Вера Рыболова
Педагогический биатлон. Забота о здоровье детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
(Конфуций)
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни; усовершенствовать работу педагогического коллектива в данном направлении с учетом ФГОС.
Предварительная подготовка:
Выставка в методическом кабинете "Формирование навыков ЗОЖ у дошкольников".
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Изготовление дидактических игр по приобщению к ЗОЖ.
Коллектив воспитателей делится на две команды за неделю до проведения педагогического ринга, придумывают приветствие;
Педагоги изучают методическую литературу по тематике;
Каждая команда подготавливает пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, высказывания философов, поэтов и др. известных людей;
Каждая команда к раунду «Игра – дело серьезное» готовит презентацию дидактической игры по приобщению к ЗОЖ.
Правила игры: всем участникам разделиться на 2 команды, каждая команда выбирает капитана. Жюри оценивает каждый раунд и разминки, подводит общий итог. За разминку максимум 3 балла, за раунды – 5 баллов.
Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков. Ответы оцениваются по пятибалльной системе. За полный и точный ответ - 5 баллов. Если другая команда дополняет, исправляет ответ, то ей даются дополнительные очки. За неправильный ответ очки не даются.
Ход:
Ведущий: Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на педагогическом биатлоне. В. А. Сухомлинский писал: " Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
Как сформировать главную, основную, жизненно важную привычку у дошкольников – привычку к здоровому образу жизни? Найти ответ на этот вопрос мы с вами попытаемся в ходе нашего педагогического биатлона, посвященного данной проблеме. Биатлон будет состоять из 5 раундов. На ринг приглашаются команды. (представление команд)
Разминка «Приветствие».
Придумать название и девиз команды, приветствие и пожелания команде соперников. Время – 3 мин. Максимальная оценка - 3 балла.
Капитаны должны удостовериться, что вы — команда, что вы сплочены и понимаете друг друга, иначе ничего не получится.
Упражнение «Построиться по признакам»
Участники путешествия во времени должны по команде ведущего построиться:
— по стажу работы в детском саду (от большего к меньшему,
— по педагогическому стажу (от наименьшего к наибольшему,
— по знакам Зодиака,
— по цвету волос без слов (от темных к самым светлым).
1 раунд «Бой эрудитов»
Обдумывание вопроса не более 30 секунд. Право ответа получает команда, которая первая поднимет флажок готовности.
Вопросы командам:
1 вопрос. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Назовите, из каких компонентов складывается здоровье?
Правильный ответ: 1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. 3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
2 вопрос. От каких факторов зависит здоровье дошкольника?
Правильный ответ: Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
3 вопрос. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Перечислите, каким компонентам ЗОЖ следует уделять особое внимание в дошкольном возрасте?
Правильный ответ:
Занятия физкультурой, прогулки,
Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
Бережное отношение к окружающей среде, к природе
Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолога, хирурга, ЛОР, окулист)
Формирование понятия "не вреди себе сам"
2 раунд «Конкурс капитанов»
Команда №1
1) В здоровом теле…. (здоровый дух)
2) Здоровье всему…. (голова)
3) Кто спортом занимается…. (тот силы набирается)
4) Забота о здоровье лучшее (лекарство)
5) Двигайся больше, проживешь…. (дольше)
Команда №2
1) Здоровье в порядке… (спасибо зарядке)
2) Здоровье дороже (денег, богатства)
3) Береги платье снову…. (а здоровье смолоду)
4) Болен лечись, а здоров…. (берегись)
5) Здоровье сгубишь, новое …. (не купишь)
Игра-разминка. Провести с командой соперников пальчиковую гимнастику.
3 раунд «Вопрос-ответ»
1. Дайте определение термину «Закаливание»
Ответ: Закаливание - это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.
Закаливание – это своего рода тренировка защитных сил организма, их подготовка к своевременной мобилизации.
2. Перечислите формы проведения закаливания водой.
Ответ: Полоскание горла холодной водой.
Местное влажное обтирание.
Обширное умывание.
Контрастные обливания ног.
Контрастные ножные ванны.
«Топтание» в воде.
3. Перечислите формы проведения закаливания воздухом.
Ответ:
Дневной сон с доступом свежего воздуха.
Прогулки на свежем воздухе.
Проведение физических упражнений на открытом воздухе.
Босохождение.
Контрастные воздушные ванны.
4. Основными принципами закаливания являются …. Перечислите.
1) комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур;
2) индивидуализация закаливающих воздействий с учетом состояния здоровья, степени закаленности ребенка;
3) постепенное увеличение силы воздействия природного фактора;
4) систематичность закаливания – должно осуществляться круглый год, а виды и методики меняться в зависимости от сезона и погодных условий;
5) спокойное радостное настроение ребенка во время закаливающих процедур.
Игра-разминка. Урок мышления
Пять секунд на раздумье (вопросы командам)
1. Что всему нужно? (жизнь);
2. Какой месяц короче всех? (май);
3. Ты да Я, да мы с тобой. Сколько нас? (Двое);
4. Что человеку не лень всегда делать? (дышать);
5. В каком месяце человек меньше всего ест? (в феврале);
6. Каких камней в море нет? (сухих);
7. В корзине 3 яблока. Как поделить их между 3 девушками, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (одно яблоко отдать в корзине);
8. Где находятся города без морей, реки без воды и леса без деревьев? (на карте);
9. Какое слово всегда пишется не правильно? (неправильно);
10. Кто может прыгнуть выше дома? (любой, дома ведь не прыгают);
11. Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10? (когда смотрим на минутную стрелку);
12. Есть ли 7 ноября в Австралии? (есть);
13. Вы - пилот самолёта, летящего из Гаваны в Москву с двумя посадками в Алжире. Сколько лет пилоту? (сколько и вам);
14. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50);
15. обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число? (во всех);
16. вы входите в тёмную малознакомую комнату. В ней две лампы- газовая и керосиновая. Что вы зажжёте в первую очередь? (спички);
17. Какие местоимения портят мостовые? (я-мы);
18. Перед кем люди снимают шляпы? (перед парикмахером);
Игра - разминка «Черный ящик» (1мин)
Необходимо дать ответ, что лежит в черном ящике.
В черном ящике предмет, который у сибирских шаманов олицетворял строение мира. У нас в детском саду он используется исключительно в области физкультуры. Что же это? (БУБЕН)
4 раунд «Профессионалы»
Приглашается по 4 участника из команд.
«Волшебный мешочек».
Достаньте из мешочка предмет и ответьте: «Какую здоровьесберегающую технологию он отражает»
1) фасоль – сухой бассейн
2) подушечка с травой – фитотерапия
3) диск – музыкотерапия, релаксация
4) апельсин – ароматерапия
5) мыльные пузыри - игры на дыхание
6) кукла – арт-терапия
7) перчатка – пальчиковая гимнастика
8) массажный мяч – самомассаж, массаж
«Заморочки из бочки»
Участники игры достают бочонки с номерами и отвечают на вопросы:
1. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее…
(4 – 4, 5 часа)
2. Что необходимо провести в середине занятия? (физкультминутку)
3. Сколько раз в неделю проводят физкультурные занятия с детьми 3-7 лет?
(2-3 раза в неделю)
4. Какая продолжительность занятия в старшей группе? (25 минут)
5. Сколько минут составляет перерыв между занятиями? (не менее 10 минут)
6. Сколько длится сон для детей 1, 5 – 3 лет? (не менее 3 часов)
7. Какая продолжительность занятия в средней группе? (20 минут)
8. Назовите основные виды движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье)
5 раунд «Творческие находки»
«Рифма раз, рифма два» /2-3 мин. на обдумывание/
К началу предложения нужно придумать рифму:
«Чтобы детям сладко спать…
Нужно музыку включать».
«Лук, чеснок – вот это чудо… .
Ох, боится их простуда».
«Чтобы кашлем не страдать…
Надо правильно дышать».
«Раз фасоль и два фасоль…
Массажируем ладонь».
«Чтобы смелым быть и в школе
У доски ответ держать…
Нужно в садике почаще
Роль в спектакле исполнять»
«Яркий цвет и яркий свет…
Повышает иммунитет».
«Трав душистый аромат…
Сон улучшит во сто крат».
«Днем поспали и проснулись,
Потянулись, улыбнулись…
Ручки, ножки мы подняли,
Здоровей намного стали»
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот. Как педагоги справляются с этой задачей – мы сейчас увидим.
«Игра – дело серьезное» Каждая команда презентует дидактическую игру по приобщению детей к ЗОЖ. (цель, возраст, описание)