Ирина Дуденкова
Педагогический опыт «Плавание как эффективное средство укрепления здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Плавание как эффективное средство укрепления здоровья детей»
Актуальность. В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.
Публикация «Педагогический опыт „Плавание как эффективное средство укрепления здоровья детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2021
Актуальность поиска новых путей и форм укрепления здоровья детей дошкольного возраста объясняется рядом причин: экологически неблагоприятным образом жизни, повышенным потоком информации и, как следствие, высокой степенью утомляемости.
Именно в первые семь лет у детей закладываются основы здоровья, формируется большее количество жизненно важных двигательных навыков и умений, создаются решающие предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности. Физическое состояние дошкольников обусловлено влиянием двигательного развития на общепсихологическое состояния ребенка. Оптимальным видом физической активности является – плавание, так как по сравнению с другими видами физических упражнений оказывает более разнообразное воздействие на организм человека. Поэтому, внедрение в детские сады здоровьесберегающих технологий подразумевает и обучение дошкольников плаванию. Оно является центральным звеном в укреплении здоровья и закаливании организма детей.
Основная идея опыта.
Система физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками направлена на оздоровление детей, начиная с младшего дошкольного возраста, сохранение у воспитанников здоровья через занятия плаванием.
Для реализации этой идеи мною были поставлены следующие цели и задачи:
Цель - обучение плаванию детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Задачи:
Оздоровительные :
- приобщать ребенка к здоровому образу жизни;
- укреплять здоровье ребенка;
- совершенствовать опорно-двигательный аппарат;
- формировать правильную осанку.
Образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- формировать знания о здоровом образе жизни;
- формировать знания о способах плавания.
Воспитательные:
- воспитывать двигательную культуру;
- воспитывать нравственно волевые качества, такие как смелость, настойчивость, уверенность в себе;
- воспитывать чувство заботы о своем здоровье.
Теоретическая база опыта.
Основными средствами социализации детей считаются детский сад и семья. В условиях ФГОС ДО роль семьи во взаимодействии с ДОО возросла в несколько раз. В настоящее время родители воспитанников являются участниками образовательного процесса. Дошкольный период в жизни любого ребенка является самым оптимальным для развития и становления личности. Именно дошкольное детство дает толчок для всестороннего развития ребенка дошкольника. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. С ее помощью ребенок учится, развивается. Игра позволяет ребенку не только познавать новое, пополнять существующие знания в той или иной области, она дает ребенку возможность укрепить и сохранить свое здоровье. В игре дети не только находят друзей, они еще узнают о пользе занятий, о значении предметов в жизни, о естественных факторах природы и др. Во время игр на воде и занятий по плаванию дети узнают и закрепляют знания о частях тела, о направлениях движений, о культурно-гигиенических навыках, узнают название и назначение спортивного инвентаря. Все эти знания позволяют детям сохранять свое здоровье, заботиться о нем. Полученными знаниями дети делятся с друг другом, а также со своими родителями, тем самым приобщают их к здоровому образу жизни. Много знаний дети получают и от родителей, данные знания тоже помогают укреплять здоровье дошкольника. Многие родители на своем примере показывают необходимость заботы о своем здоровье. В детском саду основная роль по оздоровлению детей дошкольного возраста принадлежит педагогам, инструкторам по физической культуре и медицинскому персоналу учреждения.
Время не стоит на месте, инструктору по физической культуре приходится идти в ногу со временем, чтобы быть компетентным в решении тех или иных задач. В работе по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста не достаточно одних каких-то знаний, необходимо эти знания постоянно обновлять и пополнять. В своей работе опираюсь на труды отечественных исследователей, которые уделяли большое внимание сохранению здоровья дошкольников. Многие авторы видят работу по сохранению и укреплению здоровья детей по-разному. Многочисленные научные исследования посвящены проблемам физкультурно-оздоровительной работы с детьми, особенностям методики физического воспитания в детском саду, повышению физической подготовленности, закаливанию, развитию физических качеств детей дошкольного возраста и др. (Е. Н. Вавилова, Ю. Ф. Змановский, Л. В. Карманова, С. Я. Лайзане). Большое внимание укреплению и сохранению детей уделял В. А. Сухомлинский. Он считал, что забота о здоровье детей –важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка. Макаренко Л. П. «Юный пловец», Осокина Т. И. «Как учить детей плавать»,
Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. «Обучение плаванию в детском саду : Книга для воспитателей детского сада и родителей». Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина «Плавание-крепость здоровья» - вот лишь немногие труды, на которые я опираюсь в своей работе на должности инструктора по плаванию. Для достижения положительного результата по поставленной проблеме недостаточно просто изучить материал. Я, как и многие другие педагоги нахожусь в постоянном поиске. Ищу новые, нетрадиционные формы и методы по оздоровлению дошкольников. Большое внимание уделяю подготовке нестандартного материала для занятий. Мною организована «тропа здоровья» в бассейне зале. Занятие, которое приносит детям не только удовольствие, положительные эмоции, но и позволяет заниматься профилактикой плоскостопия и следить за правильностью осанки ещё до непосредственных занятий по плаванию. Данная тропа пользуется большим спросом у детей всех возрастных групп, что также дает положительный результат в оздоровлении дошкольников.
Новизна представляемого опыта.
Новизна выполненного педагогического исследования заключается в том, что я ищу способы укрепления здоровья дошкольников не только на занятиях по плаванию, но рассматриваю этот вопрос более масштабно. Например, провожу родительские собрания в детском саду, где рассказываю о пользе плавания для дошкольников. Также провожу различные праздники и развлечения на воде с привлечением родителей, чтобы они наглядно могли убедиться в пользе занятий по плаванию не только в физическом аспекте, но и в психологическом.
Технология опыта. Именно в периoд дoшкoльного детства прoхoдит фoрмирование черт характера ребенка, формируются навыки, привычки ребенка. Полученные в данный период знания служат для дальнейшего становления ребенка. В своей работе я придерживаюсь основных принципов:
-системнoсти,
-нагляднoсти,
-последовательнoсти,
-доступности.
В нашем саду имеется полностью оборудованный бассейн для занятий детей плаванием, где есть весь необходимый инвентарь.
В бассейне созданы все необходимые условия, для того чтобы дети научились плавать. Имеется различный инвентарь: плавательные доски, лопатки, колобашки, надувные нарукавники и жилеты.
Также в нашем детском саду имеется тренажёрная комната. Перед каждым занятием инструктор по плаванию выполняет вместе с детьми упражнения на суше, дети вспоминают правила поведения на воде, и лишь только после этого непосредственно начинают занятия на воде.
Большое внимание в своей работе вместе с педагогами мы уделяем сотрудничеству с родителями наших воспитанников. Инструктор по плаванию тесно работает с педагогами учреждения. Совместными усилиями организуются родительские собрания, круглые столы, проводятся индивидуальные и коллективные консультации, дни здоровья, различные спортивные праздники на воде.
Анализ результативности. Опыт накопленной мною работы показывает, что у детей дошкольного возраста, которые регулярно посещают занятия плаванием в детском саду, происходит снижение заболеваемости и укрепляется организма.
Посещение бассейна влияет не только на физические, но и на умственные данные ребенка, стимулируя его нервно-психическое развитие. Контактируя с водой человек получает массу положительных эмоции. Польза плавания настолько велика, что занятие можно отнести не только к самым популярным видам спорта, но и к терапевтическим методикам, применяемым в медицине. Чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма:
1. Мышечная система. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных групп мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. Сопротивление воды способствует формированию более сильных и эластичных мышц.
2. Костная система. В воде снижается нагрузка на позвоночник и суставы. Укрепление связок способствует правильному формированию осанки. Плаванье помогает суставам оставаться гибкими, особенно в шее, плечах и бедрах. Ходьба по массажным дорожкам перед плаванием, активное движение ног в воде в безопорном положении - укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.
3. Сердечно - сосудистая система. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды.
4. Дыхательная система. Давление воды и возрастающая потребность в кислороде, как следствие повышенной энергозатратности, укрепляет дыхательную систему : улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, совершенствуется дыхательный ритм, повышается эластичность легких, растет количество альвеол легких, объем и вентиляция легких, максимальное потребление кислорода.
5. Нервная система. Важна радость, удовольствие, которое получает ребенок от общения с водной стихией. Использование элементов игры позволяют сохранять эту радость на протяжении всего обучения. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Плавание помогает побороть водобоязнь, снимает утомление, помогает при нервном перенапряжении, поднимает настроение, улучшает сон, внимание и память.
6. Закаливание. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разным условиям внешней среды. Движение воды оказывает массирующий эффект.
7. Культурно - гигиенические навыки. Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. Постоянное выполнение ребенком целого ряда санитарно - гигиенических требований приучает его к самостоятельности и воспитывает уверенность в собственных силах.
8. Личностные качества. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Занятия развивают у детей такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.