Мужикова Наталья Александровна
Педагогический час для воспитателей ДОУ в форме деловой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Здоровый образ жизни в дошкольной организации благодаря здоровьесбережению»
Воспитатели : От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Публикация «Педагогический час для воспитателей ДОУ в форме деловой игры» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки;
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
• Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;
• Бережное отношение к окружающей среде, к природе;
• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами;
• Формирование понятия «Не вреди себе сам».
На сегодняшний день существуют определённые трудности в решении проблемы формирования здорового образа жизни у детей:
• Формирование ЗОЖ в условиях дошкольного образовательного учреждения часто ограничивается отдельными мерами, которые проводятся эпизодически и бессистемно;
• При проведении с дошкольниками занятий по валеологии преобладает репродуктивный метод;
• Отсутствие наглядного материала и недостаточное использование ИКТ;
• В решении задач формирования здорового образа жизни часто не используется принцип интеграции образовательных областей.
Цель пед. часа: повышение результативности воспитательно-образовательного процесса, и формирование у педагогов ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Задачи:
1. Формировать и закреплять профессиональную компетентность педагогов в области валеологии.
2. Создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников
3. Формировать положительную мотивацию у педагогов ДОУ на осуществление здоровьесберегающей деятельности.
Мы предлагаем провести в форме деловой игры «Брейн-ринг». Для этого нам нужно разделиться на две команды и занять места за столами. Оценивать нашу игру будет экспертная комиссия, в состав которой входят: ст. воспитатели.
Правила и ход деловой игры «Брейн-ринг»
Для начала игры каждая команда выбирает капитана и придумывает название. Название должно соответствовать теме нашего семинара – 1 минута на размышление. Время пошло (представление команд и капитана).
1 конкурс: Все вопросы будут появляться на экране. После озвучивания вопроса, команде даётся время на обдумывание ответа – 1 минута. Капитан команды, озвучивает ответ. Команда соперников не перебивает и не подсказывает. Каждый ответ оценивает экспертная комиссия, в заключении комиссия подведёт итог игры.
1вопрос. Назовите виды двигательной активности в воспитательно-образовательном процессе (образовательная деятельность по физической культуре, утренняя гимнастика, подвижные игры, прогулки, бодрящая гимнастика, физические упражнения на прогулке, физкульминутки и динамические паузы, физкультурные досуги, праздники и развлечения, самостоятельная двигательная активность).
2вопрос. Перечислите основные оздоровительно-профилактические мероприятия в детском саду (соки, витаминотерапия, образовательная деятельность на свежем воздухе, прогулки, закаливание, гимнастики, бассейн, босохождение летом, и т. д.)
3вопрос. Перечислите виды и способы закаливающих процедур детей дошкольного возраста (утреннее умывание, мытьё рук перед едой, мытьё ног перед сном; игры с водой; систематическое полоскание рта и горла кипячёной водой комнатной температуры; отваром трав шалфея и ромашки, минеральной водой; обливание ног водой с постепенным понижением температуры).
4вопрос. Какова структура утренней гимнастики? ( Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную.
1. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанки и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. Продолжительность вводной части в среднем длится от 1 до 2 минут.
• построения (в колону, в шеренгу);
• строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом);
• перестроения из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону;
• непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом);
• бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.
2. Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности:
• упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц.
• упражнения для мышц туловища.
• упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы.
• следует повторить первое упражнение или аналогичное ему.
После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий.
В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание).
5вопрос. Какие задачи физического воспитания решаются в процессе проведения утренней гимнастики?
1. Разбудить организм ребёнка и настроить его на предстоящий день.
2. Разносторонне, но умеренно влиять на укрепление костно-мышечного аппарата.
3. Активизировать деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем.
4. Способствовать формированию правильной осанки. Профилактика плоскостопия.
6вопрос. Какие виды или варианты проведения утренней гимнастики вы знаете? (Обычная – строевые упражнения, перестроения, ОРУ; Из набора подвижных игр по 2-3 игры; музыкально-ритмическая гимнастика; игрового характера; комплекс упражнений с тренажёрами; с предметами и без предметов; сюжетная гимнастика; по показу ребёнка; схемы).
2 конкурс: Насколько сообразительны и смекалисты наши игроки, посмотрим в конкурсе «ЭРУДИТ». Внимательно слушайте наши вопросы и давайте правильные ответы на них. (Да или Нет)
1. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет).
Запастись витаминами впрок невозможно: в организме они не складируются и расходуются сразу, по мере поступления. Уминать ягоды и фрукты корзинами не стоит - такие порции растительной пищи организм не в состоянии полноценно усвоить ни зимой, ни летом.
2. Правда ли, что ежедневно нужно пить молоко? (Да).
Молоко начали употреблять в пищу много веков назад, кроме того, его использовали для выкармливания маленьких деток, организм которых не мог переваривать твёрдую пищу. ЖКТ человека прекрасно переваривает молоко, получает из него ценный кальций и белок, а также множество других полезных веществ. С точки зрения здоровья, коровье молоко является полноценным источником белка. Оно имеет почти 8 г белка и 12 г углеводов на чашку. Само по себе, без обогащения, содержит почти 30 % от рекомендуемой дневной нормы для большинства взрослых. И одна чашка имеет половину рекомендуемой дневной нормы B12.
Пятнадцать причин, которые побуждают пить молоко каждый день:
Молоко укрепляет костные ткани, предотвращает развитие остеопороза у взрослых и способствует правильному формированию скелета у детей. Костям нужен одновременно кальций, витамин Д и фосфор, именно эти три вещества присутствуют в молоке, что делает продукт очень ценным для укрепления костей. Не стоит забывать, что кальций улучшает и состояние зубов, ногтей и волос. Тремя стаканами молока можно перекрыть суточную потребность организма человека в кальции. Кроме того, полезно пить и кисломолочные продукты (йогурты, кефиры, а также употреблять натуральный твёрдый сыр (не продукту) и творог.
Молоко укрепляет иммунную систему, происходит это за счёт витамина Д, который кроме улучшения всасывания кальция, участвует в выработке человеческих гормонов. Этот витамин воздействует на зону костного мозга, производящего синтез клеток, ответственных за иммунитет. Получать витамин Д можно от солнышка, но, когда его нет, в пасмурные дни и в зимний период, в этом поможет молоко. Некоторые производители намеренно наладили выпуск молока, обогащённого витамином Д, что не может не радовать.
Молоко поддерживает в норме ваш вес, а также способствует похудению. Это белковый продукт с большим содержанием кальция, что и нужно для похудения. При этом для поддержки фигуры и сброса лишнего веса следует употреблять обезжиренное молоко.
Молоко полезно для детей, его рекомендуют вводить в рацион питания младенцев после 6-9 месяцев. Ввиду высокого содержания кальция и витамина Д, молоко вводят в меню в дошкольных и школьных учебных заведениях (для укрепления костных тканей).
Молоко улучшает состояние кожи, но не для всех это работает одинаково. Если же вы будете умеренно пить напиток, не более 300 г в день, то ничего плохого не произойдёт, о негативном влиянии молока на кожу мы расскажем далее. В целом полезны молочные и кисломолочные маски, а также употребление напитка внутрь. Наличие в составе витамина А способствует улучшению состояния кожных покровов.
Молоко приятное на вкус и очень питательное, его удобно брать с собой, приобретать порцию в магазине и использовать в качестве перекуса. Утром можно быстро приготовить овсянку, запарить мюсли.
Молоком можно запить стресс и успокоиться. Чашка тёплого молока согреет, позволит расслабиться, успокоит нервную систему после тяжёлого рабочего дня. Ещё его рекомендуют употреблять беременным, кормящим и женщинам для облегчения состояний при ПМС.
Молоко способствует увеличению мышц за счёт содержания в составе белков. Поэтому спортсмены часто включают в рацион питания молочные продукты.
Молоко улучшает настроение за счёт вхождения в состав витамина Д, участвующего в синтезе серотонина (гормона счастья). Поэтому при употреблении молока человек добреет, становится радостным, у него повышается настроение.
Молоко снижает риски развития раковых новообразований благодаря витамину Д, который замедляет рост раковых клеток в толстом кишечнике. Считается также что кальций и лактоза препятствуют развитию рака яичников. Но это только гипотезы, ещё не подтверждённые фактами.
Молоко способствует укреплению сосудов и положительно влияет на работу сердца. Продукт содержит много калия, поддерживающего кислотно-щелочной баланс. Ещё он способствует передаче нервных импульсов, которые нужны для переработки белка, расширяет сосуды и позволяет понизить давление крови. Гипертоникам для насыщения организма калием и укрепления сосудов рекомендуется пить молоко с низким жировым показателем.
Молоко обеспечивает качественный сон. Нет ничего лучше, чем чашечка молока перед сном, а если она будет с чайной ложкой мёда, то вы не только прекрасно отдохнёте, но и быстро заснёте. Правда перед самым сном употреблять пищу не рекомендуется, но что делать если одолела бессонница или не даёт уснуть изжога.
Молоко в кофейном напитке снижает агрессивность кофеина. В особенности это важно для тех, кто любит кофе, но страдает повышением давления. К тому же такие напитки не только полезные, но и очень вкусные.
Недорого, доступно и безопасно. Продукт не несёт в себе вреда для организма человека (если нет непереносимости). Он доступен в приобретении, стоит недорого, обладает множеством полезных свойств, поэтому и пользуется такой популярностью среди населения.
Обширное применение молока. Его используют в кулинарии, добавляют в разные напитки, в каши, пьют самостоятельно. Сейчас можно встретить разные виды молока: пастеризованное, топлёное, ультрапастеризованное, витаминизированное, пр.
3. Правда ли, что ребёнку с 4 до 7 лет достаточно спать ночью 8 часов? (Нет, нужно 9-11).
Полноценный сон – важная составляющая жизни любого человека, а для ребенка он имеет особое значение. Большое количество информации, полученной за день, усваивается в процессе ночного отдыха, формируется нормальная нервная система, происходит физическое восстановление.
4. Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой? (Да). Поскольку накачанные мышцы значительно сдержат рост скелета - это проблемы с позвоночником, суставами. Так же тяжелые нагрузки бьют по сердцу и внутренним органам, что изнашивает их и может привести к тяжелым последствиям.
5. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет).
И это правда. Нужно понимать, что абсолютно все психоактивные вещества наносят вред.
Результаты их употребления:
• деградация личности,
• снижение интеллектуальных способностей,
• утрата привлекательности, депрессии и психозы,
• сексуальная дисфункция,
• поражения печени, легких, сердца.
Итог один – ранняя и мучительная смерть.
6. Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (Нет).
Молочные продукты в целом считаются очень полезными, ведь, например, и в йогурте, и в молоке достаточно много белка, кальция и микроэлементов. Основная составляющая йогурта – молоко и добавленные к нему кисломолочные бактерии, которые положительно влияют на пищеварение, отлично справляются с дисбактериозом.
Что касается молока, оно в большей степени насыщено полезными ингредиентами, когда оно парное. Такой напиток способен нейтрализовать радиацию и некоторые токсические вещества.
7. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да).
Как выяснилось, бананы не только радуют своим неповторимым вкусом, но и обладают поистине волшебным воздействием на человека: они действительно повышают настроение и снижают стресс. Дело в том, что в них содержится триптофан, который перерабатывается в гормон счастья — серотонин. За прекрасное самочувствие и хороший сон отвечает магний (в одном банане содержится примерно 28—30 мг этого микроэлемента).
8. Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (Нет).
В современных машинах с жидкокристаллическими мониторами электромагнитное поле от монитора незначительно, поэтому нет нужды пользоваться нородным методом.
3 конкурс: Соревноваться командой легко, хорошо и надёжно. Ведь не зря говорят в народе: «Одна голова хорошо, а две – лучше». Но пришло время пригласить посоревноваться наших капитанов. Капитаны - вперёд! Предлагаю вашему вниманию задание «Найди правильный ответ», выполнив которое вы выделите компоненты здорового образа жизни. У меня есть могучее дерево – дуб (нарисованное на ватмане). В древности люди его ассоциировали со здоровьем. Но наше дерево без листочков. Мы предлагаем вам сейчас украсить этот «Дуб» листочками, на которых написаны компоненты здорового образа жизни.
1. Закончи определение: отсутствие болезни и физических дефектов, полное физическое, психическое и социальное благополучие:
• Здоровье.
• Сон.
• Питание.
2. Закаливание это -
• Тренировка организма к действию различных метеорологических факторов.
• Физические упражнения.
• Прогулки.
3. Система методов и приёмов, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального личностного и физического здоровья:
• Игровые технологии.
• Здоровьесберегающие технологии.
• Компьютерные технологии.
4. Что согласно известному лозунгу, является залогом здоровья:
• Красота.
• Чистота.
• Доброта.
5. Как называется наука о здоровье:
• Физиология.
• Геронтология.
• Валеология.
6. Состояние, при котором замедляется большинство физиологических процессов, и создаются лучшие условия для восстановления работоспособности организма
• Сон.
• Игра.
• Отпуск.
7. К какой образовательной области можно отнести следующую пословицу: «Двигаюсь, значит, живу».
• Художественно-эстетическое развитие.
• Познавательное развитие.
• Физическое развитие.
8. Рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток это –
• Игра.
• Занятие.
• Режим дня.
Воспитатели : Ну что ж, а тепеь мы вам предлагаем провести физкультминутку.
Дети, стройтесь по порядку
На активную зарядку,
(ходьба на месте)
Левая, правая,
Бегая, плавая,
(бег, имитация движения руками «брасс»)
Мы растём смелыми,
На солнце загорелыми.
(руки за голову, прогнуться)
На носочки поднимайтесь,
(подняться на носки)
Руки к солнцу. Улыбайтесь!
(руки поднять в стороны, вверх)
Потянулись, наклонились
(руки на поясе, наклон вперёд)
И обратно возвратились.
Повернулись вправо дружно,
(повороты туловища направо)
Влево то же делать нужно,
(повороты туловища налево)
Делай раз и делай два.
Не кружись ты, голова!
Повороты продолжай
И ладошки раскрывай.
(повороты туловища, руки в стороны)
А теперь наклон вперёд
Выполняет весь народ.
(наклон вперёд, выпрямиться)
Поднимай колено выше –
На прогулку цапля вышла.
(поднимание согнутых ног)
А теперь ещё задание –
Начинаем приседания.
(приседания)
Приседать мы не устанем,
Сядем – встанем,
Сядем – встанем.
Проведём ещё игру:
Все присядем – скажем: «У!»
(«У» с приседом)
Быстро встанем –
Скажем: «А!»
(«А» со вставанием)
Вот и кончилась игра!
4 конкурс: Замените выражение пословицей.
• Береги здоровье (Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров – берегись).
• Ешь лук. (Лук от семи недуг. Лук – здоровью друг.)
• Будь бодрым, занимайся физкультурой. (В здоровом теле, здоровый дух)
• Умывайся, принимай душ каждый день. (Чистота – залог здоровья)
• Здоровье бесценно. (Здоровье за деньги не купишь)
• Закаляйся с детства. (Смолоду закалишься – на весь век сгодишься).
5 конкурс:Формы взаимодействия с родителями по формированию у детей представлений о ЗОЖ (коллективная деятельность – заполнение таблицы).
Формы партнёрства с родителями воспитанников
Формы Традиционные Нетрадиционные
Наглядно- информационные Информационные стенды Видеоролики
Папки-передвижки Информация на сайте
Тематические выставки Газета (журнал)
Мини - газеты, книги, статьи по данной проблеме; Личный блокнот
Фотовыставки; Презентации
Аналитические Анкетирование «Шкатулка вопросов»
Посещение семьи Тестирование
Образовательные Беседы Круглый стол
Практикумы, семинары Семейная гостиная
Различные формы родительских собраний, лекториев; Родительские конференции
Консультации Групповая дискуссия
Физкультурные досуги Занятия в родительских клубах
Открытые просмотры занятий, физкультурных досугов, праздников; Акция
Выставки детских работ по теме; Вечера вопросов и ответов
Видеофильмы или их фрагменты на темы воспитания ЗОЖ; Совместные выходы на природу
Эпизодические посещения родителями д/сада; Совместные физкультурные занятия с детьми
Организация общих дел в группе и помощи родителей по физическому воспитанию детей. Творческие конкурсы
Организация общих дел в группе и помощи родителей по физическому воспитанию детей. Организация дополнительных услуг родителями в группе по физической культуре
6 конкурс: Полезные советы: (вместе)
• Если хочешь долго жить – сигареты брось… (курить).
• Напомним каждому с любовью – курение вредит…. (здоровью).
• Солнце, воздух и вода – наши лучшие… (друзья).
• Если хочешь похудеть, стройную талию иметь, со свининой не ешь суп – покрути – ка… (хула – хуп).
• Очень важно спозаранку есть за завтраком… (овсянку) .
Воспитатели : Наша игра подошла к концу. Пока жюри подсчитывают баллы, у нас рекламная пауза.
Входят Красная шапочка и ее Бабушка. Между ними происходит такой диалог:
• Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо?
• Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
• Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
• Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
• Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
• Потому, что я не любила, есть морковь, моя внученька.
• Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
• Это потому, моя Деточка, что по утрам не делала зарядку.
Голос: Если не хочешь, что бы тебя съел Серый волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!
Воспитатели : Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребё нка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности (раздать в виде памяток).
Для формирования потребности в здоровом образе жизни необходимо:
1. Развивать у детей дошкольного возраста навыки личной гигиены и навыки оказания первой помощи.
2. Формировать у дошкольников элементарные представления: о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определённой группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывать дошкольникам о её влиянии на состояние кожи, зубов и т. д.); о способах сбережения психического здоровья (позитивный эмоциональный настрой, развитие умения контактировать с другими людьми, умения расслабляться и др.).
3. Поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства «мышечной радости».
4. Привлекать родителей к формированию у ребёнка ценностей здорового образа жизни.
Литература:
1. Алямовская В. Как воспитать здорового ребенка.
2. Вавилова Е. Укрепляйте здоровье детей.
3. Васильева И. Развивающие игры для дошкольников.
4. Иванов Ю. Йога. Как сохранить и укрепить здоровье.
5. Кузьмин В. Дыхательная гимнастика.
6. Маханева М. Воспитание здорового ребенка.
7. Нестерюк Т. Гимнастика маленьких волшебников.
8. Празников В. Закаливание детей дошкольного возраста.