Лариса Алехина
Педагогический опыт работы «Формирование у дошкольников любви к малой Родине»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель высшей категории: Алехина Лариса Викторовна.
Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и воспитанников. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.
Публикация «Педагогический опыт работы „Формирование у дошкольников любви к малой Родине“» размещена в разделах
Краеведение играет огромную роль в деле патриотического воспитания, оно неоценимо в приобщении к миру красоты и добра, в воспитании хорошего вкуса, высоких норм поведения в обществе. Живя в современном обществе, мы не должны забывать об истории родного народа, его истоках, богатых традициях, обычаях.
Дошкольное детство – важнейший этап становления личности. Одна из задач нравственного воспитания ребёнка – воспитание любви к Родине, к родному краю.
Направление, по которому я работаю последнее время «Привитие детям любви к малой Родине», рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Эта проблема актуальна потому, что сейчас, в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как Родина и преемственность поколений.
Суть моей работы хорошо отражают строки:
Должны быть обязательно,
Кроме родителей, четыре коня,
Как четыре матери:
Родная земля. Родной язык,
Родная культура. Родная история.
Моим девизом стали слова М. Горького «Помни, мира не узнаешь, не зная края своего».
Основные цели моей работы :
обеспечить историческую преемственность поколений, воспитание бережного отношения к культурному населению народов России;
воспитание граждан уважающих прав и свободы личности;
формирование межличностных отношений;
разностороннее развитие детей, их творческих способностей.
В его основу положены принципы:
* Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов
* Развивающий характер обучения, основанный на детской активности
* Сочетание научности и доступности исторического материала
*Наглядность
* Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и компетентность педагога
* Систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно системно.
* Принцип учета региональных условий в развитие патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю
*Принцип от близкого к далекому;
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило меня к проведению углубленной краеведческой работы, которая ведется по трем направлениям:
1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и написание познавательных рассказов для детей.
2. Технологический блок – разработка конспектов НОД с использованием методов развивающего обучения.
3. Организационный блок – создание предметно-развивающей среды.
Эта проблема успешно решается, используя следующие формы работы :
- тематические НОД;
- целевые прогулки к памятникам славы, по улицам города, историческим местам;
чтение художественной литературы
использование аудио-видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений;
рассматривание иллюстраций, фотографий с изображение Русской природы, родного города Задонска;
проведение тематических выставок совместно с родителями.
Встречи с интересными людьми города;
проведение фольклорных праздников и развлечений.
Начала я свою работу с группы младшего возраста, с потешек, прибауток, которые приговаривают мамы, когда одевают, умывают, причесывают своих деток. Затем мы знакомимся с ближайшим окружением (дом, семья, детский сад) Для этого проведены НОД по познавательно-речевому развитию: «Я и моя семья», «Как меня зовут», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», по рисованию «Портрет семьи» (пальчиками, развлечение «Пасха пришла-праздник принесла», экскурсия «Улицы нашего города». В средней группе я расширила представления детей о Родине на основе знакомства с его архитектурными особенностями, с историческим прошлым Задонска. Мною проведены: НОД по познавательно-речевому развитию «Все мы дружно живем на земле», экскурсия к святому источнику, развлечение " Традиции русской кухни». Любят дети работать с пластилином, вылепляя предметы народного быта: ложки, кувшин. В старшей группе большое внимание уделяю инсценировкам по народным сказкам, где дети сами принимают участие, надевая русские костюмы в уголке «Ряжения». Подготовила и провела театрализованное представление по мотивам русской народной сказки: «Гуси-лебеди», развлечение «Народные умельцы», районное занятие по экологическому воспитанию «Что мы знаем о лесе». Также продолжаю знакомить с культурным наследием Задонска (поэты, художники, фольклор, ремесла). Особо запомнилось детям посещение краеведческого музея, дом писателя Н. Задонского, детской библиотеки. Во время НОД и вне ее дети знакомятся с различными гербами, флагами, знакомятся с картой России. Я рассказываю о географическом положении, природных условиях, животном и растительном мире края. Были проведены: НОД «Экскурсия в музей осени», прогулка «Синичкин день», развлечение «Веселое лето».
Мои дети очень любят играть в народные игры, в которые впитался многовековой опыт нашего народа, его культура, традиции.
Хорошей традицией стало посещение Задонского Дома школьника, где дети имеют возможность любоваться выставками народного творчества и, что-то с детьми стараемся воспроизвести у себя в детском саду. Они умеют отличать русскую вышивку от любой другой, знают ее колорит. Им нравится вырезать элементы народного орнамента. А еще в совместной деятельности мы лепим из глины «Романовские игрушки», на это нас натолкнуло посещение гончарной мастерской.
Для закрепления полученных знаний у детей мною созданы: театрализованные игры по сказкам: «Расскажи мне о себе», «Кто потерялся», сюжетно-ролевые игры: «Строим город», «Пройди по городу», творческие игры: «Путешествие по Задонску», «Что увидели в лесу», «Путешествие по реке Дон». Отражение полученных впечатлений можно увидеть в рисунках, песнях, играх, развлечениях.
Огромную помощь в моей работе оказывают родители. В начале года я посещаю семьи своих воспитанников. Целями своего посещения я ставлю следующие: знакомство с родителями, изучение особенностей каждой семьи, (узнаю, чем занимаются родители, выявляю микроклимат семьи, характер взаимоотношении в семье, их традиции и обычаи. Определяю, кто ближе из членов семьи к ребёнку, и какова роль каждого в воспитании малыша. Стараюсь установить добрые, доверительные отношения между детским садом и семьёй. В утренние и вечерние часы наблюдаю за общением родителей с ребенком в детском саду. Беседую с родителями о состоянии здоровья ребенка, его общении со сверстниками и с взрослыми. Даю консультации о том, как ребёнок должен развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями и психическим развитием. Цель таких встреч - дать возможность родителям узнать больше о своём ребёнке, интересоваться его интересами и неудачами и принимать активное участие в жизни детского сада.
Проводя анкетирование, узнаю интересы и склонности родителей, интересующие их вопросы, даю им нужную информацию. Подводя итоги анкетирования, приглашаю их на консультации, на которых стараюсь дать больше психолого-педагогической информации для родителей. На встрече с родителями ставлю перед собой цель – дать возможность родителям увидеть формирование познавательной активности ребёнка, уровень овладения мыслительными операциями (сравнение, анализ, обобщение, отношение детей к окружающему миру.
Традицией стало проведение семейных праздников таких как. «Неразлучные друзья – бабушка, дедушка, мама, папа и я», «Посиделки» и т. д. Эти формы работы являются самыми эффективными формами взаимодействия ребёнка с родителями и воспитателями. Каждая встреча открывает детям что-то новое в жизни взрослых: одни умеют интересно рассказывать, другие – мастерить, третьи - играть. Родители и другие члены семьи по-новому видят своего ребёнка. Проникаются его интересами. В условиях двухсторонних эмоциональных контактов формируется понимание и любовь ребёнка к родителям, родителей к своему малышу.
В течение года родители вместе с детьми совершают полезные и добрые дела по улучшению условий пребывания детей в детском саду. Это участие в субботниках, в посадке цветов, деревьев, дети изготавливают кормушки и скворечники для птиц. Каждый год составляем «План работы».
Своим опытом я делюсь с педагогами детского сада, города, района. Выступила на педсовете с докладом: «Практика работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию», на семинаре-практикуме «Способы использования малых форм русского народного творчества, как средство частоты звукопроизношения».
По моей инициативе в каждой группе оформлен «Уголок России». Здесь представлены куклы в национальных костюмах, старинная утварь, книги русских писателей, альбомы с видами Задонска, диски с записями народных песен. Все это ежедневно используется детьми в самостоятельной деятельности и совместной деятельности с взрослыми.
Я постоянно совершенствуюсь и обновляю развивающую среду.
Составила перспективный план работы с детьми всех возрастных групп по «Краеведению».
Стала теснее связь и с родителями. Они больше стали вникать в наши проблемы, участвовать в жизни детского сада, предлагать свою помощь. Это оказывает плодотворное влияние на нравственное воспитание детей, приносит им радость от общения, очень радует нас - сотрудников детского сада.
Работа в социуме дала свои результаты: библиотеку стали посещать семьи наших воспитанников, с большим желанием и интересом родители вместе с детьми стали принимать участие в мероприятиях Дома культуры, Дома школьника, озеленении и благоустройству своего города.
Дети с желанием и радостью знакомятся с нашим любимым городом, а это значит, что они уже любят свою малую Родину, и есть надежда, что, повзрослев, они будут настоящими патриотами своего Отечества.
Дошкольное детство - яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города. Но есть еще историческая память поколений. Моя задача — передать ее детям, пополнив их сердца не гаснущим светом народной культуры, знание традиций и истории своей страны. Именно эти ценностные ориентиры и рассматриваются мною в учебно-воспитательном процессе.