Елена Овчинникова
Перспективный план работы на год по социально-эмоциональному развитию детей среднего дошкольного возраста. Комплекс занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт по теме: «Конфликты между детьми 4–5 лет» Перспективный план работы на год по социально-эмоциональному развитию детей среднего дошкольного возраста.
Цель: Способствовать осознании причин конфликтов, обучать способам и приёмам их самостоятельного разрешения.
Осень
1 Этап : формировать этические ценные формы общения ; помочь детям понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка.
Тематика занятий первого этапа :
- «Что видел Незнайка» - ознакомительное.
- «Когда в товарищах согласья нет» - подача нового материала.
Зима
Публикация «Перспективный план работы на год по социально-эмоциональному развитию детей среднего дошкольного возраста, Комплекс занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
2 Этап: развивать умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать. Помочь детям осознать, что позитивным контактом, дружбе с другими людьми помогают определённые качества личности, а некоторые качества наоборот мешают.
Тематика занятий второго этапа :
- «Ссора»- расширение материала предыдущего занятия и осознание его.
- «Вместе весело, а одному грустно»- практическое применение знаний в оценке поступков.
Весна
3 Этап : вызвать активную заинтересованность в успешности отношений, контактов с окружающими, со сверстниками; стремление самостоятельно решать возможные конфликтные ситуации.
Тематика занятий третьего этапа :
-«Что такое дружба?»- обобщающее занятие.
-«Порадуй друга»- закрепляющее занятие.
Занятие № 1.
Тема: "Что видел Незнайка".
Программные задачи:
Используя сказочные ситуации показать, как легко могут возникать конфликты, и какие существуют возможности для их разрешения.
Учить детей отличать дурные поступки от хороших.
Развивать осознанность отрицательного влияния дурных поступков.
Воспитывать у детей эмоциональные отношения: неприятия, нетерпимости к дурным привычкам.
Предварительная работа :
изготовление альбома "Почему так бывает?"; слушание песни "Если добрый ты" муз. Савельева, сл. Пляцковского; разыгрывание детьми сценок из личного опыта "Из-за чего может возникнуть ссора?"; чтение детям худ. Литературы: Воронкова "Ссоры с бабушкой".
Методические приемы:
сюрпризный момент; инсценировки сказок; беседа об увиденном.
Материал:
кукла Незнайка, театральная ширма, куклы - персонажи сказок (ослики, ежики, лиса, журавль).
Ход занятия.
Раздается стук в дверь. Появляется кукла Незнайка с воздушными шарами в руках. Незнайка рассказывает о том, что летал на воздушных шарах и попадал в разные сказки, и то, что он увидел очень его расстроило. Незнайка хочет рассказать об этом детям, чтобы они его научили, как нужно поступать в таких ситуациях и что нужно делать. Воспитатель с помощью кукольного театра показывает сценки из сказок ("Упрямые козлики", Сутеев "Яблоко", "Лиса и журавль"). После просмотра сказок воспитатель при участии куклы Незнайки беседует с детьми об увиденном и предлагает детям помочь Незнайке разобраться.
Вопросы к детям:
• Что вы чувствуете и что вы делаете, если видите, как спорят другие?
• Как следует себя вести?
• Как можно избежать ссоры?
• Умеете ли вы постоять за себя? Что это значит?
Дети объясняют Незнайке, что если мы умеем уступать друг другу, договариваться между собой, то можно избежать конфликтов. Незнайка благодарит ребят и отправляется на воздушных шарах в Цветочный город, чтобы рассказать своим друзьям о своих приключениях, и о том чему его научили дети в детском саду.
Занятие № 2.
Тема: "Когда в товарищах согласья нет".
Программные задачи:
Дать понять, что причинами конфликтов могут быть противоположные мнения и интересы.
Научить детей договариваться во время конфликтной ситуации.
Развивать у детей убеждение в том, что исход конфликта зависит от того, смогут ли его участники понять друг друга, договориться.
Воспитывать толерантность (терпимость к мнению других людей их интересам, доброжелательность и уважение к сверстникам.
Предварительная работа :
Придумывание детьми собственных историй на тему: "О чем спорят люди (звери?"; лото "Спорящие лица"; подвижная игра "Кто быстрее сядет на стул"; изготовление масок с сердитыми выражениями лица для обыгрывания; консультации для родителей: "Спор, конфликт и пути их разрешения", рисование на тему "Спорящие люди"; рассказ из личного опыта "За что на меня сердились" (дети рассказывают о своих негативных поступках, ссорах возникших из-за непонимания); чтение детям: Крылов "Лебедь, рак и щука", "Лиса и журавль", "Пузырь, соломинка и боб"; инсценировка сказки "Лесные хоромы".
Методические приемы:
Объяснение значения пословицы; чтение сказки Михайлова "Лесные хоромы"; вопросы к детям; сопоставление сказки с русской народной "Теремок"; придумывание нового конца сказки с его зарисовкой.
Материал:
Сказка Михайлова "Лесные хоромы"; альбомный лист; цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель сообщает детям новую пословицу: "Где лад, там и клад". Просит детей объяснить значение этой пословицы (хорошо, когда все живут в мире и дружбе). Далее воспитатель предлагает послушать сказку М. Михайлова "Лесные хоромы". Педагог читает сказку. После прочтения сказки с детьми проводиться беседа.
Вопросы к детям:
• Подходит ли к этой сказке пословица: "Где лад, там и клад"? Объясните, почему вы так думаете?
• Какими вам показались жители кузовка? Как вы это поняли?
• Почему с ними случилась беда? Из-за чего возник спор? Смогли ли жители Кузовка понять друг друга? Договориться?
• Какую русскую народную сказку напоминает вам эта сказка? Чем они похожи? Чем отличаются две сказки? Почему у сказок разные концовки?
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что несмотря на разногласия нужно постараться понять друг друга и договориться. Для этого нужно быть терпеливым и доброжелательным. Далее педагог предлагает детям придумать свой конец сказки "Лесные хоромы", который бы подходил к пословице: "Где лад, там и клад". К пословице и концовке дети рисуют рисунки. В заключении проводится совместное обсуждение рисунков.
Занятие № 3.
Тема: "Ссора"
Программные задачи:
Учить самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека.
Развивать у детей умение пользоваться нормами-регуляторами (уступить, договориться, извиниться и т. д.).
Воспитывать желание проявлять внимание к своему другу, доставлять радость.
Предварительная работа :
"Банк идей" - в баночку или коробочку в течение длительного времени дети складывают "записки" с различными советами по выходу из конфликта; разучивание пословицы о дружбе; исполнение танца "Мы поссоримся и помиримся"; чтение детям Серова "Нехорошая история"; кукольный спектакль Г. Остера "Хорошо спрятанная котлета"; рисование "Как помириться".
Методические приемы:
Коммуникативная игра, "Какие мы разные"; игра "Фанты"; инсценировка "Дети поссорились"; вопросы к детям; индивидуальная работа по сюжетным картинкам; использование пословиц о дружбе и друзьях; рисование "Портрет друга".
Материал:
Коробочка для игры в фанты; ширма театральная; куклы; набор сюжетных картинок; цветные мелки; картон.
Ход занятия:
Воспитатель вместе с детьми проводит ком. Игру: "Какие мы разные" (вызывает в центр круга сначала девочек, затем мальчиков; ребят у которых голубые глаза; кто с бантиками; в шортах и т. д.) затем проводится игра "Фанты" (дети определяют, кому принадлежит вещь). В итоге воспитатель приводит детей к выводу : все дети разные, у них разные вещи, разные игрушки, у них разная внешность и поступки, и мысли тоже разные, и иногда из-за этого возникают трудные ситуации между детьми. далее воспитатель показывает инсценировку "Дети поссорились" (Наташа и Сережа играли. Сережа строил дом, а Наташа - кукольную мебель. Сережа взял большую часть конструктора, и Наташа попросила разделить конструктор поровну. Сережа отказался. Девочка очень обиделась и заплакала).
Вопросы к детям:
• Почему они поссорились?
• Что почувствовала Наташа?
• Как поступил Сережа?
• Что бы вы им посоветовали?
• Случались ли с вами подобные истории?
• Из-за чего вы поссорились? Как вы помирились?
После этого проводится индивидуальная работа : дети рассматривают картинки, на которых изображены конфликтные ситуации. При этом основное внимание направлено на то, как лучше выйти из конфликта и помириться.
В конце занятия детям предлагается вспомнить пословицы о дружбе, о друзьях и сделать приятное для своего друга - нарисовать в подарок его портрет.
Занятие № 4.
Тема: "Вместе тесно, а врозь скучно"
Программные задачи:
помочь детям осознать взаимозависимость, необходимость друг другу.
Учить детей осуществлять совместные действия для достижения общей цели.
Развивать понимание того, что результат общей деятельности зависит от каждого: делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, т. к. нужно уметь договориться. Воспитывать чувство дружбы, сплоченность, взаимопомощь, сотрудничество.
Предварительная работа :
С целью осуществления совместных действий в достижении общей цели проводятся эстафеты, где необходимо действовать сообща всей командой; игра "Мы - туристы" (преодолевая различные препятствия, дети должны держаться за руки). Используется любой вид совместной деятельности (труд, игра, дежурство и т. д.). Чтобы предупредить конфликтные ситуации детей, учат договариваться о совместном плане действий, объеме работ, распределении обязанностей; настольные игры, где по правилам должно участвовать несколько человек; игры на сотрудничество: "Пузырь", "Плетень", "Парашют"; оформление фотоальбома: "Вместе тесно, а врозь скучно" (совмест. деятельность детей).
Методические приемы:
Работа по сюжетным картинкам; чтение художественного произведения: Ушинский "Вместе тесно, а врозь скучно"; вопросы к детям; игра на сотрудничество "Парашют"
Материал:
Сюжетные картинки (играющие дети, а рядом ребенок, у которого нет игрушки, поэтому он плачет); Ушинский "Вместе тесно, а врозь скучно".
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на сюжетные картинки, лежащие на столе. Затем приводит пословицы: "Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен" или "Одному не под силу - зови товарищей". Просит детей подобрать соответствующую картинку к данной пословице и найти свой выход из той или иной ситуации. Далее воспитатель предлагает послушать историю, которая случилась с братом и сестрой в рассказе Ушинского "Вместе весело, а одному скучно". Прочитав историю, воспитатель просит детей ответить на следующие вопросы:
• Почему так произошло? Что можно делать вместе, а у одного не получится?
• Почему так говорят "Вместе тесно, а врозь скучно"?
• Случались ли с вами подобные истории? Как вы находили выход?
Обсудив вместе различные ответы детей, воспитатель проводит игру на сотрудничество "Парашют" (8-10 человек берутся за края ткани или одеяла, надувной мяч помещается в центре, совместными усилиями дети стараются заставить его подпрыгнуть или прокатиться по краям "парашюта" так, чтобы он не упал).
По окончании игры можно спросить детей :
• Вам интересно было играть вместе? Почему? А можно играть в эту игру одному?
• Почему у вас не упал мяч? Как вам удалось его не уронить?
• Отчего зависит успех игры?
Воспитатель вместе с детьми приходит к выводу, что, несмотря на все трудности вместе играть веселее и интереснее.
Занятия № 5.
Тема: "Что такое дружба?"
Программные задачи:
Учить детей делать вывод, что доброта, честность, смелость, справедливость - это качества, которые помогают дружбе. А жадность, трусость, равнодушие, лживость, хвастовство - мешают дружбе. Поставить детей в позицию выбора. Развивать умение оценивать поступки сказочных героев и поступки своих товарищей с этих позиций. Воспитывать чувство дружбы, товарищества, осознанность выбора.
Предварительная работа :
Разучивание ролевых диалогов по сказкам ("Лесные хоромы", "Спор насекомых", "Заячьи слезы" - петух выгоняет лису, "Лиса и журавль" - концовка сказки, "Лиса и волк"); оформление книги сказок (составляется из рисунков детей по сказкам); дидактическая игра "Оцени поступок"; чтение детям: "Голубая птица" (туркменская сказка); выработка и совместное составление детьми правил "Школы нравственности"; оформление уголка для родителей: "Уроки школы нравственности".
Методические приемы:
Театр, игра - путешествие; беседа о героях сказок; игровое упражнение "Закончи фразу"; индивидуальная работа (рисование положительных и отрицательных героев).
Материал:
Книга сказок; персонажи кукольного театра, ширма; листы бумаги, простые карандаши по количеству детей.
Ход занятия:
В руках воспитателя книга "Сказки". Он предлагает детям отправиться в путешествие по книге. Чтобы "оживить" странички этой книги просит помочь детей (с помощью кукольного театра инсценировать фрагменты сказок). Дети путешествуют по книге "оживляя" ее странички. Используются фрагменты сказок: "Лесные хоромы", "Заячьи слезы", "Лиса и волк", "Лиса и журавль". После путешествия по книге с детьми проводится беседа о героях сказок.
Вопросы к детям:
• Какие поступки персонажей вызвали у вас одобрение? Порицание?
• Как вы думаете, почему они так поступали? Какие качества помогали героям? Мешали?
• С кем из героев вам хотелось бы подружиться? Почему?
• Кого вы не хотели бы видеть своим другом? Почему?
• Нарисуйте на одной половине листа бумаги кого вы считаете хорошим, положительным героем, а на другой - отрицательным (схематично).
• Вспомните свои поступки, поступки своих друзей, которые вам чем-либо помогли (подружиться, избежать ссоры выручит из беды, доставить радость и т. д.). какие качества вам помогли совершить эти поступки?
Затем детям предлагают поиграть в игру "Закончи фразу" : "Я думаю, чтобы стать настоящим другом надо быть…". В заключении воспитатель вместе с детьми приходит к выводу: одни качества, как доброта, честность, смелость и др. помогают дружбе, а другие - мешают (ложь, жадность, трусость, хвастовство и др.).
Занятие №6.
Тема : "Порадуй друга".
Программные задачи:
Учит детей использованию позитивных способов общения со сверстниками; закреплять знания о том, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость. Развивать внимательность. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа :
Постановка кукольного спектакля "Лучшие друзья"; чтение худ. литературы о дружбе, друзьях (Драгунский "Он живой и светится"); разучивание пальчиковой игры "Дружба"; Бажов "Голубая змейка", Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и др. ; коллективная работа "Наша группа" (из автопортретов составляется общее панно).
Методические приемы:
Чтение отрывка из книги Г. Остера "Вредные советы"; вопросы к детям; игровое упражнение "С кем ты дружишь"; коммуникативная игра "Комплименты"; слушание песни о дружбе.
Материал:
Книга Остера "Вредные советы"; стихотворение С. Решниковой "Друг"; фотографии детей; карандаши по кол-ву детей; листы альбомные; песня Шаинского "Дружба".
Ход занятия:
Воспитатель читает отрывок из книги "Вредные советы" Г. Остера:
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича
И могучими руками
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
Вопросы к детям:
• Почему эти советы называются "вредные"?
• Как на самом деле нужно обращаться с друзьями?
• Что вы пони маете под словом друг? Дружба? Чем вы любите заниматься с другом?
Воспитатель вместе с детьми приходит к выводу, что друзья - это те, кто всегда рядом с тобой, с кем хорошо быть вместе, кто радуется твоим успехам, оказывает тебе помощь, не ссорится по пустякам и т. д.
Хорошо, когда с тобою рядом друг.
Я люблю его улыбку и тепло его рук.
Друг всегда со мной играет
Понимает и прощает.
Без него я так скучаю!
Хорошо, когда с тобою рядом друг! (С. Решникова)
Далее воспитатель предлагает детям наклеить свою фотографию в центр листа, а вокруг в кружках нарисовать тех, с кем они дружат. Затем соединить их изображения со своей фотографией. После завершения работы воспитатель спрашивает у каждого:
• Кто это? Почему ты с ним дружишь?
• А почему он с тобой дружит?
• Что чувствует человек, если с ним никто не дружит?
Затем проводится игра "Комплименты" (дети "дарят" своему другу приятные слова).
Занятие заканчивается песней Шаинского "Дружба".