Наталья Малахова
Педагогический проект по творчеству С. Я. Маршака «Где обедал воробей?»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ТЕМА: «ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»
ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА
СТАРШАЯ ГРУППА
ВЫПОЛНИЛА: МАЛАХОВА Н. Н. –ВОСПИТАТЕЛЬ
МБДОУ «ВАЖИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №20»
2014 г.
Паспорт проекта.
«Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.
(Пожелания друзьям С. Я. Маршак)
Актуальность:
Публикация «Педагогический проект по творчеству С, Я, Маршака „Где обедал воробей?“» размещена в разделах
- Воробей, воробышек
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность произведений
С. Я. Маршака.
Пояснительная записка:
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.
Цель проекта :
Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
2. Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака : «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Где обедал воробей», «Вот такой рассеянный», Ванька – встань – ка», «Детки в клетке», «Почта», «Тихая сказка», «Перчатки», «Круглый год» «Весёлый счёт», Загадки.
3. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
4. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихов.
5. Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
6. Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
7. Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
1. Полное название проекта : «Где обедал воробей? Знакомство с творчеством С. Я. Маршака.
2. Автор проекта : Малахова Н. Н. –воспитатель.
3. Возрастная группа: старшая группа
4. Участники проекта : дети, воспитатель, родители, библиотекарь.
5. Тип проекта : познавательный, творческий.
6. Сроки реализации: краткосрочный (С 1 по 30 апреля)
Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей.
Ожидаемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе:
• Библиотека произведений С. Я. Маршака.
• Оформление альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака
• Создание дидактических развивающих игр
• Театрализация произведений
2. Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как
источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
Предварительная работа:
В начале учебного года, проведено родительское собрание на тему «Радость встречи с книгой», на котором был проведён опрос родителей. Как они относятся к произведениям советских писателей и поэтов? Читают ли они их детям? Есть ли произведения советских авторов в домашней библиотеке? Если читают то, как относятся дети к этим стихам, рассказам, сказкам? (внимательно слушают, просят прочитать ещё раз, пытаются запомнить и т. д.)
После опроса сделаны выводы. Большинство детей предпочитают книги с современными, яркими картинками или просто смотрят мультфильмы. С произведениями Н. Носова,
С. Маршака и многих других писателей в основном, детей знакомят только в детском саду. Поэтому мы решили знакомить детей с творчеством писателей с помощью проектов, с обязательным привлечением родителей. Доказать, что авторы, которых считают устаревшими, интересны, современны и актуальны и в наши дни.
Этапы реализации проекта.
1этап. Подготовительный
• Составление паспорта проекта.
• Подбор детской художественной литературы для чтения детям (произведений
• С. Я. Маршака).
• Подготовка презентации.
• Подборка материалов для изготовления дидактических игр.
• Подготовка атрибутов к подвижным играм.
• Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
• Подготовка и оформление консультаций для родителей.
2этап. Выполнение проекта
• Экскурсия в библиотеку.
• Оформление выставки книг С. Я. Маршака, портрета писателя
• Чтение произведений С. Я. Маршака, заучивание стихов, отрывков из произведений.
• Экскурсия на почту.
• Рассматривание иллюстраций.
• Изготовление дидактических игр вместе с детьми: по стихотворению «Перчатки» - «Найди пару», «Сказка о глупом мышонке «Сложи картинку», «Загадки и отгадки», «Четвёртый лишний» (книги, картинки, словесные игра)
• Проведение подвижных игр по «Сказке об умном мышонке».
• Подготовка и проведение инсценировок по произведениям автора.
• Просмотр презентации «Детские годы С. Я. Маршака».
Виды детской деятельности
Познавательное развитие:
- Знакомство с творчеством С. Я. Маршака
Знакомство с детскими годами С. Я. Маршака
- Формирование элементарных математических представлений на основе стихотворений «Веселый счет», «Круглый год»
- Экскурсия на почту – знакомство с профессией почтальон, работы почты – стихотворение «Почта»
- Вечер загадок и викторина по произведениям С. Я. Маршака
- Конструирование «Зоопарк» из строительного материала, «Ванька - встань – ка» оригами.
Речевое развитие:
- Разучивание стихотворений : «Апрель», стишков из книги «Весёлый хоровод», «Разговор», отрывков из других произведений.
- Формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке».
Художественно-эстетическое развитие
- Рисование по произведению «Детки в клетке»
- Аппликация «Перчатки» - по стихотворению «Перчатки»
- Лепка - «Весёлый жираф» - по стихотворению «Детки в клетке».
Физическое развитие
- Участие в физкультурном досуге по мотивам произведения - «Сказка об умном мышонке» - подвижные игры
- Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом - «Человек рассеянный».
- Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька – встань-ка»
Игровая деятельность
- Д/и «Загадки и отгадки», «Найди пару» «Сложи картинку», «Четвёртый лишний»
- Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» по стихотворению «Детки в клетке»
- Развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Зоопарк»
- Театрализованное представление по сказке «Теремок»,
- «Сказка о глупом мышонке» (театр на фланелеграфе)
- Инсценировка стихотворения «Багаж»
Приобщение к элементарным общепринятым нормам
- Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению - «Сказка о глупом мышонке»,
- Воспитания правил поведения и безопасности в общественных местах - «Тихая сказка».
- Развитие умения распределять роли в сюжетно – ролевой игре «Зоопарк»
Трудовая деятельность
- Организованная деятельность в книжном уголке
- Подбор книг по теме «С. Я. Маршак»
- Совместная деятельность детей и педагога – ремонт книг
Сотрудничество с родителями
- консультации для родителей «Творчество С. Я Маршака», «Выразительные средства в произведениях С. Я. Маршака».
- участие в конкурсе рисунков по произведениям С. Я. .Маршака тема - «Весёлые картинки»
- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака.
- помощь в изготовлении костюмов, атрибутов, декораций к инсценировке сказки «Теремок».
3этап. Заключительный
• Выставка рисунков, нарисованных родителями, по произведениям Маршака
• Развлечение детей с родителями: «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака»
• Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака.