Соколова Светлана
Педагогический проект «Битва хоров» как средство воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Битва хоров», как средство воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников
Музыкальный руководитель – Соколова С. А. МАДОУ Детский сад №51
Печаль и горе, радость и надежда, вера и счастье
изливаются из человеческой души, находя выход в хоровом пении.
Хор – как инструмент со многими голосами.
Он может выразить еле слышное эхо человеческих переживаний,
ликование победы или величие бессмертной человеческой души.
Известно, что музыка, хоровое пение являются важнейшим средством
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Смотр строя и песни. Строевые песни, битва хоров
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
формирования здорового человека, что образование начинается с музыки.
Доктор медицинских наук, академик В. Ф. Базарный
Хор – это прообраз идеального общества,
основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества,
в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества,
в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере.
Композитор, хормейстер, дирижер, педагог Г. А. Струве
В нашем понятии патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Патриотизм – это одна из устойчивых характеристик человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения, проявляющихся в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству. Патриотизм и гражданственность включает в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения : любовь к Родине, следование традициям своего народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, готовность защищать свою Родину, воинская храбрость, мужество и самоотверженность. Цель патриотического воспитания в нашей стране – развитие в российском обществе высокой социальной активности, трудолюбия, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, укрепление государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Жизнь давным-давно доказала, что такие человеческие ценности, как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет и сознательно пропагандировать в любом возрасте. От нас, представителей всех поколений, зависит будущее детей, внуков, правнуков.
Роль песни в патриотическом воспитании особа важна, т. к. это самый доступный и понятный всем поколениям язык, она сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Патриотические песни всегда были наиболее популярны, потому что в них любовь и надежды к Родине и пелись они хором, становясь личным переживанием каждого. У этих песен есть характерные особенности: они быстро запоминаются, призывают к борьбе, мелодии всегда решительного или призывного характера со многими повторами. Эти песни мы должны передавать детям, внукам, правнукам. Особое место в нашей жизни занимают песни военных лет. С военной песней легче жить, легче побеждать и даже умирать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходила песня. Она поднимала дух, возвращала силы, звала к подвигу. В песнях сочетались боевой порыв, мужественная воля, задушевность, солдатский юмор, душевное здоровье, жизненная сила и беззаветная любовь к Родине. Эти песни пели на фронте и в тылу, пели все и везде, где ждали и бились за свободу. Хорошая песня всегда была верным помощником бойца.
Хоровое пение – русская национальная традиция
Также хочется сказать и о хоровом пении, как о русской национальной традиции. Многим из нас хотелось бы изменить к лучшему судьбу России. Но как часто, вступая на этот путь, мы ощущаем беспомощность от всеобщей разобщенности! Каждый сам по себе. И так мало осталось живых русских традиций, способных объединить нас!
Современный человек нередко относится к традициям без особого почтения. Они воспринимаются как пережиток, осложняющий жизнь и не приносящий никаких ощутимых плюсов. Но в хоре несколько отдельных чувств сливаются в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце, а это очень важно.
Хоровое пение существует в России издавна, оно присуще человеку как часть жизни. Люди пели за работой – когда сеяли и убирали урожай, шили и вязали. Пели за столом, в моменты отдыха и в праздник, во время богослужения и в походе. Во время торжеств все пели огромным хором, даже цари пели в хоре. Пела вся Россия. Пели хором бурлаки и плотники, студенты и учёные, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне, пели везде.
В. С. Попов, хормейстер, народный артист СССР, профессор, сказал: «Голос в России – это основной музыкальный инструмент. Поэтому все музыкальное воспитание связано именно с этим инструментом, доступным всем, каждому. У всех есть этот инструмент. Не надо специально покупать рояль, не надо ходить доставать скрипку – у тебя всё при себе. И всегда в России понимали, что именно через этот инструмент, через голос идёт всё воспитание».
Пение в хоре не случайно так повсеместно распространено. В хоре голоса людей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде. Пение в хоре развивает творческие способности в любой области жизни, жизненно необходимые каждому. Не случайно многие успешные люди в детстве пели в хоре. Врачи говорят о том, что дети, которые поют в хоре, гораздо реже болеют, кроме того, пение снимает стресс, даёт человеку расслабиться. Педагоги говорят о том, что пение развивает владение речью, устраняет проблемы логопедии, помогает изучению математики и иностранных языков. Пение в хоре – это культурный досуг, эстетическое развитие, раскрытие творческих способностей в любой области жизни, важная часть здорового образа жизни. Надо развивать, возрождать хоровое пение повсеместно, и люди станут добрее и благороднее.
Проведенное анкетирование и опрос показали, что у воспитанников недостаточно представлений о песнях Великой Отечественной войны:
– военные песни смогли исполнить около 10% опрошенных дошкольников;
– рассказать о Великой Отечественной войне и подвигах русских солдат – 33%;
– выставки, концерты, мемориалы, памятники, связанные с данной тематикой, посещают около 27% опрошенных детей.
Из этой проблемы и возник данный педагогический проект «Битва хоров».
Наблюдая за работой хоров, за организацией этого проекта, пришла к выводу, что такой вид деятельности может помочь ответить на вопросы, поставленные в начале. Выполнение творческого задания старшим дошкольным возрастом и демонстрация результата музыкальной деятельности – объединяет людей в коллектив, развивает коммуникативные способности ребят и культурно обогащает. Данный проект реализовался в детском саду № 51 в феврале 2024 года и был посвящен Великой Победе нашего народа в Великой Отечественной войне и нашей Родине России. Тема открытого конкурса «Битва хоров» называлась «Помним, гордимся»! Надо отметить высокий уровень организации и эмоциональный эффект от реализации проекта.
Проект «Битва хоров : Помним, гордимся»
Продолжительность проекта : 1,5 месяца с января 2024 года по февраль 2024.
Тип проекта по содержанию : творческий, познавательный.
Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитатели групп, дети старших групп и подготовительных к школе групп, родители.
Цель проекта : воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников через хоровое пение.
Задачи:
1. Знакомить детей с историей написания военных песен.
2. Развивать чувство эмоционального удовлетворения от знакомства с патриотической песней.
3. Воспитывать чувство любви и уважения к своему народу, к своей Родине, к хоровому пению.
Принципы построения проекта
Проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:
– личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям;
– учета индивидуальных особенностей детей в ходе познавательно-развивающих занятий;
– системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
– интеграции разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников;
– ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.
Для успешной реализации поставленных задач, проект предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, музыкальное развитие детей, обуславливает его результативность.
Проект включает разнообразные методы:
-наглядный (рассматривание экспозиций, иллюстраций, фотографий, показ мультимедийных слайдов, военные кинофильмы);
-словесный (описания, объяснения, указания, беседы, вопросы, рассказы, стихи и тексты, побуждающие к практической деятельности, убеждение, поощрение);
-практический (разучивание, повторение, сольное исполнение, в ансамбле и в хоре).
Разнообразие приемов организации:
- слушательский;
- музыкально-исполнительский;
- музыкально-творческий.
Предполагаемый результат:
– Расширить знания детей о военной песне и их исполнителях.
– Вызывать сопереживания о музыке, проявления эмоциональной отзывчивости.
– Самостоятельно инсценировать и театрализовать содержание военных песен, не подражая друг другу.
– Приобрести устойчивый интерес к военно-патриотической музыке.
– Воспитывать любовь к хоровому пению.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап (январь)
Для обогащения развивающей предметно пространственной среды (РППС) работа музыкального руководителя по нравственно-патриотическому воспитанию через музыкальное развитие было направлено на:
– подбор и разработку музыкального репертуара для слушания и исполнительства;
– подбор материала об истории военных песен, композиторах, поэтах;
– беседу с дошкольниками по данной теме (выявление знаний);
– разработку необходимого материала для тематических занятий, бесед, музыкально-дидактических игр «Угадай песню», «Концерт», «С песенкой по лесенке»;
– подбор литературы, военных фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов;
– создание патриотических презентаций и показ военных видеофильмов;
– использование аудио, видео и фотосистемы, цифровое фортепиано, компьютер, мультимедийная система, музыкальный центр;
– разработку костюмов, атрибутов для танцев, головные уборы (танцевальные номера).
2. Практический этап (1-20 февраля)
В практической реализации проекта «Битва хоров» принимали участие дети старших и подготовительных групп, музыкальный руководитель, родители и педагоги детского сада.
Работа с детьми
В рамках проекта «Битва хоров» дошкольники обогащают свои знания посредством ознакомления с творчеством поэтов и композиторов песенников; разучивают и исполняют вокальные произведения; принимают участие в совместной музыкальной деятельности; обучаются эмоциональному исполнительству, сценической культуре и умению выступать перед аудиторией, проявляют свои способности придумывать творческие находки, касающиеся конкретных выступлений. Всё это способствует развитию голоса, речи, познавательных и творческих процессов у детей:
– Разучивание выбранных песен на музыкальном занятии;
– Репетиции, постановка на сцене вокального номера;
– Рассматривание картин известных художников. Беседы по картинам;
– Уточнение представлений детей о роли военной музыки в жизни людей;
– Чтение художественной литературы детям, разучивание стихов;
– Просмотр видеофильмов (интернет ресурсы) и презентаций;
– Составление сценария, фонограммы, положения к конкурсу и презентации к проекту.
Проект охватывает различные виды деятельности детей дошкольного возраста. Познавательная и речевая деятельности включают сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, экскурсии, целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение стихов и художественных произведений.
В разделе изобразительного искусства проводятся беседы с рассматриванием картин, иллюстраций. Полученные знания дети реализуют в продуктивной деятельности: рисование цветными карандашами или красками по выбору детей, конструирование из бумаги, аппликация с использованием нетрадиционных материалов, лепка с использованием нетрадиционных материалов и др.
Работа с педагогами :
– Подготовка необходимого реквизита (плакатов, элементов костюма и т. п.);
– Участие в создании выставки рисунков «День Защитников Отечества»;
– Помощь в подборе репертуара для бытового пения, праздников, слушания, к спектаклям, инсценировкам и театрализации;
– Разучивание текстового материала для пения с детьми;
– Составление военно-патриотической фонотеки в группах;
– Организация музыкальной культурной жизни детского сада;
– Оформление музыкального уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей на военную тематику.
Взаимодействие с семьей
К организации проекта «Битва хоров» подключили родителей, как активных соучастников, для оказания разнообразной помощи педагогам :
– Участие в концерте, конкурсах, выставке;
– «Познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии);
– Беседа с родителями и стендовый материал на тему «Влияние военной песни на развитие ребенка»;
– Изготовление буклета «Любимая патриотическая песня»;
– Творческий вечер «Русская музыка и поэзия»;
– Создание домашней фонотеки патриотической песни;
– Участие в создании выставки поделок «День Защитников Отечества»;
– Индивидуальные консультации, папки раскладушки, информационные стенды;
– «Аналитическое» сотрудничество (дни открытых дверей, анкетирование).
3. Заключительный этап (20-25 февраля)
В результате проделанной работы состоялся конкурс «Битва хоров» между старшим дошкольным возрастом, в котором приняли участие 175 воспитанников детского сада. Чтобы достойно выступить и ребятам, и музыкальному руководителю, и воспитателям и, конечно, родителям пришлось хорошо потрудиться. В процессе хорового исполнения развиваются не только такие способности, как слух, память, чувство ритма, но и личностные качества ребенка: целеустремленность и взаимовыручка, умение чувствовать окружающих. Каждая группа подошла к конкурсу творчески: изготовили атрибуты, приготовили торжественную форму с георгиевской ленточкой.
Каждое выступление сопровождалось танцевальными движениями. Конкурсанты изо всех сил старались продемонстрировать сценическое мастерство и выразительность исполнения, раскрыть характер выбранного музыкального произведения и порадовать зрителей, которые тепло поддерживали каждый хоровой коллектив и сопровождали бурными аплодисментами. Компетентному жюри было нелегко распределить призовые места. Они учитывали слаженность в пении, чистоту исполнения, артистизм.
По результатам конкурса прошло награждение в номинациях:
- Бравые Защитники - группа Рябинка
- Достойные правнуки - группа Конопушки
- Гордость русской армии - группа Сказка
- Дружные солдатушки - группа Ягодка
- Отважные Защитники - группа Звездочка
- Защитники Родины - группа Радуга
- Активные дошколята – группа Красная шапочка
- Верность и сила России – ансамбль педагогов Задорушка
- Добрая душа России – ансамбль педагогов Мелодия
Конкурс завершился. Выступления оставили трогательные впечатления, зарядили самих ребят и окружающих позитивными эмоциями и хорошим настроением. Дети и взрослые еще долго напевали слова из полюбившихся песен. Мы уверены, что этот конкурс надолго запомнится всем участникам и будет иметь достойное продолжение в следующем году.
Социальная значимость проекта :
– Создана творческая среда, развивающая музыкальные, коммуникативные, и организаторские способности дошкольников.
– Дети получили опыт практической творческой деятельности, имеющий социальную значимость, что является одновременно и ресурсом, и средством развития активной жизненной позиции дошкольников.
– Созданы дополнительные условия для духовно-нравственного, патриотического и эстетического воспитания детей, развития неформального общения.
– Повышается культурный уровень дошкольников.
Постановка перспективных задач:
– анализ результатов анкетирования и опроса участников проекта;
– продолжать реализацию проекта в 2025 учебном году;
– расширение технических возможностей музыкального зала: приобретение микрофонов, динамических декораций, осветительных приборов;
– размещение на сайте детского сада информации о проделанной работе.
Проект «Битва хоров» предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с военной музыкой и песнями о Родине, но и пробуждения творческой активности у детей – желанием самим исполнять полюбившиеся патриотические песни. Поэтому образовательная роль музыкальных занятий значительна: это не только смотреть картины и иллюстрации, слушать занимательные рассказы, исполнять театральные миниатюры по содержанию вокальных номеров, но и исполнять их индивидуально, в ансамбле или хором.