Светлана Бутова
Педагогический проект «Чтоб здоровье сохранить — научись его ценить»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Чтоб здоровье сохранить – научись его ценить»
Вид проекта : Информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта : долгосрочный (2 месяца).
Участники проекта : воспитанники подготовительной к школе группы, родители, воспитатели, медперсонал, физинструктор.
Актуальность проекта :
Публикация «Педагогический проект „Чтоб здоровье сохранить — научись его ценить“» размещена в разделах
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. Детские шалости с огнем и другие непредсказуемые опасные жизненные ситуации на дороге, на улице, в общественном транспорте, с предметами домашнего быта приводят к гибели детей.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, должны находиться семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов по оздоровлению детей, так как в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Цель проекта : приобщение детей к здоровому образу через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ.
Задачи проекта :
• Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
• Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
• Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Ожидаемые результаты проекта :
• Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровьесбережения»
• Влияние образа жизни на состояние здоровья дошкольника
• Снижение уровня заболеваемости.
Этапы реализации проекта
Первый этап - организационный: 1-2 неделя
1. Комплексная диагностика состояния здоровья детей :
- осмотр детей врачами-специалистами;
- анализ показателей заболеваемости детей в ДОУ;
- диагностирование общей физической подготовленности детей (инструктор по физ. культуре).
2. Анкетирование родителей с целью выявления потребности в оздоровительных услугах для воспитанников ДОУ.
3. Подготовка методического сопровождения проекта. Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
Второй этап - основной (1 месяц)
1. Проведение бесед с родителями по физическому воспитанию детей, закаливанию.
2. Рекомендации родителям часто болеющих детей по оздоровлению (закаливание, питание, одежда).
3. Разработка и реализация мероприятий по предупреждению вирусных и респираторных заболеваний.
4. Установление взаимосвязи медперсонала с детской поликлиникой:
консультирование родителей детей, ведение листов здоровья.
5. Введение цикла бесед, деловых игр, оздоровительных минуток с детьми по валеологии и ОБЖ.
6. Включение в непосредственно-образовательную деятельность динамических пауз для смены статического положения детей.
7. Проведение ежедневной утренней гимнастики в облегченной одежде.
8. Осуществление полоскания рта и горла водой комнатной температуры в старшем возрасте.
9. Соблюдение щадящего режима физкультурно - оздоровительной работы(15-тидневный мед. отвод после болезни, неполный объем нагрузки на занятиях по физкультуре и корригирующей гимнастике при полной физкультурной форме.
10. Проведение воздушного закаливания в группе после динамического часа.
11. Использование комплекса, направленного на укрепление дыхательной и иммунной систем: дыхательная гимнастика, игра на дудочках, точечный массаж, массаж стоп.
12. Проведение физкультурных досугов и развлечений.
13. Проведение месячника здоровья :
- Конкурс среди родителей воспитанников на лучшую сказку по соблюдению правил гигиены.
- Консультация для родителей «Здоровье всему голова»
- Спортивный праздник с родителями «Мы – здоровая семья»
- Организация выставки рисунков «В здоровом теле, здоровый дух» - родители, дети.
- Организация фотовыставки «Мы растем здоровыми».
14. Витаминизация третьего блюда, использование фитонцидов, сироп шиповника.
Третий этап - итоговый (3-4 неделя)
1. Оценка модели здоровьесберегающей среды.
2. Изучение состояния здоровья детей группы и состояние заболеваемости (система мониторинга здоровья детей).
3. Презентация проекта на педагогическом совете.
Основные направления реализации проекта :
• воспитательно – оздоровительное;
• лечебно – профилактическое;
Реализация проекта по образовательным областям.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевые игры:
«Поликлиника», «Аптека», «На приеме у врача», «Парикмахерская», «В гостях у Мойдодыра». Путешествия» и др.
Беседы по темам:
«Береги здоровье», «Как устроено наше тело и как заботиться о нем!», «Микробы», «Папа, мама, я-спортивная семья!», «Для чего нужна зарядка», «Полезные продукты», «Правила гигиены», «Врачи – наши помощники»;
Труд:
Организация выставок детских работ;
Оформление выставки в группе «Береги здоровье».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Организованная образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий по темам:
«Что такое здоровый образ жизни?»
«Правильное питание»
Экскурсия в медицинский кабинет (рассказ медсестры о назначении кабинета, препаратах и приборах, которые в нем находятся, какую помощь оказывает медсестра детям и пр.);
Дидактические игры:
«Вредные и полезные продукты», «Зеленая аптека», «Мое настроение», «Советы Мойдодыра», «Здравствуй», «Зеркало души», «В мире опасных предметов», «Что с чем дружит», «Можно - нельзя» и т. д.
Образовательная область «Речевое развитие»
Чтение художественной литературы.
Сказка «Как волчонок Еремей съел волчью ягоду» («ОБЖ для малышей);
Чтение и рассказывание сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит»;
Заучивание пословиц и поговорок о здоровом образе жизни;
Чтение стих-я А. Барто «У меня опять 36 и 5»;
Чтение и обсуждение рассказа И. Семенова «Неболейка»;
Чтение сказок И. Б. Кочанской «Зубные червячки», «Паровозик Юник и его любовь к сладостям», «Сказочка про болячку», «Голос, который убежал» и т. д.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование «Полезные и вредные продукты», «Утренняя зарядка», «Витамины с грядки»;
Лепка «Полезный и вкусный завтрак»;
Аппликация «Паровозик «Здоровье».
Образовательная область «Физическое развитие»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
Чтение познавательной литературы.
Беседы и НОД о здоровом образе жизни.
Физическая культура
Все мероприятия в соответствии с календарным планированием.
Приложение 1
Анкета для родителей «Физкультура и спорт в семейном воспитании»
Уважаемые родители!
Убедительно просим Вас ответить на следующие вопросы. Искренние ответы помогут нам организовать Вашу совместную деятельность по сохранения и укреплению здоровья.
1. Фамилия, имя ребенка___
2. Состав семьи, количество детей___
3. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким? Есть ли спортивный разряд? ___
4. Занимается ли Ваш ребенок спортом (посещает ли спортивную секцию? ___
5. Кто из членов семьи делают утреннюю гимнастику?
6. Проводите ли Вы дома закаливающие мероприятия? (указать какие)
___
7. Какое физкультурное оборудование и спортивный инвентарь есть у Вас дома?___
8. Чем занимается Ваш ребенок по возвращению из детского сада и в выходные дни ___
9. Что для Вас является здоровым образом жизни?
___
10. Обсуждаете ли Вы с ребенком вопросы охраны его здоровья?
11. Какие формы работы с родителями Вы считаете эффективными в вопросах физического воспитания? ___
12. Какую помощь Вы могли бы оказать в решении проблем физического воспитания
Приложение 2
Модель трех вопросов
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?
1. Виды спорта (футбол, хоккей, бег, теннис, фигурное катание, бокс, борьба)
2. Занятия спортом развивают (силу, скорость, выносливость, ловкость)
3. Занятия спортом (укрепляют иммунитет, развивают и тренируют разные группы мышц)
4. Спорт приносит пользу, но иногда и вредит нашему организму. 1. Какой вид спорта любимый у детей и взрослых
2. Нам интересно узнать о достижениях в спорте
3. Где можно заниматься спортом
4. Как можно стать хорошим спортсменом 1. Посмотреть репортаж с соревнование по телевизору
2. Прочитать статью в газете или в журнале
3. Провести встречу в образовательном учреждении, с профессиональным спортсменом
4. Через интернет
Приложение 3
Спортивный праздник «Мы – здоровая семья»
Задачи:
- пропаганда здорового образа жизни и приобщение семей к физкультуре и спорту;
- закрепление ранее изученных навыков: прыжки на двух ногах, пролезание в обруч, упражнения с мячом, бег на скорость;
- развитие быстроты, ловкости, смелости.
- воспитание воли к победе, чувства коллективизма.
Ход праздника.
Ведущий: Начинаем наш семейный спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», в котором принимают участие наши шустрые дети и их любимые родители. Встречаем участников нашего праздника.
Звучит спортивный марш, под аплодисменты входят команды – участницы, проходят круг почета по залу и садятся на лавочки.
Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие!
Веселья вам да радости желаем!
Давно мы вас ждем – поджидаем,
Праздник без вас не начинаем.
Заниматься физкультурой полезно, веселой физкультурой вдвойне. Ведь каждая минута занятий спортом продлевает жизнь человека на один час, а веселым – на два. Сегодня мы собрались вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией и поболеть за те дружные семьи, которые пришли, чтобы принять участие в наших соревнованиях.
Оценивать ваши успехи будет жюри в составе:
Сегодня собрались две команды: «Солнышко» и «Радуга», поприветствуйте друг друга.
Девизы команд:
Команда «Солнышко» - хором
В мире нет рецепта лучше –
Будь со спортом неразлучен!
Команда «Радуга» - хором
Спорт друзья нам очень нужен,
Мы со спортом крепко дружим!
Команда «Ромашка» - хором
Всем ребятам наш привет!
Спорт любите с малых лет!
Ведущий. А сейчас разминка для команд: «Кто больше вспомнит спортивных слов»
(за 30 сек)
Вдруг отточенным движеньем
Хвать винтовку - стрелять!
Бьют прицельно по мишеням, -
Раз, другой, четыре, пять.
И помчались под уклон.
Что же это? (Биатлон)
Отвечают болельщики.
Ведущий: Сейчас мы посмотрим, как наши спортсмены умеет метко стрелять и быстро бегать на лыжах. Первый участник стартует от стартовой линии, и на лыжах подбегает к огневому рубежу. Совершает выстрел по мишени. В том случае, если он попадает в цель, то быстро возвращается к своей команде и передает эстафету следующему участнику. В случае если биатлонист не попадает в цель, он бежит штрафной круг, и возвращается к команде, передавая эстафету следующему участнику.
Инвентарь: лыжи, корзинки 2шт., мячи 12шт., мишень 2шт.
В этом конкурсе победила команда : (название команды). Ей присуждается 2 очка.
Ведущий: Снова вопрос к болельщикам:
Сияет ярко-белый склон,
Мчится в санках чемпион
И не страшен поворот.
Что же это? : (Санный спорт)
Е. В. : Правильно!
Второй конкурс - "Санный спорт". На противоположной стороне склона, встают мамы-участницы. Папа мчит сани с ребенком и передает эстафету маме. Она стремительно несется к финишу и передает эстафету следующим участникам команды. Задание понятно?
Ведущий: Занимайте свои места.
Инвентарь: сани 2 шт., конусы 2 шт.
Ведущий: Пока наши команды отдыхают, а жюри подсчитывает очки, для Вас болельщики конкурс.
Конкурс для болельщиков «Угадай сказку»
Ведущий: Я читаю отрывок из сказки, а вы должны сказать, как она называется.
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел…» (Колобок);
«Не садись на пенек, не ешь пирожок…» (Маша и медведь);
«Не пей, братец, этой водицы – козленочком станешь…» (Сестрица Аленушка и братец Иванушка);
«Яблоня, Яблоня, спрячь нас…» (Гуси-лебеди);
«Спи, глазок, спи, дугой…» (Хаврошечка);
«Лягушечка, лягушечка, отдай мою стрелу…» (Царевна-лягушка);
«Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся…» (Волк и семеро козлят);
«Чего тебе надобно, старче?» (Сказка о золотой рыбке);
«По щучьему веленью, по моему хотенью…» (По щучьему веленью);
«Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой…» (Сивка-бурка).
Ведущий: А сейчас, уважаемое жюри, прошу вас объявить результаты за два конкурса.
Жюри оглашают результаты.
Ведущий: А мы продолжаем наши спортивные состязания. И снова загадка для болельщиков: Во дворе с утра игра, разыгралась детвора.
Крики: "шайбу!", "мимо!", "бей!" -
Значит там игра: (Хоккей)
Ведущий: Правильно. Следующий конкурс - "Хоккей". Хоккеист с клюшкой ведет шайбу (напоминаю, что Олимпийские игры у нас необычные, и шайба будет тоже необычная, между сигнальными конусами к воротам, обводя препятствия. И старается со штрафной линии, забить гол в ворота. Затем возвращается к своей команде и передает эстафету следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее закончит эстафету. Но, команда, которая забьет наибольшее количество шайб, получает за это бонус - 1 очко. Команды готовы?
Инвентарь: конусы 4шт., клюшки 2шт., ворота 2шт., воздушные шары 12шт.
ведущий: Наше уважаемое жюри готово объявить результаты прошедших соревнований.
Слово предоставляется члену жюри.
Ведущий: Пятый вид соревнований - "Необычное двоеборье". Первый участник стартует от стартовой линии, и, преодолевает препятствия на пути, ныряет в ледяной тоннель. Затем бегом возвращается к своей команде и передает эстафету следующему участнику. Команды готовы?
Инвентарь: стойки 4 шт., туннель 2 шт.
Ведущий: Внимание, самый приятный момент - награждение команд!
Поздравим наших спортсменов. Аплодисменты!
Вот и подошел к концу наш праздник.
Пусть все это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо - семья!
Храните ее, береги ее!
Нет в жизни важнее цели!
А наша цель - воспитать здоровое, достойное поколение, которое будет представлять нашу Великую Россию.
Спасибо, команды! Спасибо, гости! До новых встреч!
Под музыку команды удаляются.