Наталья Мельник
Педагогический проект для детей 6–7 лет «Матрешка — душа России»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Матрешка- символ России» подготовительная группа
Тип проекта : информационно-творческий.
Срок реализации: две неделя.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель,родители воспитанников.
Возраст участников: 6-7 лет.
Охватываемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Актуальность темы.
Публикация «Педагогический проект для детей 6–7 лет „Матрешка — душа России“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой – это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра, какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Для ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой де-ятельности: рисование, лепка, наклеивание из бумаги фигурок, создание различных конструкций из природного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей являются рисование красками, аппликация, лепка, знакомство с народной игрушкой.
Проблема. Какими средствами и способами дать детям знания о русской матрешке?
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.
Цель. Знакомство детей с народной игрушкой (русской матрешкой) через интеграцию познавательно-речевого общения и продуктивной деятельности.
Задачи проекта :
- Приобщать детей к народному декоративно-прикладному искусству.
-Знакомить с народной игрушкой (русской матрешкой).
-Формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение внимательно рассматривать и обыгрывать народную игрушку.
-Привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой ритм, форма)
-Способствовать развитию всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.
-Обогащать словарь детей за счет расширения знаний о народной игрушке, действия с ней, ярко выраженных свойствах и качествах.
-Развивать продуктивную деятельность и творческие способности.
-Привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
- Воспитывать любовь к традициям русского народа.
Материалы и оборудование: изобразительные материалы; презентации «Русская матрешка»; развивающие игры по теме; набор русских матрешек (семеновская, полхов- майданская, сергиево-посадская); сюжетные матрешки по сказкам «Репка», «Колобок».
Музыкальные произведения: «Матрешка» (муз. Т. Варови- ной, сл. В. Семернина); «Русские матрешки» (муз. 3. Левиной, сл. 3. Петровой); «Пляска с платочком» (муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантов- ской).
Стихотворения: И. Ломова «Матрешка», М. Фомина «Мы — матрешки.», С. Маршак «Восемь кукол деревянных», К. Липатова «Наша матрешка»,
Структура проекта
Содержание:
- Рассматривание выставки русских матрешек.
- Знакомство с русской матрешкой через видеопрезентацию и игровую деятельность.
-Музыкальная деятельность «Мы — матрешечки.», «Спляшем и споем с матрёшками».
-НОД по развитию математических представлений «Посчитаем разноцветных матрешек».
- НОД по продуктивной деятельности «Красивые матрешки» (декоративное рисование, «Украсим матрёшки фартук».
- НОД по конструированию «Матрешка Любава» в технике папье- маше.
- Организация дидактических игр: «Разложи и собери матрёшек», «Разрезные матрёшки», «Угадай на ощупь», «Путешествие с матрешкой по России».
-Выставка детского творчества «Матрешка- символ России».
-Консультации для родителей
- Создание 2-х книг : «История матрешки», «Матрешка – душа России»
Формы организации детей :
-продуктивная деятельность;
- музыкальное деятельность;
-НОД по познавательному развитию;
-работа в уголке творчества;
-беседы, чтение русских народных потешек, стихотворений о матрешке;
-прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен.
- просмотр презентаций о народных промыслах;
- выставка детского творчества.
Методы и приемы организованной образовательной деятельности:
-игра как основной вид деятельности;
-объяснительно-иллюстративный метод;
-словесные: подражание, диалог, беседы по картинам, отгдывание загадок, чтение художественных произведений;
-дидактические игры и упражнения, игровые ситуации;
-общение и совместная деятельность взрослых с детьми;
-оформление выставок детского творчества;
-метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики);
-слушание музыкальных фольклорных произведений.
Предполагаемый результат: любознательность, активность; интерес к русской народной игрушке (матрешке); занятие продуктивной деятельностью в свободное время в уголке народного декоративно-прикладного творчества; способность находить различные варианты создания образных фигурок, обогащение впечатлений через предметы народного творчества (на примере русской матрешки); проявление интереса к народному художественно-литературному фольклору, соответствующему тематике проекта.
Этапы работы над проектом
1. Разработка проекта (подготовительный этап).
Деятельность детей. Рассматривание иллюстраций и игрушки-матрешки, рассматривание выставки русских матрешек; знакомство с русской матрешкой через презентацию и игровую деятельность.
Деятельност воспитателя. Составление перспективного плана по реализации проекта, изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам ознакомления детей с народными промыслами, консультирование со старшим воспитателем; оформление выставки народных промыслов по теме «Русская матрешка».
Знакомство родителей с темой проекта.
2. Деятельностный этап (непосредственно деятельность по проекту).
Деятельность детей. Чтение русских народных сказок, разучивание потешек, пословиц, поговорок, частушек; просмотр видеоматериалов; музыкальная и художественно-изобразительная деятельность; познавательная, речевая, двигательно-игровая деятельность; самостоятельная деятельность детей в центрах активности: центр искусств (работа с раскрасками, зарисовка понравившихся матрешек, центр математики (сравнение матрешек, центр познания (рассматривание иллюстраций по теме, центр игры (участие в дидактических играх).
Деятельность педагога. Создание мультимедийной презентации о народных промыслах; организация познавательной, музыкальной и художественно-изобразительной деятельности; организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми; проведение консультаций и индивидуальных бесед для родителей.
Деятельность родителей. Посещение с детьми краеведческого музея, выставки народной игрушки, участие в выставках народного творчества вместе с детьми.
3. Контроль и оценка деятельности.
Деятельность детей. Защита проекта, разучивание стихов, потешек, песен, представление продукта деятельности: работ, выполненных по тематике проекта, совместная деятельность с воспитателем ДОУ.
Деятельность воспитателя. Разработка конспектов занятий, подготовка выставки русской матрешки, организация выставки детского творчества, создание презентаций к тематическим занятием и беседам.
4. Заключительный этап.
Подведение итогов, анализ результатов по реализации проектов, определение дальнейших перспектив:
-анализ и оформление результатов проектной деятельности;
-создание видеопрезентаций.
- участие в конкурсе среди педагогов, публикация в СМИ.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – СПб. : Союз, 1997.
2. Леонова Н. Н. Знакомство детей с народным декоративно – прикладным искусством.
Приложение 1
Художественное слово, используемое воспитателем в работе с детьми в процессе организованной образовательной деятельности.
Попляшем с матрешкой
Я к вам собиралась,
долго- долго наряжалась.
Поиграть хочу немножко!
У кого в руках матрешка,
Тот попляшет с ней немножко.
И. Ломова
Мы — матрешки
Мы — матрешки,
мы — сестрички,
Мы толстушки-невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
М. Фомина
Матрешка
Я - матрешечка!
Я - кругляшечка!
Улыбаюсь я всегда,
И ребята мне друзья!
Деревянной родилась
И на славу удалась!
Щечки пухленькие,
Сама кругленькая,
А на голове платок,
Словно солнечный цветок!
К. Липатова
Матрешки
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах ходим пестрых,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки.
И. Корниенко
Семь красавиц расписных
Семь красавиц расписных,
Все в платочках кружевных,
Все в передниках цветастых,
Семь румяных, семь глазастых!
Как зовутся те подружки,
Деревянные игрушки?
Г. Лагздынь
Матрешка
Эх, матрешечка-матрешка,
Аленький платочек,
Сарафан в цветочек!
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь!
Выбирай кого захочешь!
Л. Соловьева
Матрешка
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! Гармошка?
Нет! То — русская матрешка!
Красные щечки,
Пестрые платочки,
Хлопают в ладошки
Веселые (Матрешки).
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в платочек,
Упирается рука в деревянные бока.
Ф в нутрии секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская (Матрешка).
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одно игрушка!
(Матрешка)
Физкультминутка «Матрешки»
Мы веселые матрешки, дети улыбаются друг другу.
Ладушки, ладушки, хлопают в ладоши.
На ногах у нас сапожки, показывают ножки.
Ладушки, ладушки, хлопают в ладоши.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сестры, поворачиваются вокруг себя.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
Пальчиковая гимнастика
Строили ладошки ладушки изображают домик над головой.
Домики для матрешки-
Вот какие ладушки, хлопки в ладоши.
Ладушки- ладушки!
Прилегли ладушки ладушки «ложатся спать» под щеку.
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
ладушки- ладушки! Хлопают в ладоши
Физкультминутка «Дружные матрешки»
Хлопают в ладошки Дети хлопают в ладоши.
Дружные матрешки.
На ногах сапожки. Показывают ножки
Влево, вправо повернись,
Всем знакомым поклонись. Наклоняются
Девчонки озорные –
Матрешки расписные, дети кружатся.
В сарафанах ярких, пестрых приседают.
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки, качают головами.
Веселые матрешки. Хлопают в ладоши