Алла Еремейчик
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений. Проект «Ладушки-ладошки» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: воспитатель А. А. Еремейчик.
Перспективное планирование комплексной деятельности
по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений
Работа по теме проекта ведется ежедневно, индивидуально с каждым ребенком: игровые упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия и проводятся во время, отведенное для самостоятельной деятельности.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений, Проект „Ладушки-ладошки“ (часть 2)» размещена в разделах
Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут – 4 раза в день. Работа проводится в три этапа. Начинать работу лучше с упражнений (*, которые содержат элементы массажа (самомассажа, а заканчивать расслаблением пальцев кистей рук (**). Эти упражнения повторяются в течение дня на каждом занятии, меняется только основная часть.
Основная часть занятия по развития мелкой моторики поводится с учетом развивающего компонента:
- Формирование готовности к развитию навыков мелкой моторики: развитие чувства равновесия, координация «рука-глаз», согласованных движений рук, имитация (можно достичь, обучая пению песенок с движениями или пальчиковым играм).
- Формирование стабильности, а затем и вращательных движений запястья (формируются параллельно с усложнением захвата).
- Формирование захвата, то есть умение дотягиваться до предмета, брать и удерживать его, а также умения им манипулировать, брать, класть в определенное место.
Комплексная программа дня включает в себя блоки, состоящие из упражнений, проводимых в игровой форме:
1 – Утро:
- пальчиковая гимнастика: упражнения для пальчиков (отработка элементов диагностики).
- игровые упражнения на формирование навыков самообслуживания.
2 - Включение в 1 занятие:
- игровые упражнения для пальчиков с использованием литературного текста (стишков, песенок, считалочек).
- ритмическая организация движений: хлопки, постукивание.
3 - Включение во 2 занятие:
- Упражнения для развития мелкой моторики с применением игрушек и игрового материала: разбор и собирание пирамидок, матрешек, мозаики; пеленание-качание кукол; игра с конструктором, с кубиками, рамками и вкладышами.
- Продуктивная деятельность.
4 - Вечер:
- Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов: нанизывание колец на тесьму; застегивание молний, прищепок; работа со счетными палочками; перебор пуговиц и др.
- Работа с иллюстративным материалом и дидактическими пособиями.
АПРЕЛЬ
1-я неделя апреля - Проведение педагогической диагностики на начало работы по проекту.
Понедельник
Упражнение «Поглаживание»*
Упражнение «Погладим котенка»**
1 – «Пальчик-зайчик-кулачок»
2 – «Сорока-сорока»
3 – «Утенок» (пищалка)
4 – Игра с прищепками «Рыбка»
Вторник
Упражнение «Пальцы»*
Упражнение «Красим забор» **
1 – «Коза-дереза»
2 –«В прятки пальчики играли»
3 – «Разбери пирамидку»
4 – «Часики»
Среда
Упражнение «Спираль»*
Упражнение «Курочка пьет водичку» **
1 – «Кольцо»
2 – «Пальчики»
3 – «Построй башенку»
4 – «Собери пуговицы»
Четверг
Упражнение «Топ-топ»*
Упражнение «Мягкие кулачки» **
1 – «Гусь»
2 – «Пальчик-мальчик»
3 – «Курочка клюет зернышки»
4 – «Дорожка»
Пятница
Упражнение «Ласковое поглаживание» *
Упражнение «Музыканты-трубачи» **
1 – «Олень»
2 – «Белочка»
3 – «Покатай машинку»
4 – «Большая стирка» - 1
Суббота
Упражнения «Спираль», «Пальцы»*
Упражнение «Музыканты-пианисты» **
1 – «Петушок»
2 – «Котята»
3 – «Матрешка»
4 – «Примерь варежки»
Воскресенье
Упражнения «Поглаживание», «Большой палец»*
Упражнение «Солим суп» **
1 – «Курочка»
2 – «Пальцы-пальчики»
3 – «Чашки-вкладыши»
4 – Пальчиковый театр «Надевание куколки на разные пальчики»
МАЙ
Понедельник
Упражнение «Согреем руки»*
Упражнение «Поглаживание»**
1 – «Петушки – курочка»
2 – «Пальчики идут спать»
3 – «Мозаика»
4 – Игра с прищепками «Самолет»
Вторник
Упражнение «Гуси щиплют траву»*
Упражнение «Ласковое поглаживание» **
1 – «Волк»
2 – «Мы грибы идем искать»
3 – «Пчелки»
4 – «Покорми птичек»
Среда
Упражнение «Молоточек»*
Упражнение «Красим забор» **
1 – «Кот»
2 – «Ну-ка пальцы, за работу!»
3 – «Покатай мишутку»
4 – «Собери жучков»
Четверг
Упражнение «Утюг»*
Упражнение «Поглаживание»**
1 – «Солнышко»
2 – «Цветок»
3 – «Грибочки»
4 – «Волшебная ложечка»
Пятница
Упражнение «Пила»*
Упражнение «Погладим котенка» **
1 – «Лучи солнца»
2 – «Белые цветы»
3 – «Собери пирамидку»
4 – «Большая стирка» - 2
Суббота
Упражнение «Тесто»*
Упражнение «Курочка пьет водичку» **
1 – «Флажок»
2 – «Встреча»
3 – «Построй башенку»
4 – «Найди пару»
Воскресенье
Упражнение «Погладим котика»*
Упражнение «Поглаживание»**
1 – «Улитка с рожками»
2 – «Цап-царап»
3 – «Поможем ежикам»
4 – Пальчиковый театр «Пальчик-мальчик»
ИЮНЬ
Понедельник
Упражнения «Утюг», «Пила»*
Упражнение «Поглаживание»**
1 – «Улитка с домиком»
2 – «Прыг-скок»
3 – «Матрешка»
4 – Игра с прищепками «Ежик»
Вторник
Упражнения «Тесто», «Погладим котика»*
Упражнение «Ласковое поглаживание» **
1 – «Пальчик – зайчик – улитка с рожками = улитка с домиком»
2 – «Балет»
3 – «Мозаика»
4 – «Солнышко»
Среда
Упражнение «Терка»*
Упражнение «Музыканты» **
1 – «Бинокль»
2 – «Встречи-проводы»
3 – «Чашки-вкладыши»
4 – «Собери цветочки»
Четверг
Упражнение «Дрель»*
Упражнение «Поглаживание»**
1 – «Бинокль – петушки»
2 – «Строим дом»
3 – «Дорожка из кубиков»
4 – «Погремушка»
Пятница
Упражнение «Мороз»*
Упражнение «Мягкие кулачки» **
1 – «Бинокль – олень»
2 – «Зайчики»
3 – «Уточки»
4 – «Большая стирка» - 3
Суббота
Упражнение «Мячик»*
Упражнение «Погладим котенка» **
1 – «Стол»
2 – «Огонь»
3 – «Пирамидка»
4 – «Найди варежку для заиньки»
Воскресенье
Упражнения «Терка», «Дрель»*
Упражнение «Поглаживание»**
1 – «Стул»
2 – «Шалун»
3 – «Башенка для цыпленка»
4 – Пальчиковый театр «Ну-ка пальцы, за работу!»
ИЮЛЬ
Понедельник
Упражнения «Помоем руки под горячей струей воды»*
Упражнение «Поглаживание»**
1 – «Кресло»
2 – «Белочка»
3 – «Дорожка из мозаики»
4 – Игра с прищепками «Жучок»
Вторник
Упражнения «Спираль», «Утюг»*
Упражнение «Ласковое поглаживание» **
1 – «Стол – стул»
2 – «Бубен»
3 – «Матрешка»
4 – «Яблоня»
Среда
Упражнения «Мороз», «Мячик»*
Упражнение «Солим суп» **
1 – «Стол – стул – кресло»
2 – «Рыбки»
3 – «Петрушка»
4 – «Собери прищепки»
Четверг
Упражнения «Утюг», «Тесто»*
Упражнение «Поглаживание»**
1 – «Ворота»
2 – «Липкие пальчики»
3 – «Грибочки»
4 – «Бусы»
Пятница
Упражнения «Погладим котика», «Дрель»*
Упражнение «Красим забор» **
1 – «Дорога»
2 – «Черепаха»
3 – «Машинка-сортер»
4 – «Большая стирка» - 4
Суббота
Упражнения «Пила», «Погладим котика»*
Упражнение «Музыканты» **
1 – «Мост»
2 – «Замок»
3 – «Ягоды для птички»
4 – «Сделай комочек»
Воскресенье
Упражнения «Терка», «Тесто».*
Упражнение «Поглаживание»**
1 – «Ворота – дорога»
2 – «Вяжем шарфик»
3 – «Матрешка»
4 – Пальчиковый театр «Шалун»
АВГУСТ
Понедельник
Упражнение «Пальцы»*
Упражнение «Поглаживание»**
1 – «Ворота–дорога–мост»
2 – «Ежик»
3 – «Башенка для петушка»
4 – Игра с прищепками «Солнышко»
Вторник
Упражнение «Топ-топ»*
Упражнение «Ласковое поглаживание» **
1 – «Колокол»
2 – «Собираем грибы»
3 – «Угости»
4 – «Торт»
Среда
Упражнение «Спираль»*
Упражнение «Музыканты» **
1 – «Грибок»
2 – «Мы делили апельсин»
3 – «Цветочек из мозаики»
4 – «Собери урожай» (фасоль)
Четверг
Упражнение «Прокати орех»*
Упражнение «Орех скатился»**
1 – «Колокол – грибок»
2 – «Рубим дрова»
3 – «Уточки»
4 – «Сделай комочек»
Пятница
Упражнение «Посади орех»*
Упражнение «Спрячь орех»**
1 – «Теремок»
2 – «Репка»
3 – «Домик-сортер»
4 – «Большая стирка» - 5
Суббота
Упражнения «Прокати орех», «Посади орех»*
Упражнение «Орех скатился»**
1 – «Ветки – корни»
2 – «Детки»
3 – «Зайки»
4 – «Салют»
Воскресенье
Упражнения «Грецкий орех»*
Упражнения «Спрячь орех», «Поглаживания»**
1 – «Деревья»
2 – «Есть игрушки у меня»
3 – «Пирамидка»
4 – Пальчиковый театр «Липкие пальчики»
СЕНТЯБРЬ
Понедельник
Упражнение с колючим массажным мячиком*
Упражнение «Поглаживание»**
1 – «Ромашка»
2 – «Бусинки»
3 – «Наряди куклу»
4 – Игра с прищепками «Овощи»
Вторник
Упражнение с колючим массажным мячиком*
Упражнение «Ласковое поглаживание» **
1 – «Ёжик»
2 – «Домик»
3 – «Дождик идет»
4 – «Спрячь лягушат»
Среда
Упражнение с колючим массажным мячиком*
Упражнение «Карандаш скатился»**
1 – «Бочка с водой»
2 – «Птичка пьет водичку»
3 – «Куб-сортер»
4 – «Собери счетные палочки»
Четверг
Упражнение «Растирание карандашом»*
Упражнение «Поглаживание»**
1 – «Прятки»
2 – «Оладушки»
3 – «Рамочка из мозаики»
4 – «Салют»
Пятница
Упражнение «Прокати карандаш»*
Упражнение «Карандаш скатился»**
1 – «Ваза – бутон – цветок»
2 – «Ножницы»
3 – «Кап-кап»
4 – «Большая стирка» - 6
Суббота
Упражнение «Сожми пуговицы»*
Упражнение «Пуговицы упали»**
1 – «Паук»
2 – «Осенние листья»
3 – «Травка для колобка»
4 – «Чешуя для рыбки»
Воскресенье
Упражнение «Прокати мячик по столу»*
Упражнение «Поглаживание»**
1 – «Пчёлка»
2 – «Пастушок»
3 – «Спрячь зайку»
4 – Пальчиковый театр «Теремок»
Последняя неделя месяца: Проведение педагогической диагностики на конец работы по проекту. Оформление и презентация.
Список литературы к проекту «Ладушки-ладошки» развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений
1. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. / Под ред. Т. А. Власовой. М. 1985.
2. Самсонова Л. Н. Особенности комплексной коррекции нарушенной функции рук у детей с ДЦП // Дефектология № 4, 1984
3. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: книга в помощь родителям: пер. с англ. / под ред. Д. В. Конова – М. ; Педагогика, 1988.
4. Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика [Текст]: пособие для родителей и педагогов. / Е. С. Анищенкова. - Владимир: «Астрель», 2006;
5. Бардышева, Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры [Текст] / Т. Ю. Бардышева. – М. : «Карапуз», 2007.
6. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. [Текст] / С. Е. Большакова – М. : ТЦ Сфера, 2006.
7. Бот, О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О. С. Бот // Дефектология. - 1983. - N1.
8. Данилова, Л. Пальчиковые игры. [Текст] / Л. Данилова. - Москва: «Росмэн», 2008;
9. Ермакова, И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. [Текст] / И. А. Ермакова. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
10. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры. [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
11. Лопухина, И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: [Текст]: пособие для логопедов и родителей / И. С. Лопухина. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1997.
12. Навицкая, О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. [Текст] / О. П. Навицкая. - Москва: «Сова», 2006.
13. Хвастовцев, А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. [Текст] / А. Хвастовцев. - Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008.
14. Чурзина, Н. О. Пальчиковые куклы. [Текст] / Н. О. Чурзина. - Москва: «Сова», 2007.
15. Шанина, С. Е., Играем пальчиками - развиваем речь. [Текст] / С. Е. Ша-нина, А. М. Гаврилова. - Москва: «Рипол плассик», 2008;
16. Янушко, Е. А., Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста [Текст] / Е. А. Янушко. - Москва: «Мозаика-синтез», 2010.
Полезные интернет–ресурсы:
Сайты с форумами, посвященные здоровью и воспитанию детей с ДЦП.
http://budtezdorovjem.ru/detskiy-tserebralnyiy-paralich-osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-detey/
http://rgskoy.ru/socpsih/80-vospitanie-detej-stradayushhix-dcp.html