Олеся Болгова
Педагогические условия повышения двигательной активности старших дошкольников на прогулки
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРОГУЛКЕ
Болгова О. С. ,
Воспитатель, МБОУ СОШ №17,
г. Бийск
Потребность дошкольников в физической активности достаточно высока, но она не всегда реализуется на должном уровне. Самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в детском саду, все более ограничена-увеличивается продолжительность учебных занятий с преобладанием статических поз, дети все больше времени проводят за компьютерными играми, проектированием, просмотром телевизора и т. д. вопрос о необходимости движения все еще остается дискуссионным. Например, М. Р. Могендович, ставит на первое место биологическую потребность, подобно наследственной сальдированной потребности в движении и ее возрастной динамике. Следствием такого подхода является стремление определить «естественные» возрастные нормы двигательной активности детей без особого учета условий их жизни и воспитания. Есть и другая концепция, которая кажется более убедительной. М. Ю. Кистяковская утверждает, что потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими анатомо-физиологическими изменениями в организме. Она сильно варьируется в зависимости от особенностей физического воспитания детей, уровня их двигательной подготовленности, формы работы с детьми по физическому воспитанию. Это ставит перед педагогами требование не идти на поводу у якобы существующего у ребенка «естественного» уровня потребности в физической активности, а последовательно развивать эту потребность. У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Условные рефлексы в этом возрасте вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенка вначале непрочны. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Кроме того, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.
Публикация «Педагогические условия повышения двигательной активности старших дошкольников на прогулки» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Старшая группа
- Темочки
Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие.
Еще Ж. -Ж. Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без движений немыслимо усвоение таких понятий, как пространство, время, форма. К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал роль движений в овладении ребенком родного языка. Врач и педагог В. В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.
По мнению Е. А. Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются к жизни движениями. Он рекомендовал предоставлять возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях [28].
Академик Н. Н. Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребенка. Физиологи, занимаясь изучением развития мозга и его функций, объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Ученые рекомендуют педагогам использовать движения как важнейшее средство умственного развития детей.
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно обеспечивать системность, последовательность подачи всего программного материала, способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей.
Правильная организация двигательной деятельности ребенка в повседневной жизни способствует улучшению его психофизического здоровья. Целесообразное чередование характера деятельности ребенка предусматривает рациональное сочетание интеллектуальной и физической активности, что обеспечивает профилактику утомления нервной системы, создает у ребенка жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность. Подвижные игры и физические упражнения на воздухе могут проводиться в различных вариантах.
Для повышения педагогической активности у старших дошкольников могут использоваться: подвижные игры с правилами, которые подразделяются на сюжетные и несюжетные. Так же игры, с правилами, являются для детей наиболее увлекательной формой двигательной активности, так - как ориентируют их на достижение определённой цели. Необходимо учить детей переживать и справляться с негативными эмоциями. Однако следует отметить, что игры должны приносить радостные переживания. Элементы соревнований побуждают детей к большой активности, к правлению различных двигательных и волевых качеств (быстрота, ловкость, выдержка, самостоятельность, настойчивость).
Таким образом, эффективные способы повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, выявленные в ходе анализа научно-методической литературы, подтвердили предполагаемый результат во время проведения опытно-практической работы.
Анализ литературы позволил предположить, что повышения двигательной активности у детей, в старшей группе детского сада будут успешно формироваться только при грамотном создании педагогических условий.
Список использованных источников
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (в ред. ФЗ от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)/СПС Консультант Плюс
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»/ИПП Гарант
3. Абранян, Л. А. Игра дошкольника / Л. А. Абранян. – М. : 2008. – 176 с.
4. Аксенова, Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // Дошкольное воспитание, 2008. № 6. С. 37–48.