любимую книгу, сказку, а при чтении воспитателем 90% поступивших трёхлетних детей не умеют слушать книгу.
В такой ситуации детский сад должен стать местом, где ребенок узнает о культуре, традициях и обычаях своего народа, знакомится с народным творчеством.
Таким образом, актуальность выбранной темы проекта обусловлена следующими моментами:
• значением русских народных сказок в становлении личности ребенка-дошкольника (речевом, интеллектуальном, нравственном, художественном, творческом развитии);
• малоразработанностью обозначенной нами темы проекта;
• низким уровнем развития связной речи и задач по ознакомлению с художественной литературой.
Жанр сказки в данном случае помогает наилучшим способом реализовать задачи проекта.
Инновационность проекта заключается во взаимосвязи образовательного процесса с реальными объектами, созданными на территории детского сада в натуральную величину, а также в мобильности данных композиций, возможности их пополнения, обновления, перестановки и создании новых сюжетов.
Цель проекта - разработать модель ознакомления детей с русской культурой на основе использования русских народных и авторских сказок.
Задачи проекта :
1. Создать сказочно-игровое пространство "В гостях у сказки", включающего в себя несколько композиций на сказочные темы, расположенные на выбранном участке территории детского сада: «Три медведя», «Колобок», «Краденое солнце», «Лягушка-царевна», «Гуси-лебеди»; зону отдыха: скамейки в сказочном лесу; оформление: клумбы, отсыпанные дорожки, сухой ручей, сказочный мост.
2. Разработать систему работы по ознакомлению детей с русской культурой на основе использования русских народных и авторских сказок.
3. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи путём реализации краткосрочных проектов педагогов в течение учебного года.
Целевые группы: педагоги ДОУ, родители воспитанников, дети
Направленность развития деятельности: познавательно-речевая.
Тип проекта : творческий, групповой.
Продолжительность: 3 года
Ожидаемые результаты:
• создается сказочно-игровое пространство «В гостях у сказки», включающего в себя несколько композиций на сказочные темы, расположенные на выбранном участке территории детского сада: «Три медведя», «Колобок», «Краденое солнце», «Лягушка-царевна», «Гуси-лебеди»; зону отдыха: скамейки в сказочном лесу; оформление: клумбы, отсыпанные дорожки, сухой ручей, сказочный мост;
• методическая разработка по внедрению сказочных сюжетов и персонажей в образовательный и коррекционный процесс;
• в процессе работы в данном направлении у детей формируется представление о родной культуре, они понимают смысл слов "народные" и «авторские» сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ, проявляется устойчивый интерес к сказкам. Они адекватно понимают содержание сказочных образов, обосновывают их смысл и выражает свои переживания. Объясняют языковые средства художественной выразительности, дополняют произведение и его образы. Ребёнок отличается высокой степенью активности эмоционально-эстетического отношения и воображения;
• дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев. Находить выразительные движения и уметь взаимодействовать с другими персонажами, находить предметы для создания выразительного образа и организации пространственной среды;
• ребёнок владеет связной, диалогической речью, строит распространённые предложения, умеет пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам.
Критерии и способы оценки эффективности проекта :
№ п/п Этапы реализации Предполагаемые результаты Критерии оценки Методы оценки
1 I Создание игрового сказочного пространства «В гостях у сказки» на территории детского сада Наличие сказочных композиций «Три медведя», «Колобок», «Краденое солнце», «Лягушка-царевна», «Гуси-лебеди», «Змей-Горыныч», «Три поросёнка», «Аленький цветочек»; зоны отдыха: скамейки в сказочном лесу; оформление: клумбы, отсыпанные дорожки, сухой ручей, сказочный мост Визуальное наблюдение
2 II методическая разработка по внедрению сказочных сюжетов и персонажей в образовательный и коррекционный процесс Наличие рецензий на уровнях ДОУ, муниципальном Предоставление проекта на рецензирование
3 III Формирование у детей представлений о родной культуре Дети понимают смысл слов "народные" и «авторские» сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ, проявляется устойчивый интерес к сказкам Индивидуальные беседы с детьми, опрос, викторина
Стабильность достигнутых результатов отслеживается на утренниках: дети демонстрируют хороший уровень в инсценировании сказок, выразительном воспроизведении роли, находят выразительные движения и умеютвзаимодействовать с другими персонажами; на занятиях по развитию речи и ознакомлению с детской художественной литературой: владеют связной, диалогической речью, строят распространённые предложения, умеют пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам; при проведении опросов родителей и воспитанников: у детей прослеживается устойчивый интерес к сказкам, они знают авторов и могут пересказать сюжет. Стабильность полученных результатов характеризуется также постоянным интересом родителей воспитанников к совершенствованию территории проекта, о чём можно судить об их предложениях и вопросах; заинтересованностью в развитии детей, что выражается в личном вкладе в деятельность (изготовление атрибутов и пособий, участии в досугах и развлечениях, подготовке к концертам и спектаклям).
Этапы работы над проектом :
I этап. Ориентировочный. Организация проектирования.
Содержание работы.
1. Анализ территории ДОУ с целью выбора места для размещения сказочно-игрового пространства.
2. Сбор материалов, изучение литературы, нацеливание педагогического коллектива на поиск и определение сюжетов.
3. Ознакомление с проектной идеей коллектива ДОУ.
4. Информирование родителей о проекте на общих и групповых собраниях.
Отчетные материалы I этапа:
Составление плана-схемы территории с распланированными композициями, клумбами, дорожками, зоной отдыха.
II этап. Моделирующий. Разработка проекта.
Содержание работы.
1. Создание творческой группы педагогов и планирование ее работы.
2. Разработка концепции проекта.
4. Составление педагогического проекта.
Отчетные материалы II этапа:
Проект "В гостях у сказки".
III этап. Деятельностный. Реализация проекта.
Содержание работы.
1. Проектирование сказочно-игрового пространства на территории ДОУ.
2. Обеспечение материальной части проекта (привлечение педагогов, родителей и детей к изготовлению персонажей сказок, атрибутов, привлечение взрослых к размещению сказочных композиций на территории проекта, разметке и отсыпке дорожек, организации клумб, бордюров и пр.).
3. Формирование у родителей воспитанников личностной заинтересованности в реализации проекта.
4. Внедрение проекта в образовательныйи коррекционный процесс ДОУ.
Отчетные материалы III этапа:
1. Создание сказочно-игрового пространства "В гостях у сказки", включающего в себя включающего в себя несколько композиций на сказочные темы, расположенные на выбранном участке территории детского сада: «Три медведя», «Колобок», «Краденое солнце», «Лягушка-царевна», «Гуси-лебеди»; зону отдыха: скамейки в сказочном лесу; оформление: клумбы, отсыпанные дорожки, сухой ручей, сказочный мост.
2. Методическая разработка на тему «В гостях у сказки», содержащая теоретический и практический материал по внедрению проекта в образовательную и коррекционную работу с детьми 3 – 7 лет.
IV этап. Оценочный. Оценка результатов и последствий реализации проекта.
Содержание работы:
1. Проведение блиц-опроса родителей воспитанниково полезности и необходимости проведённой работы.
2. Анкетирование педагогов о результативности работы по проекту.
3. Проведение бесед, викторин, опроса воспитанников по полученным знаниям в ходе реализации проекта.
3. Осмысление и описание результатов проекта.
Отчетные материалы IV этапа.
Информация о результатах работы по проекту.
Осуществление и управление проектом :
Для осуществления проекта необходимы общие усилия всего коллектива работников детского сада и родителей воспитанников.
Факторы риска: нежелание коллектива и родителей воспитанников участвовать в создании территории проекта, отказ воспитателей в дополнительной работе по развитию детей в повседневной жизни. Чтобы избежать данных факторов, необходимо предоставить коллективу и родителям полную, чёткую и обоснованную информацию о пользе данного проекта, убедить личным примером, мотивированно доказать необходимость данной работы с детьми, а также несомненные плюсы при работе над собственной аттестацией педагогов.
Стратегия проекта
Концептуализация проекта
Оригинальность нашего проекта обеспечивается внедрением в практику образовательной и коррекционной работы следующих идей:
1. Создание сказочно-игрового пространства, включающего в себя несколько композиций на сказочные темы, расположенные на выбранном участке территории детского сада.
Территория проекта "В гостях у сказки" является творческой мастерской, которая побуждает детей к созданию образов героев сказок и воплощению своих идей в разных видах деятельности (в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, речевой).
2. В образовательном и коррекционном процессе реализации основного педагогического условия - интегрированный подход к развитию детей. Интеграция в нашем проекте предполагает взаимосвязь разных видов деятельности: речевой, игровой, музыкальной, театрализованной, изобразительной, познавательной.
Формы организации детей по ознакомлению со сказкой :
• использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;
• организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;
• широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;
• включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;
• использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;
• включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники;
• использование героев сказок на коррекционно-логопедических занятиях.
3. Осуществление единства взаимодействия с семьями воспитанников.
Таким образом, вышеназванные идеи характеризуют особенности нашего проекта.
Список использованной литературы :
1. https://logoportal.ru/skazkoterapiya-v-korrektsionnoy-deyatelnosti-s-detmi-doshkolnikami/.htmlshkolnika
2. https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput67.htm
3. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство», Т. И. Бабаева.
4. Старший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство», Т. И. Бабаева.
5. «Развиваем восприятие» А. Левина. Издательство ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис 2004 год.
6. «Методика работы со сказкой», Л. В. Рыжова. СПб: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012.
7. «Сказки-пересказки», Т. А. Куликовская. СПб: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012.