любовь Болдырева
Педагогический проект «Я — гражданин России»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Я –гражданин России»
• Вид проекта: долгосрочный
• Доминирующий вид деятельности: познавательно-игровой, творческий
• Срок реализации: Сентябрь 2020- май 2021г.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность проекта
В настоящее время гражданско - патриотическое воспитание одно из актуальных направлений государственной политики в образовании. Формирование будущего гражданина должно начинаться с дошкольного возраста, последовательно и систематически: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному городу; расширение представлений о своей стране, знакомство с символами государства; правами и обязанностями граждан России.
Публикация «Педагогический проект „Я — гражданин России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Таким образом, гражданско - патриотическое воспитание является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, поэтому важно создать условия для активного познания ребёнком социальной действительности окружающего мира. Прививая основы патриотического воспитания, развивая чувство ответственности и гордости за свою страну, формируя первичные представления об избирательном праве, мы воспитаем гражданина и патриота, который и во взрослой жизни не останется равнодушным к проблемам страны, своего народа.
Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения. О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В. В. Путина.
Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно – правовыми документами. Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах.
Дошкольное детство является периодом открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию. Именно педагоги детского сада могут заложить в детей то зерно патриотизма, которое в дальнейшей жизни уже взрослого человека будет твёрдой основой гражданственности, морали, воспитанности и любви к Родине.
Цель проекта:
Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России.
Воспитание гражданина и патриота своей страны.
Задачи :
1. Воспитательная:
Дать представления об основных правах и свободах человека и ребенка, о правилах и законах.
Формирование осознанной, убеждённой, гражданской позиции патриота своей Родины.
2. Образовательная:
Укреплять и расширять знания об истории быта, культуре, традициях нашей страны, знакомство с трудом взрослых на современном этапе.
3. Развивающая:
Эмоциональное развитие через формирование чувства гордости, любви ко всему, что объединяет понятие «Родина», сопричастности к культурно-историческим и общественным событиям в жизни народа, чувств достоинства и самоуважения через осознание своих прав и обязанностей, как гражданина своего Отечества.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально-техническое обеспечение
- фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений
- видеотека: презентации «Дети войны»,»История России», «Права ребенка в картинках», просмотр познавательных фильмов о России;
- книжный уголок в групповой комнате.
Методическое обеспечение:
- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
- тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;
- портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми;
- конспекты образовательной деятельности ;
- сценарии досугов, викторин;
- детская художественная литература;
- детская познавательная литература.
Технические средства обучения:
- Музыкальный центр, компьютер, проектор
Механизмы реализации проекта:
Формы, методы и приёмы работы с детьми:
Методы проекта:
1. Исследовательские:
-проблемные вопросы,
-наблюдения.
2. Наглядные:
-рассматривание иллюстраций,
-тактильно-мышечная наглядность.
3. Словесные:
-беседы,
-чтение литературы,
-консультации для родителей,
-объяснения, указания, словесные инструкции.
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке, аппликации и рисованию.
Общая характеристика проекта
Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:
1. «Кто я?»
Цель раздела: Формировать представления о правах детей.
2. «Будем Родине служить».
Цель: познакомить детей с понятием «Защитники Отечества», с особенностями службы солдат разных войск.
3.«75 лет Великой Победы»
Цель раздела: закрепить знания детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.
4. «Что такое героизм?»
Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к героическим поступкам людей.
6. Презентация проекта «Я гражданин России»
Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:
- Познавательно-речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Социально - личностное развитие
Планирование носит тематический характер, тема одного дня включает содержание одного образовательного блока.
Формы организации проекта:
Участники:
Воспитанники.
Формы взаимодействия
ООД
-организация уголка по гражданско-патриотическому воспитанию
-утренние беседы
сюжетно-ролевая игра
-чтение перед сном
-создание книги рассказов
-изготовление творческих работ
-экскурсии
-целевая прогулка
Родители
-наглядная информация, практические консультации
-создание семейных генеалогических древ
-выставка детских рисунков и поделок
-анкетирование
Этапы реализации проекта
1 этап-подготовительный
Содержание деятельности
Предполагаемый результат
Содержание совместной деятельности с детьми
Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта
- Изучение интернет- ресурсов по теме проекта, подбор иллюстраций.
-Анкетирование родителей по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию
-Создание развивающей предметно-пространственной среды -методическая литература для педагогов и родителей.
-познавательная и энциклопедическая литература для детей.
Оформление уголка по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию -Наглядные: картины, фото, книги
-Опорные схемы для составления рассказов и сказок
2 этап- основной
Содержание деятельности
Предполагаемый результат
С детьми:
НОД: «Я человек»
НОД : «День прав ребенка»
НОД: «Защитники Отечества»
НОД: «Великая Победа»
НОД: «Что такое героизм?»
Развлечение «Мы тоже имеем права»
Разработка планов-конспектов деятельности
Просмотр презентаций:
-«Права ребенка»
- «Мой папа в армии служил»
-«Герои Моздокчане»
- «Дети-герои»
Знакомство с детьми-героями во время Великой Отечественной войны
Расширение знаний детей о правах детей
Сюжетно-ролевая игра:
«Мои друзья, мои родственники»
«Обратись по имени»
«Плохо- хорошо»
«Мы военные»
- Военно-патриотическая игра «Зарница»
-Активация детей в игре, повышение их интереса к военно-патриотическим играм.
Творческо-продуктивная деятельность (рисование «Мой папа военный»).
Творческо-продуктивная деятельность (рисование «Мои права»).
Творческо-продуктивная деятельность (лепка «На охране Родины»
Рисование красками, карандашами, мелками, используя разные приёмы.
Изготовление открытки ветеранам.
Выставка детских работ
Составление рассказов о войне.
Составление альбома к 75- летию Победы.
-Целевая прогулка к памятнику героям Великой Отечественной войны.
-Встреча с ветеранами-участниками Великой Отечественной войны. Передача впечатлений о прочитанном в художественно-продуктивной деятельности.
Трудовая деятельность:
- посадка цветов на Аллеи славы.
Воспитание бережного отношения к истории своей страны.
Содержание совместной деятельности с родителями:
Консультация «Знаете ли Вы права ребенка».
Консультация «Как познакомить ребенка с историей своей страны»
Консультация «Что такое гражданско-патриотическое воспитание?».
-Памятка «Права ребенка»
-Родительская гостиная «Растим будущего гражданина» Активация родителей, их участие в выставках, конкурсах, изготовлении макетов, пополнении развивающей предметно-пространственной среды
-Содержание работы с социальными партнерами
Экскурсия в музей Боевой славы.
3 этап-итоговый :
Подведение итогов проекта Презентация опыта работы по проекту
2 этап- основной
Формы и методы реализации проекта.
Первый тематический блок: «Кто я?»
План проведения мероприятий для детей подготовительной группы.
1. Тема: «Ты и твое имя»
Цель: познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни, способствовать социально-нравственному развитию. Познакомить со старинными именами, как давали их в древние времена.
2. Чтение; Э. Успенский «Ты и твое имя"
Цель: познакомить детей с произведением. Научить детей рассуждать и анализировать услышанное.
Цель: познакомить родителей с правами детей в наглядной форме.
Права детей.
«Право на любовь»
Цель: познакомить детей с правом на любовь и заботу. Способствовать социально-нравственному развитию. Развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать, воспитывать в детях доброту.
Чтение пословицы. «Ум истиной просветляется, а любовь сердцем согревается.»
Цель: научить детей анализировать услышанное, выделять основную мысль.
Игры «Цепочка имен», «Взрослое имя» «Добрые слова от сердца»
Цель: способствовать социально-нравственному развитию, воспитывать чувство самоуважения к другим людям.
«Право ребенка на охрану здоровья»
Беседа; Кто и как о тебе заботится»
Цель: рассказать детям о том, что каждый из них имеет право на охрану своего здоровья.
Чтение познавательной литературы «Азбука здоровья»
Цель дать представления о здоровом образе жизни. О важности режима дня и полезных продуктах.
Творческая игра «Плохо- хорошо»
Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение, работать над выразительностью речи, закрепить правильное питание у детей.
Родительский уголок «Ценности здорового образа жизни»
Цель: Познакомить с воспитанием положительного отношения к здоровому образу жизни.
«Право ребенка на образование»
Цель: довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека. Познакомить детей с содержанием статей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующих право на образование.
Беседа: «Школа в которой хочу учиться»
Рассматривания иллюстрации с картинками о школе.
Цель; знакомить с образовательными учреждениями обязанностями ученик.
Родительский уголок «Скоро в школу»
«Права и обязанности ребенка»
Цель: формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека.
Чтение художественного произведения Дошкольнику о правах»
Цель: Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Провести беседу на эту тему, дать детям возможность представить себя взрослыми.
Презентация «Права ребенка» - закрепление прав ребенка по сказкам
«Право на защиту»
Цель: довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на защиту
2. Чтение художественного произведения «Не отнимешь у ребенка»
«Право на жилье и неприкосновенность жилища»
Цель: познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища.
Чтение художественного произведения «Как хорошо, что есть права»
Цель: Вспомнить произведения, сказки где нарушены права детей научить анализировать его.
«Дом, в котором я живу» (леготехнология);
«Право на свободу»
Цель: познакомить детей со статьей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на свободу; объяснить, что такое рабство; формировать понимание значимости свободы для человека.
Чтение художественного произведения «Закон пошел бродить по белу свету»
Цель: познакомить с новым художественным произведением, учить понимать его основную мысль. Анализ и синтез произведения.
2. Тематический блок «Будем Родине служить».
Цель: познакомить детей с понятием «Защитники Отечества», с особенностями службы солдат разных войск.
- Беседа «История возникновения праздника 23 февраля» (презентация);
- Оформление стенда (уголок с наглядным материалом);
- Викторина «Знатоки военных дел»;
- Сюжетно-ролевые игры «Мы – пограничники».
- Подготовка рисунков-подарков папам, дедушкам, братьям;
- Выставка книг в книжном уголке.
- утренник, посвященный дню Защитника отечества
- фотоотчет «Мой папа в армии служил»
День художественной литературы
(Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», И. Новиков «Страницы великой победы». Рассказ о детях героях (Зина Портнова, Володя Козьмин, Таня Морозова). Чтение Л. Воронкова «Девочка из города»; Л. Кассиль «Твои защитники», Е. Воробьёва «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор».", А. Маркуша "Я – солдат и ты – солдат", А. Беляев "Хочу быть военным моряком", Н. Никольский "Что умеют танкисты", В. Козлов "Пашкин самолет".
3. Тематический блок «75 лет Великой Победы
Основные темы: (НОД)
1. «Великая Отечественная война»
2. «Никто не забыт, ни что не забыто»
3. «День Победы»
4. Военно-патриотическая игра «Зарничка»
5. Альбом «О Великой Отечественной войне»
Рисунки на тему «Великая Отечественная война»
6. Беседа, презентация «Никто не забыт, ни что не забыто»
Дидактическая игра поле чудес «Города – герои»
7. Экскурсия к обелиску славы, вечному огню.
Утренник, посвященный Дню Победы.
4. Тематический блок «Что такое героизм?»
ЦЕЛЬ. Формирование представлений о героизме, воспитание гражданско-патриотических чувств у детей, чувства гордости за свой народ.
1. Чтение и обсуждение произведений о героизме, настоящем и мнимом.
2. Просмотр иллюстраций, роликов, соответствующей тематики.
3. Экскурсии к памятникам, в музеи воинской славы.
4. НОД"Что такое героизм?"
5. Беседа о хороших поступках детей.
6."Героические профессии в наши дни"
7. Фотовыстовка, выставки рисунков.
8. Разучивание стихотворений о воинах, людях героических профессий.
9. Проведение праздников, развлечений, сюжетно-ролевых игр.
Формы взаимодействия с родителями:
1. Совместные праздники и развлечения.
2. Семейные экскурсии.
3. Консультации.
4. Родительские собрания.
Предполагаемый результат.
К моменту выхода детей из детского сада, они должны иметь сформированные представление о правах человека, элементарные знания о государственной символике. У детей должны быть сформированы основы гражданской ответственности, нравственные нормы поведения и моральные качества, развитое чувство собственного достоинства.
Используемая литература.
«Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» О. Н. Баранникова
«Познавательное развитие детей 5 -7 лет» Г. М. Блинова
«Беседы об ответственности и правах ребёнка» О. И. Давыдова, С. М. Вялкова
«Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет» Н. В. Микляева, А. Г. Ахтян
«Мальчики и девочки» И. А. Шелухина
«Знакомство дошкольников с профессиями» З. А. Ефанова
«С чего начинается Родина?» Л. А. Кодрыкинская
«Дошкольнику – об истории и культуре России» Г. Н. Данилина
«Формирование нравственного здоровья дошкольников» Е. Б. Боровкова
«Воспитывая маленького гражданина» Г. А. Ковалёва
«Беседы о правах ребёнка» Т. А. Шорыгина
«Я, ты, мы» О. Л. Князева
«Знакомим дошкольников с Конвенцией о Правах ребёнка»
«Письмо» А. Ливанов
«Шинель» Е. Благинина
«Землянка» А. Митяев
«На заставе» А. Барто
«Мой брат уехал на границу» А. Кушнер
3. Заключительный этап:
Результаты проекта:
Ребёнок рассматривается родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделённый правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Это позволяет сформировать личность, обладающую социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.
Дети имеют представления:
-о своих правах и обязанностях;
-знакомы с историей и культурой своей страны;
- знают праздники «День Защитника Отечества», День Победы»
-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание к старшему поколению;
- проявляют заботу о героях войны и героях в мирное время;
-стремятся к добру и неприятию зла.
Родители:
-сотрудничают в тесном контакте с ДОУ по формированию духовно-нравственных ценностей;
- воспитывают любовь и почтение к старшему поколению, героическим поступкам своих близких в годы Великой Отечественной войны, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
- являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
- понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
Предполагаемый результат:
1. Дети пополнили знания по следующим разделам проекта: «Ктоя?», «Будем Родине служить», «75 лет Великой Победы», «Что такое героизм»
2. Дети обладают ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Повысилась познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
4. Укрепилась взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5. Создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.