Анжелика Игнатенко
Педагогический проект по социализации детей 5–7 лет «Я в этом удивительном мире»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное автономное образовательное
учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №2».
Педагогический проект
«Я В ЭТОМ УДИВИТЕЛЬНОМ МИРЕ» СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
2013 год
Старший воспитатель: Игнатенко А. А.
Ст. Полтавская
Пояснительная записка.
Публикация «Педагогический проект по социализации детей 5–7 лет „Я в этом удивительном мире“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Основные проблемы современного нравственного воспитания ребё нка заключаются: в разладе между внутренним состоянием ребёнка и общепринятым нормам поведения; отсутствием навыков рефлексивных действий; отсутствии развитого чувства сопереживания. Эти проблемы преодолеваются: путём воздания условий включения детей в практику нравственной жизни людей; усилий личности в усвоении этических понятий, моральном самоопределении, самовоспитании; благодаря активизации природных, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов личности.
Ранее в дошкольных учреждениях нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, культуры поведения этикета, а методами нравственного воспитания были убеждение и внушение. На современном этапе доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как толерантность, сострадание, добро, милосердие, справедливость, щедрость, гуманизм.
Основные этические принципы складываются в дошкольном возрасте. В этот период расширятся и перестраивается система взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. У детей растёт способность к управлению собственным поведением в соответствии с усвоенными нравственными нормами. Поэтому необходимо создание оптимальных психолого – педагогических условий для повышения нравственного потенциала воспитательного микросоциума и развития ребёнка в освоении нравственного опыта.
Воспитание и развитие – способы передачи этических норм старшего поколения младшему. На развитие ребёнка оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Но в то же время представления детей формируются на основе разнообразных и зачастую противоречивых влияний детского сада, семьи и улицы. То, что разрешается в семье, не всегда приемлемо в детском саду. Такого рода противоречия вызывают у детей раздражение, неудовлетворённость, а иногда рождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребёнка не может сложиться чёткого представления о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае. Взрослый своим поведением должен показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать замечать состояние и проявлять сочувствие, готовность помочь. Это будет способствовать освоению, усвоению и присвоению дошкольниками этических понятий. Взрослый должен подтолкнуть ребёнка к проявлению заботы, внимания, помощи.
Педагоги совместно с родителями формируют нравственные отношения в семье, группе детского сада. Воспитатель должен поощрять даже самые незначительные стремления к общению детей друг с другом, к проявлению гуманных чувств, доброжелательности.
Развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Важно установить связь между нравственным сознание и нравственным поведением.
Методика формирования этических представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах. Важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно – следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений и, следовательно, развитию чувств, правильному поведению.
Старший дошкольный возраст – важнейший период в становлении детской личности. Интенсивно формируется нравственность личности: обострённая чувствительность к нравственно- психологическим нормам и правилам поведения, складывается определённая нравственная позиция, стремление к признанию со стороны взрослых и сверстников. Возникают целеустремлённость, потребность в достижении успехов, чувства уверенности в себе, самостоятельности. В старшем дошкольном возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребёнка, происходит интенсивное развитие познавательной мотивации, становится более активным в поиске новой информации, начинается усвоение этических норм: ребёнок их учитывает при планировании своих поступков, учитывает не только свои желания, появляется чувство долга, регулирующее поведение в простых ситуациях. К концу дошкольного возраста ребёнок начинает оценивать себя с точки зрения усвоенных правил и норм поведения уже постоянно. Обогащение представлений о себе ведёт к проявлению потребности в уважении, во взаимопонимании с окружающими, в их сопереживании.
Цель проекта :
Воспитывать нравственные чувства, формировать нравственные представления, суждения, оценки. Формирование нравственных знаний на основе знакомства с базисными нравственными категориями.
Задачи проекта :
1. Развитие игровой деятельности детей.
2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу).
3. Стимулировать активность детей в освоении этических категорий, нравственных эталонно, ценностей, норм, правил и нравственного опыта.
4. Воспитывать умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения с другими детьми на основе развития гуманных чувств.
5. Приобщать родителей к совместной работе над вышеизложенными задачами.
Участники проекта :
дети старших, подготовительных групп, родители воспитанников, педагоги групп, педагог – психолог, музыкальный руководитель.
Сроки реализации:
в течение года.
Образовательная область: Социализация.
Разделы программы:
Развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, ознакомление с окружающим миром.
Материально технические ресурсы:
необходимые для выполнения проекта : подбор художественных произведений, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры, выставки книг, рисунков, поделок, создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповых комнат, музыкального зала, подбор консультаций для педагогов, родителей, создание буклетов, памяток, совместные мероприятия.
Этапы проведения и реализации проекта :
1. Информацинно накопительный:
Изучение знаний и интереса детей для определения целей проекта. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
2. Организационно - практический:
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Твои добрые поступки и к тебе добром придут», «Мы такие разные», «Я и окружающие люди», «Волшебное дерево».
Привлечение родителей к совместной работе над задачами проекта.
Оформление дидактических игр, подбор сюжетно ролевых игр.
Подбор этических бесед.
Просмотр видеофильмов на мультимедийной установке.
Рисование, аппликация, лепка.
Слушание детских тематических песен.
Тематические родительские собрания.
3. Презентационно – завершающий:
Открытое занятие: «Праздник в Стране Добра».
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта.
4. Подведение итогов.
Итоговая беседа с детьми «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали».
Необходимые условия реализации:
Интерес детей, родителей, педагогов.
Методические разработки.
Интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
Итоговым результатом является беседа, праздник, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно – патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. Освоение знаний по заданным темам. Проявление внимания и уважения к родителям, бабушкам, дедушкам, педагогам, сверстникам, оказание посильной помощи.
Методы проекта :
Беседы;
Наблюдения;
Познавательные игровые занятия;
Совместные игры;
Продуктивная деятельность.
Осуществление проектной деятельности :
Данный проект был апробирован в рамках МДАОУ - «ЦРР – детский сад №2» в 2012- 2013 учебном году с детьми старшей группы в специально организованной деятельности: совместной деятельности педагога и ребёнка совместной деятельности, деятельности педагога и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствует формированию коллективных взаимоотношений.
Результатом реализации программы так же являются:
- знание и понимание детьми базисных этических понятий, нравственных норм, качеств личности, эталонов и правил нравственного поведения и взаимоотношений; представление об ответственности за свои действия и поступки;
- адекватное восприятие действительности;
- отношение к взрослым и сверстникам; основанное на гуманности, милосердии, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, терпимости, вежливости, уважении;
- способность выполнять нравственные нормы;
- умение противостоять искушению нарушать эти нормы;
- способность адекватно решать моральные дилеммы и осуществлять моральный выбор.
Используемая литература:
- Е. О. Севостьянова «Страна добра : Социализация детей 5-7 лет»
- В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы»
- Е. С. Туренская, О. С. Кирилкина «Я в этом удивитьельном мире»
- С. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
- Н. А. Ветлугина «Нравственно- этическое воспитание ребёнка в детском саду»
- И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Управление ДОУ 2004 №4
- Материалы интернет.
МЕСЯЦ
ГРУППА
БЕСЕДА
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИГРЫ
СЕНТЯБРЬ Старшая Беседа о добре и зле. Цель: формировать и закреплять представления о добре и зле, добрых и злых поступках, добрых и злых людях. Проблемная ситуация стр. 22
Севостьянова Е. О. «Социализация» стр. 22-23
Беседа «Зачем говорят «Здравствуй!»»
Стр. 12 «Этические беседы» Отрывки из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр».
Стихотворение В. Степанова «Добрый котик». Рисование смайликов : добрый, злой.
«Нарисуй любимую одежду» Цель: лучше узнай себя
Игра «Эстафета» - Цель: учить соблюдать правила игры; развивать желание и умение играть совместно. стр. 26
С. -р игра «Семья»
Игра «Поможем маме» - учить соблюдать правила игры; развивать желание и умение играть совместно, слуховое внимание
Игра «Менялки»- формировать навыки коллективной игры. стр. 23
Размышлялки. стр. 23
Инсценировка стр. 23
Кривлялки- учить с помощью мимики изображать зло и добро.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Домашнее чтение:
Сказка о том, что значит быть хорошим
«Дюймовочка»
Буклет для родителей «Правила доброты»
Подготов. Беседа : «Твои добрые поступки и к тебе добром прийдут» О настроении стр. 25. Цель: усвоить этические понятия: «Добро –зло, хорошо – плохо, можно - нельзя».
Севостьянова Е. О. стр. 19 -23
Беседа «Ещё один секрет вежливости» .стр. 16 «Этические беседы» Стихотворение
О. Григорьевой «Гостеприимство».
Стихотворение С. Баруздина
«Бревно» стр. 23 Рисование смайликов : добрый, злой.
Лепка «Кто такой- Я, какой Я?»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Домашнее чтение:
Сказка о том, что значит быть хорошим
«Дюймовочка
Игра «Котёнок и хвост». Цель: «Учить согласовывать движения с движениями других в игре»
С. р. игра «Семья».
Игра «Поможем маме» - учить соблюдать правила игры; развивать желание и умение играть совместно, слуховое внимание.
Игра «Отдай ленточку» Цель: Учить самостоятельно выбирать ведущего, продолжать развивать волевые прцессы, координацию движений, чувство эмпати
Отдыхалки (психомышечная тренировка)- снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Инсцениролвка. Цель: закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
Буклет для родителей «Правила доброты»
ОКТЯБРЬ Старшая Беседа: «Будьте добры» цель: развивать способность интерпретировать эмоциональные состояния других людей; упражнять в составлении фраз-комплиментов.
Проблемные ситуации. Цель: учить решать проблемные ситуации; упражнять в установлении причинно – следственных связей, определяя причину изменения настроения. Стр. 26-28
Инсценировка. Цель: закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Чтение стихотворения С. Маршака «Жили – были».
Повторить правила : «Не дерись» - драться нельзя, драться нельзя и ссориться - это плохо. Стр. 44
Дорисуй рисунок
«Мимика лица»
Делаем подарок для мамы. – ко Дню матери Игра – кривлялка: учить с помощью мимики, жестов, пантомимики, интонации изображать злого и доброго котёнка.
Игра : «Можно - нельзя» Цель: продолжать учить оценивать поступки людей с позиции : можно – нельзя. Стр. 45
Отдыхалки (упражнение) Погладим котё нка Цель: снять напряжение, инициировать тактильные
контакты. стр. 44
Рассказ О. Буцень «Мамины помощницы» Цель: продолжать позитивным моделям поведения; побуждать к добрым поступкам; закреплять этические понятия конкретным примерам.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Домашнее чтение:
Сказка о чуткости и сострадании
«Соловей»
Консультация : «Секреты воспитанности и вежливости в семье»
Подготов. Беседа: «Делайте доброе дело ради людей» Цель: Продолжать развивать способность интерпретировать эмоциональное состояние других людей; учить графически изображать эмоциональные состояния (добрые и злые лица, развивать способность к саморефлексии)
. Инсценировка: Цель: вырабатывать осознанные представления о нормах поведения; учит руководствоваться нравственными нормами повседневной жизни; формировать умение быть гостеприимным. стр. 30
Беседа: «Хорошо и плохо» Цель: упражнять в способах управления и регуляции настроения; вырабатывать умение распознавать и мимически изображать различные эмоции и чувства.
Упражнение: «Изобрази эмоцию» Цель: Учить распознавать и передавать эмоциональные состояния мимикой; показать эмоции и настроения героев. Стр. 35
Проблемная ситуация: совершенствовать этические представления (видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих и нести за него ответственность)
Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо» Цель: закреплять этические понятия «плохо» и «хорошо» с помощью литературного произведения; продолжать учить давать моральную оценку происходящему; учить самостоятельно выражать свои мысли, чувства. стр. 37 Подарок своими руками для бабушки мамы – ко Дню матери. Игра «Хорошо - плохо». Цель: проложать оценивать поступки людец с двух позиций: хорошо или плохо?стр. 46
Игра: «Мальчики и девочки» Цель: развивать сотрудничество в группе, гендерное воспитание. стр. 43
Игра- отдыхалка: «Послушай, что за о Сказка о чуткости и сострадании
«Соловей»
кном» Цель: обучать способности концентрировать внимание на слуховых сигналах. Стр. 48
Упражнение «Назови и покажи». Цель: продолжать учить определять и передавать эмоциональные состояния, выраженные с помощью мимики, жестов, пантомимики. Стр. 39
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Домашнее чтение:
Сказка о чуткости и сострадании
«Соловей»
Консультация : «Секреты воспитанности и вежливости в семье»
Инсценировка: продолжать формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; учить давать моральную оценку происходящему. стр. 37
Размышлялки: Цель: закреплять этические понятия «плохо» и «хорошо» на конкретных примерах. Стр. 39 (проблемная ситуация)
НОЯБРЬ Старшая Беседа о настроении : Можно и нельзя. Цель: продолжать развивать диапозон ппонимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубину переживаний; показать с помощью каких частей тела можно выразить настроение и эмоции.
Упражнение «Назови и покажи» Цель: проодожать учить определять и передавать эмоциональное состояние. Чтение рассказа В. Осеевой «Кто хозяин?»
Размышлялки Цель: продолжать развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам героев.
Инсценировка: Цель: продолжать учить руководствоваться полученныой суммой нравственных норм в повседневной жизни. стр. 41
Чтение стихотворения Р. Сефа «Совет». Стр. 43 Лепка: «Добрая и злая собака»
Сюрприз для друга- домашнее задание Игра «Зеркало»
Цель: цормировать умение согласовывать свои действия с действиями других людей.
Игра – кривлялка. Цель: учить с помощью мимики, жестов, пантомимики изображать добрую и злую собаку.
Игра: «Шапка - невидимка» Цель: учить переходу из одного эмоционального состояния в противоположное.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Домашнее чтение:
Сказка о том, что счастье не в красоте, а в доброте
«Белоснежка и семь гномов»
Консультация «Как можно и нельзя наказывать ребёнка»
Подготов. Беседа: «С добром жить легко, со злом тяжело»
Цель: продолжать оценивать поступки людей с позиций: можно и нельзя.
Беседа о настроении. Цель: продолжать развивать диапозон ронимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубину переживаний. Стр. 45
Проблемная ситуация. Цель: продолжать учить анализировать переживания, события; учить витеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих. Стр. 42
Стихотворение А. Барто «Я лишний» стр. 47
Разбор проблемной ситуации. Цель: продолжать закреплять этические понятия «хорошо - плохо», «добро - зло», «можно - нельзя», на конкретных примерах. Стр. 46
Слушание, исполнение и инсценировка песни «Антошка» Цель: развивать осмысленное восприятие музыкальных образов, учить высказывать об эмоционально- образном содержании музыки. Игра «Хорошо и плохо» Цель: продолжать оценивать поступки людей с двух позиций.
Инсценировка: Цель: продолжать учить руководствоваться полученныой суммой нравственных норм в повседневной жизни. стр. 41
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Домашнее чтение:
Сказка о том, что счастье не в красоте, а в доброте
«Белоснежка и семь гномов»
Консультация «Как можно и нельзя наказывать ребёнка»
ДЕКАБРЬ Старшая Беседа: «Не выйдет из жадины хорошего друга» Цель: закрепить эические понятия «жадность» и «щедрость» стр. 54
Беседа о настроении.
Проблемная ситуация. Цель: закреплять этические понятия на конкретных примерах. Стр. 54 Чтение стихотворения И. Гуриной «Жадный мышонок» Цель: продолжать учить детей самостоятельно выражать свои мысли, чувства, активно участвовать в обсуждении.
Рисование: «Нарисуй плохое настроение, а на другой половинке хорошее»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Домашнее чтение:
Сказка о трудолюбии и отзывчивости
«Рыженькая курочка»
Игра «Жадина» Цель: Учить управлять своим телом, быстротой реакции, продолжать развивать эмпатию.
Игра «Скульптура» Цель: развиватьь умение владеть мышцами лица, рук, ног, и т. д. стр. 57
Инсценировка. Цель:продолжать побуждать не быть жадным; учить осваивать эффективные способы поведения и использовать их в повседневной жизни.
Подготов. Беседа «Мы такие разные»
Цель: формировать и закреплять понятия «вежливость – грубость», правда – ложь», «щедрость - жадность». Стр. 48
Упражнение «Комплименты» Цель: продолжать учить употреблять в речи слова – комплименты, делать приятное окружающим людям. Стр. 50 Стихотворение В. Лифшица «Мяч и Петя». Цель: учить дифференцировать отрицательные и положительные черты характера героев и давать моральную оценку происходящему. Рисование: «Нарисуй плохое настроение, а на другой половинке хорошее»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Домашнее чтение:
Сказка о трудолюбии и отзывчивости
«Рыженькая курочка»
Игра «Пожалуйста». Цель: продолжать развивать желание и умение играть совместно; формировать навыки коллективной игры; разыивать активность, умениедействовать по правилам.
Игра : «Спаси птенца» Цель: снять напряжение, повысить эмоциональный тонус, инициировать тактильные ощущения. Стр. 53
ЯНВАРЬ Старшая Беседа6 «Знакомьтесь – это вежливость» Цель: Формировать внимательное отношение к другим людям.
Проблемная ситуация. Цель: углублять представления о значении доброжелательного вежливого отношения к другим людям. Стр. 60-61
Размышлялки. Цель: закреплять этические понятия «вежливость», «грубость» на конкретных примерах.
Кривлялка. Цель: учить с помощью мимики, жестов, пантомимики интонации изображать грубияна и вежливого человека. Чтение стихотворения Б. Заходера «Очень вежливый Индюк» стр. 63
Инсценировка. Цель формировать положительные взаимоотношения между детьми; побуждать их к добрым поступкам, гостеприимству. Стр. 63 «Нарисуй доброго и злого волшебника»- (раздать изображение волшебников без лиц).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Домашнее чтение:
Сказка о том, что нужно делиться с другими
«Суп из камня»
Анкета для родителей
«Веливы ли Вы?»
Поиграйте всей семьёй. «Слон, жираф и крокодил» стр. 60 Игра «Привет!» Цель: продолжать развивать желание и умение играть совместно; побуждать к социальным контактам; привлекать внимание к тактильным ощущениям. Стр. 62
Игра «Обнималки» Цель: учить снимать мышечные зажимы. Стр. 64
Чтение сказки «Про Красную шапочку»- обсуждение прочитанного
Подготов. Беседа «Славимся добрыми делами и вежливыми словами» Цель: учить видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих; продолжать различать и понимать характер эмоционального состояния людей. стр. 56
Проблемная ситуация. Цель: закреплять представления о вежливости; продолжить учить позитивным моделям поведения; формировать коммуникативные навыки. Чтение рассказа В. Осеевой «Синие листья».
Размышлялки. Цель: формировать умение понимать другого человека, постигать его внутренний мир, мир человеческих взаимоотношений. Стр. 58
«Нарисуй доброго и злого волшебника»- (раздать изображение волшебников без лиц).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Домашнее чтение:
Сказка о том, что нужно делиться с другими
«Суп из камня»
Анкета для родителей
«Веливы ли Вы?»
Поиграйте всей семьёй. «Слон, жираф и крокодил» стр. 60 Игра «Вежливые слова» Цель: продолжать учить говорить комплименты, отмечая положительные стороны людей. Стр. 58
Игра – инсценировка «Нарисуй радугу». Цель: углублять представления о значении доброжелательного отношения к людям; формировать положительные взаимоотношения между детьми; побуждать к добрым поступкам. Стр. 57-58
Кривлялка. Цель: учить с помощью мимики, жестов, пантомимики, интонации изображать вежливого человека.
ФЕВРАЛЬ Старшая Беседа «Мы играем и поём, очень дружно мы живём» Цель: продолжать учить анализировать своё эмоциональное состояние. Инсценировка. Цель: продолжать вырабатывать осознанные представления о нормах поведения; учить руководствоваться полученной суммой нравственных норм в повседневной жизни. стр. 69
Кривлялка. Цель: учить с помощью мимики, жестов, пантомимики,интонации изображать человека – жадину. Стр. 70 Чтение Я. Акимова «Жадина» Цель: раскрыть сущность понятия «жадность; продолжать развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам героям» стр. 69 Рисование «Платочек для куклы».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Домашнее чтение:
Сказка о том, как важно держать своё слово
«Принц - лягушка»
Поиграйте вместе игра «Раз, два, три! Руку убери»
Цель: активизировать энергетический потенциал; учить снимать двигательное напряжение. Стр. 70 Игра «Дерижер»
Цель: продолжать изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики; выбирать способы изображения эмоциональных состояний в соответствии с характером образа.
Игра «Платочек» Цель: продолжать формировать навыки коллективной игры, умение договариваться, распределять роли, радоваться успехам товарищей.
Чтение сказки «»
Подготов. Беседа: «НЕ ругаемся, грубо не выражаемся».
Цель: создавать эмоциональный фон; настраивать на активную совместную деятельность, общую беседу, игру, формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Стр. 64
Беседа о настроении. Цель: раскрыть сущность понятия «грубость»; учить повышать настроение других людей, оценив их положительные качества. стр. 65
Кривлялка. Цель: учить с помощью мимики, жестов, пантомимики, интонации изображать человека, которому нахамил грубиян, и человек, которому сказали вежливые слова. Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Вежливый ослик».
Цель: закреплятьэтические понятия «вежливость» и «грубость» на конкретных примерах; продолжать учить различать чертыхарактера героев, давать моральную оценку происходящему; самостоятельно выражать свои мысли, чувства, активно участвовать в обсуждении Рисование «Солнечный зайчик»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Домашнее чтение:
. Сказка о том, как важно держать своё слово
«Принц - лягушка»
Поиграйте вместе игра «Раз, два, три! Руку убери»
Цель: активизировать энергетический потенциал; учить снимать двигательное напряжение. Стр. 70 Игра «Солнечный зайчик» Цель: учить снимать мышечное напряжение. стр. 67
Игра «Без рук»
Цель: прдолжать формировать способность к взаимодействию с партнёрами по игре. Стр. 65
Чтение сказки «»
МАРТ Старшая Беседа «Добрые волшебники» Цель: продолжать учить проявлять внимание к родным и знакомым; развивать «социальную связанность» во взаимоотношениях. Стр. 74
Проблемная ситуация Цель: продолжать учить решать проблемные ситуации; закреплять этические понятия «правда» и «ложь» на конкретных примкрах. стр. 75
Чтение стихотворения С. Погорельского «Попробуй волшебником стать» - беседа о прочитанном.
Чтение отрывка из стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы» Цель: продолжать учить высказывать свою точку зрения; закреплять этическое понятие «вежливость» на конкретных примерах. Рисование
«Что бы нарисовал здой художник, что добрый?»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Домашнее чтение:
Сказка о том, как важно говорить правду «Пиноккио»
Игра «Море и небо» Цель: развивать воображение, обучать выражать эмоции. Игра танец «Стирка платочков» Цель: создавать положительный эмоциональный фон в группе, продолжать использовать выразительные движения для передачи эмоций; учить передавать заданный образ движениями. Стр. 76
Чтение сказки «»
Подготов. Беседа «Будем честно жить и правду говорить»
Цель: Раскрыть сущность этических понятий «правда» и «ложь». Упражнение «Передача чувств» - продолжать учить создавать эмоциональные образы с помощью пантомимики; упражнять в способах управления и регуляции настроения; учить контролировать мышечные ощущения. Стр. 71
Кривлялка. Цель: учить с помощью мимики, жестов, пантомимики, интонации изображать человека – жадину. Стихотворение «Идёт кисонька из кухни» слова народные Цель: закреплять этические понятия «правда» и «ложь».
Стихотворение А. Кушнер «Кто разбил большую чашку?»стр. 72-73
Чтение сказки «» Рисование
«Что бы нарисовал здой художник, что добрый?»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Домашнее чтение:
Сказка о том, как важно говорить правду «Пиноккио»
Игра «Море и небо» Цель: развивать воображение, обучать выражать эмоции. Игра «Каракатица»
Цель: создать положительный эмоциональный фон в группе.
Игра «Жучки и ветерок» Цель: учить снимать психоэмоциональное и мышечное напряжение.
Инсценировка: продолжать учить видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих и нести за него ответственность; учить анализировать переживания, события.
АПРЕЛЬ Старшая Беседа о настроении. Тема: «Милосердие и жестокость» Цель: продолжать учить анализировать своё эмоциональное состояние. Обучать целенаправленному управлению мыыыыыыыыыыыыыышцами лица, учить свойствам неврбального общения. Спомощью упражнения «Улыбка» стр. 82
Проблемная ситуация. Цель: раскрыть сущность понятий «милосердный» и «жестокий»; упражнять в установлении причинно – следственных связях при определении причин смены настроения людей; учить сопереживать Рассказ В. Осеевой «Отомстила». Цель: продолжать на конкретных примерах развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам героев.
Инсценировка. Задание: обыграть ситуацию, когда один ребёнок сначала злится и обижается на другого за какой – то поступок, но потом прощает его, и дети мирятся. Нарисуй улыбку.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Домашнее чтение:
Сказка о том, что обещание нужно выполнять
«Крысолов»
Инсценировка Цель: продолжать учить детей и родителей формировать положительные взаимоотношения с детьми.
Стр. 88 Игра – этюд «Гроза». Цель: учить выражать эмоции, преодолевать страхи.
Игра «Прыгаем через лужи».
Цель: продолжать развивать чувство коллективизма, взаимопомощи, настойчивости, доброжелательности в игре.
Подготов. Беседа : «Равнодушие - сострадание» беседа о настроении с помощью упражнения «Встречаемся и прощаемся с улыбкой» Цель: раскрыть сущность понятия «равнодушие»; «продолжать формировать дружеское отношение к сверстниками и взаимопомощь». Чтение рассказа В. Осеевой «Три товарища». Цель: раскрыть сущность понятия «сострадание»; формировать навыки социального поведения; продолжать развивать способность анализировать поступки литературных героев. стр. 88
Чтение сказки «» Нарисуй улыбку.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Домашнее чтение:
Сказка о том, что обещание нужно выполнять
«Крысолов»
Инсценировка Цель: продолжать учить детей и родителей формировать положительные взаимоотношения с детьми.
Стр. 88
Игра «Почта»
Цель: продолжать развивать желание и умение играть коллективно.
Театр прикосновений
Цель: снять напряжение, повысит эмоциональный тонус, инициировать тактильные контакты
МАЙ Старшая Итоговая беседас детьми. Тема: «Моё настроение
» Цель: закреплять этическое понятие «отзывчивость» на примере литературного героя. Чтение стихотворения Е. Благининой «Подарок».
Разучивание и исполнение песни В. Викторова «Частушка». Стр. 94 Поиграйте дома «Поезд идёт в депо» Цель: продолжать развивать желание и умение играть коллективно; формировать способность к взаимодействию с партнёрами по игре.
Домашнее задание «Подарок для друга»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Домашнее чтение:
Сказка о верности
«Маугли»
Игра «Горячая картошка» Цель: развивать чувство коллективизма, взаимопомощи, настойчивости, доброжелательности в игре.
Игра «Торт» Цель: учить снимать эмоциональное напряжение, инициировать тактильные контакты.
Подготов. Итоговая беседа «Разные поступки» Цель: продолжить учить анализировать своё эмоциональное состояние; различать и понимать характер эмоционального состояния людей. Чтение стихотворения Б. Заходера :«Никто»
Цель6 учить анализировать поведение персонажей; дать детям представление, «хороших» и «плохих» детей не бывает, а бывают разные поступки. Игра «Мороженое».
Цель:психоэмоциональное напряжение и мышечное.
Домашнее задание «Подарок для друга»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Домашнее чтение:
Сказка о верности
«Маугли»
Игра «Мыльные пузыри» Цель: развивать умение выражать чувство радости, удовольствия. стр. 95
Игра «Потрет» Цель: снять мышечное напряжение.
стр. 97